УЧИМ БУКВЫ
статья по логопедии (старшая группа)
Сообщение для родителей по работе на занятиях по обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_bukvy.docx | 143.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Учим буквы
Часто можно увидеть на улице такую картину. Мама спрашивает малыша, указывая на какую-либо букву вывески на доме: "Какая эта буква?" Малыш с радостью отвечает: "ПЭ!", или "ЭМ!", или "ЭС!". Уважаемые взрослые! Если вы именно так называете детям буквы, то как ваш маленький ученик прочитает слог "МА"? Представьте себе, у него скорее всего получится "ЭМА"! И он будет прав: ЭМ + А = ЭМА. А слово "МА-МА" в таком случае будет читаться как "ЭМА-ЭМА"!
Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П". Это совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук - разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука - твердый и мягкий. Но все эти понятия недаром входят в программу обучения грамоте в первом классе: для их усвоения нужны достаточно зрелые функции мышления - анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. А ребенок дошкольного возраста владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Придет время, и ваш ребенок усвоит знания по фонетике языка. А сейчас он может учиться читать и без этих знаний.
Как много раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил? Ответа на этот вопрос не существует: все будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, частоты занятий с ним. Ведь все дети довольно в разные сроки усваивают названия цвета, например. Взрослые до тех пор комментируют цвет окружающих предметов ("Смотри, какая красная машинка поехала!", "Травка - зеленая!") или просят ребенка показать или принести предмет заданного цвета ("Покажи синий цветочек на картинке!", "Дай маме красный кубик!"), пока однажды ребенок сам не назовет знакомые цвета. То же самое происходит и с заучиванием букв: сначала взрослый показывает и называет буквы (в букварях, на специальных плакатах, в разрезных азбуках, на улице), потом ребенок учится находить букву по заданию взрослого ("Найди и покажи в этом слове букву В!"), и только после этого он самостоятельно опознает и называет букву. Если форсировать этап называния буквы взрослым и поиска буквы по заданию, ребенок с трудом будет вспоминать буквы, часто ошибаться и из-за этого терять интерес к занятиям.
Целесообразность обучения ребенка написанию букв зависит от возраста и возможностей ребенка. Одновременное обучение чтению и печатанью необязательно. Если ваш малыш еще неуверенно пользуется карандашом, с трудом рисует геометрические фигуры и простые формы, печатанье букв для него станет трудным и неинтересным занятием, что может отразиться и на обучении чтению. Не стоит обучать детей письменным буквам: за вас это грамотно и в подходящее для ребенка время сделает учитель в первом классе!
Безусловно полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка. Из всего этого арсенала упражнений, связанных с развитием мелкой моторики, наверняка найдется какое-либо, которое станет увлекательным для вашего ребенка.
Некоторые пособия предлагают при запоминании букв опираться на образы, сравнивать буквы с различными небуквенными изображениями, на страницах таких пособий можно встретить предметные картинки, в которые "вписаны" буквы, например:
Оригинальный способ запоминания букв - упражнение "Тело-буква": ребенок изображает букву с помощью всего тела. Можно загадывать такие "Тело-загадки" ребенку, или он сам будут придумывать их для вас.
Помочь в запоминании букв могут и стихи о буквах, в которых описываются внешние признаки буквы, например: "Высока и стройна буква А, очень похожа на арку она" (Ковшиков В. А. Азбука в картинках), "А как лесенка стоит перед входом в алфавит" (Виеру Г. На что похожа азбука), "А - начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать ее легко: ноги ставит широко!" (Шибаев А. На что похожи буквы). Такие стихи полезно не только читать детям, но так же и заучивать их наизусть.
В настоящее время на рынке развивающих игр - огромное количество готовых игр, которые могут помочь ребенку выучить буквы. Все эти игры - яркие и красочные. Но игры, направленные на изучение букв, в основном разработаны по одному принципу: нужно находить буквы и картинки с изображениями предметов, начинающихся на эти буквы. Таким образом, они тренируют умение выделять первый звук в слове и запоминание букв одновременно. А ведь в дошкольном возрасте далеко не все дети легко определяют первый звук в слове. Чтобы использовать такие игры в целях заучивания букв, нужно заранее потренироваться в назывании первого звука в слове. Пробуя выполнять подобные задания, придерживайтесь следующей последовательности порядка предъявления слов:
- слова, где первый звук - А, У, И, Э, О (только под ударением);
- слова, где первый звук - отдельный согласный, не участвующий в слоге-слиянии (К-РОТ, Т-РАКТОР, С-ТОЛ и т.д.);
- слова, начинающиеся на твердый согласный в слоге-слиянии (МАШИНА, РУКА и т. д.);
- слова, начинающиеся на мягкий согласный в слиянии (КИНО, ТЕЛЕВИЗОР и т. д.);
- слова, где первая буква - Е, Ё, Я, Ю.
Особое внимание обратите на ошибки ребенка в таких заданиях, например, когда ребенок вместо звука 3 выделяет С, вместо Б - П, вместо Д - Т, вместо Г - К, вместо Ж - Ш. Если такие ошибки ребенок допускает часто, обязательно проконсультируйтесь по данному вопросу у логопеда.
Готовых игр может быть недостаточно, чтобы ребенок уверенно называл буквы. Вашему вниманию предлагаются оригинальные и полезные игры, которыми вы можете воспользоваться при желании и необходимости.
Разрезные буквы
Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две части (затем можно эти же буквы дополнительно разрезать, так чтобы получалось 3-5 деталей). Предлагайте ребенку собирать буквы, предъявляя части разными способами:
- части одной буквы;
- части одной буквы + одну часть от другой буквы;
- части 2-3 букв одновременно.
Особое внимание уделите подбору букв для одновременного складывания двух и более букв. Сначала подбирайте для такого задания буквы, разница во внешнем виде которых очевидна, например: А и Р, С и И. Когда ребенок освоит этот уровень, можно предъявлять одновременно части схожих по написанию букв, например: Р и В, Ш и Е, Н и П.
Не забывайте называть или спрашивать ребенка, какая получилась буква!
Такая игра очень похожа по своему принципу на разрезные картинки, в которые любят играть все дошкольники. Игра способствует не только запоминанию букв, но и развитию наглядно-действенного мышления, поможет предупредить ошибки в написании букв (зеркальное написание, написание "вверх ногами", ошибочное написание вместо заданной буквы схожей с ней по внешнему виду).
Найди и подчеркни
Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка, возможно букварь или азбука, рекламка из почтового ящика). Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать букву, которую с ним заучиваете. Не забывайте называть или спрашивать, какую букву ребенок ищет. В другой раз букву можно зачеркивать, обводить в кружочек, ставить под/над ней точку...
При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их подчеркивать, а наиболее сложный вариант упражнения - находить две буквы одновременно, но отмечать их разными знаками (например, Н - зачеркнуть, И - обвести в кружочек).
Задание полезно на всех этапах обучения чтению (даже для читающих детей), так как еще и тренирует внимательность.
Какая буква выглянула в окошко?
Можно использовать любые крупные буквы из разрезной азбуки. Дополнительно приготовьте лист большего размера с "окошком" любой формы (круглое, квадратное, прямоугольное). Спрячьте за этим листом букву из азбуки. Попросите ребенка узнать букву "в окошке" (по ее фрагменту).
Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент "в окошке".
Игра развивает пространственное мышление и внимание.
От какой буквы деталь?
Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать.
Вы можете просить ребенка назвать все буквы, которые содержат этот элемент, если вариантов ответов несколько.
Игра развивает воображение, поможет предупредить ошибки при написании букв.
Какие буквы спрятались?
Предложите ребенку угадать, какие буквы спрятались в этих картинках. Если задания нарисовать на отдельных листах, то ребенок, поворачивая лист в разные стороны, сможет найти больше букв. Если ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша, это поможет ему выделить букву на общем фоне.
Задание развивает зрительное восприятие.
Итак, когда вы будете учить малыша буквам, помните!
- Целесообразнее пока называть согласные буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П".
- Не торопитесь спрашивать ребенка, какая это буква. Чем дольше этап называния буквы взрослым и поиска ее по заданию, тем проще ребенку будет самостоятельно вспоминать названия букв в дальнейшем.
- Одновременное обучение чтению и печатанью не обязательно.
- Для перехода к чтению слогов не обязательно заучивать все буквы алфавита.
- Если возникли трудности в запоминании букв, если эти трудности устойчивы даже при разнообразии приемов запоминания, обратитесь за консультацией логопеда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Много с буквами хлопот". Учим буквы.
Данный материал-помощь взрослому,желающему познакомить ребёнка с буквами. Педагог,специалист,родитель-каждый найдёт для себя полезную информацию. Игры и упражнения будут интересны детям для качественн...
статья " Играя, учим буквы правильно. игры с буквами для дошколят"
В данной статье даны рекомендации для взросллых, занимательные задания и игры для дошколят, которые помугут им изучить буквы и получить первоночальные навыки чтения...
учим буквы, учимся читать
Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, о...
учим буквы, учимся читать
Учим буквы ,учимся читать Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных,...
Консультация для родителей «Учим буквы учимся читать»
Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружно...
Консультация для родителей «Учим буквы учимся читать»
Консультация для родителей : «Учим буквы, учимся читать» В консультации даются рекомендации родителям, с чего нужно начинать учить ребёнка...
Учим буквы. Звук и Буква М. Старшая группа
Учим буквы. Звук и Буква М. Старшая группа...