Артикуляционная гимнастика
план-конспект занятия по логопедии
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика
Сказка «У бабушки с дедушкой»
1 часть:
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не про-пускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с
последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ(широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК–МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ(кончик языка облизывает губы по кругу).
2 часть
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ: НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую
щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то заверхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ. ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТХИ ИГРАЛИ(широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык – под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе). /О.Крупенчук/
Артикуляционная гимнастика для малышей.
Выполнять упражнения перед зеркалом. Повторять от двух до пяти раз.
1. “Птенчик” Плавное и медленное закрывание и закрывание рта.
2. “Целуем мамочку”- “Улыбаемся”. Вытягивание губ вперед (трубочкой) и растягивание их в улыбку до обнажения верхних и нижних зубов.
3. “Прятки”Движение языка вперед и глубоко назад, при широко открытом рте.
4. “Качельки”.Поднимание языка за верхние резцы и опускание за нижние.
5. ”Часики”. Повороты языка вправо и влево к уголкам губ. Следить, чтобы не двигалась челюсть вместе с языком.
6. “Вкусное варенье”. Круговые движения языка. Язык, медленно двигаясь, облизывает сначала верхнюю, а затем нижнюю губу. 7. “Бублик” . Округлить губы, едва вытянув их вперед. Резцы нижние и верхние видны. 8. Чередование “Бублик”- “Улыбка”.
9. ”Лошадка”.Пощелкивание кончиком языка, рот открыт.Подражание цоканью копыт лошади о мостовую.
10. Направление губами выдыхаемой струи воздуха на кончик вынутого языка. Следить, чтобы не надувались щеки.
Артикуляционные упражнения: звуки С, З.
1. “Трубочка”. Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек.
2. Дуть через вытянутые в трубочку губы. Струя воздуха должна быть холодной и прямой. Проконтролировать тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.
3. “Загони мяч в ворота”. Дуть через вытянутые в трубочку губы на ватный шарик, загоняя его в “ворота”.
4. “Накажем непослушный язычок”. Положить язык на нижнюю губу и “пошлёпать” его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
5. “Лопаточка”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
6. Дуть с языка в позе “лопаточки” на ватный шарик, вертушку.
7. “Почисти зубки”. Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.
8. Высунуть язык вдоль языка положить палочку, губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуть. Вдохнув с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Упражнение повторить 4-6 раз.
9. Повторить предыдущее упражнение, но уже без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.
Артикуляционные упражнения: звуки С', З'.
1. Слегка улыбнувшись, смыкать и размыкать губы. Повторить упражнение 5-7 раз.
2. “Накажем непослушный язычок”. Слегка улыбнувшись положить язык на нижнюю губу и “пошлёпать” его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
3. “Лопаточка”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
4. Дуть с языка в позе “лопаточки” на ватный шарик, вертушку.
5. “Почисти зубки”. Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.
6. Открыть рот. Широко улыбнуться распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух. Контролировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.
7. Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта. Упражнение повторить 4-6 раз.
8. Проделать предыдущее упражнение без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.
10. Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух. Контролировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.
11. Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта. Упражнение повторить 4-6 раз.
12. Проделать предыдущее упражнение без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.
Артикуляционные упражнения: звук Ц.
1. Раздвинуть губы в улыбке и быстро подвигать кончик языка к нижним резцам и обратно. Повторить упражнение 5-7 раз.
2. Раздвинуть губы в улыбке и быстро “присосать” язык, находящийся между зубами. Повторить упр. 5-7 раз.
3. Кончик языка просунуть между зубами и слегка прикусить. Быстро выдохнуть, оттянув язык назад. Выдох должен быть толчкообразным. Повторить упражнение 5-7 раз.
4. Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) и сильно подуть через язык. Повторить упр 5-7 раз.
5. Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) выгнуть спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Боковые края языка зафиксировать зубами. Сделать выдох резким, коротким толчком. Повторить упражнение 5-7 раз.
6. Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) выгнуть спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Сделать выдох резким, коротким толчком. Повторить упражнение 5-7 раз.
7. Открыть рот, кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а его переднюю часть прижать твёрдому нёбу. Произнести звук Т. Губы, в этот момент растянуты в улыбке. Проконтролировать произнесение, направляя воздушную струю на ладошку.
Артикуляционные упражнения: звуки Ш, Ж, Ч, Щ.
1. Накажем непослушный язычок”. Положить язык на нижнюю губу и “пошлёпать” его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
2. “Лопаточка”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
3. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).
4. “Грибок”. Присосать широкий язык к нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.
5. Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
6. “Вкусное варенье”. Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
7. “Гармоника”. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская его, открывать и закрывать рот. Рот открывать как можно шире и удерживать позу, как можно дольше.
8. Улыбнуться, приоткрыть рот, приложить широкий передний край языка к верхний губе и сдуть с кончика языка приклеенную ватку. Края языка должны быть прижаты, а посередине должен образоваться желобок.
9. “Чашечка”. Рот приоткрыть. Губы растянуть в полуулыбке. Язык сделать широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Следить, чтобы кончик языка не заворачивался внутрь, и язык не отодвигался далеко внутрь. Удерживать позу 10 сек.
10. “Паровозик”. Язык находится в позе “Чашечки” и начинает двигаться по коренным зубам вперёд – назад 5 раз. Упражнение повторить 4-6 раз.
Артикуляционные упражнения: звук Л'.
1. Широко открыть рот, как для произнесения звука А. Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около 1,5 см, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.
2. Полуоткрыть рот, высунуть язык, кончик и боковые края языка загнуть “чашечкой”, при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высунуть язык и убрать в форме “чашечки”. Повторить упр. 3-4 раза.
3. Язык “лопаточкой” лежит на нижней губе, губы слегка улыбаются. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.
4. Высунуть язык зажать его зубами и протяжно произнести звуки А, или Ы. Повторить упр. 3-4 раза.
5. Полуоткрыть рот, достать кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро поводить кончиком языка, не отрывая его от нёба вперёд – назад, включив голос. Челюсти не должны двигаться, зубы обнажены в улыбке.
Артикуляционные упражнения: звук Л.
1. Широко открыть рот, как для произнесения звука А. Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около 1,5 см, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.
2. Полуоткрыть рот, высунуть язык, кончик и боковые края языка загнуть “чашечкой”, при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высунуть язык и убрать в форме “чашечки”. Повторить упр. 3-4 раза.
3. Язык “лопаточкой” лежит на нижней губе, губы слегка улыбаются. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.
4. Высунуть язык, зажать его зубами и протяжно произнести звуки А, или Ы. Повторить упр. 3-4 раза.
5. Полуоткрыть рот, достать кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро поводить кончиком языка, не отрывая его от нёба вперёд – назад, включив голос. Челюсти не должны двигаться, зубы обнажены в улыбке.
Артикуляционные упражнения: звук Р.
1. Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 – 7 раз
2. “Накажем непослушный язычок”. Положить язык на нижнюю губу и “пошлёпать” его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
3. “Лопаточка”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
4. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).
5. “Грибок”. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.
6. Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
7. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Открывать и закрывать рот под счет от одного до десяти.
8. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты, закрывать рот. С силой выдохнуть воздух ртом.
9. Рот открыт, язык у верхних альвеол. Произносить быстро Д-Д-Д-Д-Д (Т-Т-Т-Т-Т), с силой выдыхая воздух.
Артикуляционные упражнения : звук Р'.
1. Слегка улыбнувшись, сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 – 7 раз
2. “Накажем непослушный язычок”. Положить язык на нижнюю губу и, слегка улыбнувшись, “пошлёпать” его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.
3. “Лопаточка”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от одного до пятидесяти.
4. Слегка улыбнувшись, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).
5. “Грибок”. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти.
6. Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и, слегка улыбнувшись, удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
7. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Открывать и закрывать рот под счет от одного до десяти.
8. Присосать широкий язык к верхнему нёбу и широко открыть рот. Губы – в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. закрывать рот. С силой выдохнуть воздух ртом.
9. Рот открыт, язык у верхних альвеол. Произносить быстро ДЬ-ДЬ-ДЬ-ДЬ-ДЬ (ТЬ-ТЬ-ТЬ-ТЬ-ТЬ), с силой выдыхая воздух.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...