Коррекция нарушений слоговой структуры слова
методическая разработка по логопедии
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова (ССС). Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_narusheniya_slogovoy_struktura_slova.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №12 "Красная шапочка"
Подготовила: Е.В.Жигулина
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРА СЛОВА
Проговаривать слоги:
АПТА – АПТО – АПТУ – АПТЫ
АКМА – АКМО – АКМУ – АКМЫ
АКНА – АКНО – АКНУ – АКНЫ
АКФА – АКФО – АКФУ – АКФЫ
АГДА, АБНА, АВДА, АМНА, АДМА, АФТА, АПКА, АПФА, АХТА и пр. (то же с гласными звуками О, У, Ы на конце.)
Упражнение 1.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить слоговые сочетания с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения).
ПА – ТПА НА – КНА
КА – ТКА ХА – ПХА
ФА – ТФА ВА – ДВА
МА – КМА БА - ДБА
ТА – ПТА ГА – ДГА
ФА – КФА ДА – БДА (то же с гласными звуками О, У, Ы)
Упражнение 2.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить цепочку слоговых сочетаний со стечением двух согласных звуков и сменяемой гласной в конце каждого слога.
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЫ
КТА-КТО-КТУ-КТЫ ТПА-ТПО-ТПУ-ТПЫ
ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЫ ТКА-ТКО-ТКУ-ТКЫ и т.д
Упражнение 3.
Взрослый чётко произносит и предлагает ребёнку повторить слоговые сочетания со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
ПТА – ТПА МТА – ТМА
ФСА – СФА БНА – НБА
ХФА – ФХА ФТА – ТФА
СПА – ПСА КТА – ТКА
КНА – НКА ДВА – ВДА
То же с гласными звуками О, У, Ы.
Упражнение 4.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить слоговые сочетания с тремя согласными звуками, находящимися рядом.
АХТПА, АСТМА, АКТПА, АПСТА, АСКПА, АПСКА, АМСТА. То же с гласными звуками О, У, Ы.
Упражнение 5.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить цепочку слоговых сочетаний с тремя согласными звуками, находящимися рядом, и сменяемым гласным звуком в конце каждого сочетания.
АХТПА – АХТПО – АХТПУ – АХТПЫ
АКТПА – АКТПО – АКТПУ – АКТПЫ
АПТКА – АПТКО – АПТКУ – АПТКЫ
АФТКА – АФТКО – АФТКУ – АФТКЫ
Упражнение 6.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить слоговые сочетания с четырьмя согласными звуками, находящимися рядом.
АФТКПА, АПТКМА, АМХТПА, АКХТФА,
АКХМНА (то же с гласными звуками О, У, Ы в конце)
Упражнение 7.
Взрослый чётко произносит и предлагает ребёнку повторить цепочку слоговых сочетаний с четырьмя согласными звуками, находящимися рядом, и сменяемым гласным звуком в конце каждого сочетания.
АФТКПА – АФТКПО – АФТКПУ – АФТКПЫ
АПТКМА – АПТКМО – АПТКМУ – АПТКМЫ
АФХТПА – АФХТПО – АФХТПУ – АФХТПЫ
АКХТФА – АКХТФО – АКХТФУ – АКХТФЫ
АКХМНА – АКХМНО – АКХМНУ – АКХМНЫ
Упражнение 8.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить трёхсложные слова со стечениемсогласных звуков. После этого в качестве контроля за усвоением слогового состава слов ребёнку предлагается самостоятельно назвать предметы, изображённые на картинках.
Слова: панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селёдка, конфеты, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, напильник, паяльник, будильник, коленка.
Упражнение 9.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить сочетания числительных с существительными (одно-, дву- и трёхсложными словами, имеющими стечения согласных звуков).
Одна кепка, две кепки (ветка, пальма, тыква, улитка, пуговка, панамка, пипетка, селёдка, минутка, калитка, конфетка, комната, банкетка, плитка, клетка, кнопка).
Один бантик, два бантика (кантик, компот, магнит, павлин, лесник, клён, блин, купальник, напильник, будильник).
Одно окно, два окна (блюдо, письмо, такси, пальто).
Упражнение 10.
Взрослый чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить сочетания прилагательных с существительными (одно-, дву- и трёхсложными словами, имеющими стечения согласных звуков).
Длинный бинт (напильник, паяльник, пестик, листик, винт, анекдот, кантик, кипятильник, танк, хвост, лепесток).
Длинная нитка, (клетка, кость, комната, банкетка, конфетка, метка, ветка, вафля, дудка, губка, песенка, муфта, тахта, пипетка, кухня, яхта).
Много комнат ( бантов, таблеток, тыкв, клеток, катков, банкеток, бинтов, винтов, тюльпанов, мотыльков, фонтанов, капканов, мотков, плёток, подков, бубнов, дубков, медведей, индюков, поводков, венков, бубликов, павлинов, львов, ягод ).
Упражнение 11.
Взрослый уточняет значение, чётко произносит, а затем предлагает ребёнку повторить четырёх - и пяти – сложные слова-действия со стечением согласных звуков.
Γ все слова содержат только легкопроизносимые звуки (это определяет их фонетическую доступность), а также близки по звуковому составу (это обстоятельство усложняет задание по сравнению с предыдущим).
Напоминали – упоминали
Укутывали – закутывали
Запугивали – отпугивали
Выпиливали – отпиливали
Выкапывали – откапывали
Выдумывали – обдумывали
Выдвигали – отодвигали – пододвигали
Выкидывали – накидывали – откидывали - подкидывали
Вытягивали – натягивали – оттягивали - подтягивали
Закрепление навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в ходе отражённого проговаривания и заучивания текстов
Γвесь речевой материал содержит большое количество стечений согласных звуков. При затруднении в качестве вспомогательного средства можно использовать отхлопывание слогового контура слов и позвуковое проговаривание стечений согласных звуков с применением их зрительных или жестовых символов.
- Предложения без труднопроизносимых звуков (шипящих и звуков Л, Р).
- Охотники выследили лису.
- Гости наследили на кухне.
- Дети выпускали птиц из клеток.
- Лисий след запутывает охотника.
- Под мамино пение все дети успокаивались.
- Охотники стаскивали с ног сапоги.
- С облепиховых веток осыпались листья.
- Дети высыпали подосиновики из кузовков.
- Алевтина и Валентина подметали длинную комнату.
- Все насекомые повыскакивали из-под плинтуса.
- Антилопы заметались, так как львы оказались поблизости.
- На автобусной остановке постоянно скапливались люди.
- Спасатели остановили спуск автобуса с насыпи.
- На свадьбе своего сына соседи составили вместе все стулья и скамейки.
- Валентин и Валентина наблюдали, как львы и львята отдыхали под пальмой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР."
Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР....
Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку? Консультация для родителей....
Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)
Упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)....
Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
упражнения по формированию и закреплению слоговой структуры слова.1. Согласование числительных с существительными.2. согласование прилагательных с существительными.3. Предложения без труднопроиз...
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...
Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....
«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»
Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...