ПРОЕКТ "ЧУДЕСА ИЗ ПЕСКА ИЛИ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"
проект по логопедии (старшая группа)

Колосова Галина Николаевна

Долгосрочный проект учителя-логопеда по работе с детьми с ОНР, с использованием здоровьесберегающих технологий. В проекте выделены цель, задачи, условия  работы, приемы и методы, перспективный план работы на год, который соответствует лексическим темам. Проект может быть использован в работе  учителей-логопедов и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_19_peskoterapiya_proekt.docx92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДС  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №19»

ПРОЕКТ

ЧУДЕСА ИЗ ПЕСКА

ИЛИ

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

       http://dg51.mycdn.me/getImage?photoId=550383081703&photoType=0

                                                               

                                                            Автор: учитель-логопед

                                                                          Колосова Галина Николаевна

         

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский,творческий, игровой.

По содержанию:естественно-научный, психолого-педагогический.

По числу участников проекта: группа  компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ОНР

По времени проведения: продолжительный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Актуальность проекта

Характерологическими особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы.

Метод песочной пескотерапии обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:

• в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка;

• перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;

• игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;

• следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;

• игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.

Цель проекта: оптимизация условий логопедической работы с детьми, имеющими  нарушения речи.

Задачи проекта:

Коррекционно-образовательные: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); работа над автоматизацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь), учить выстраивать композиции на песке по образцу.

 Коррекционно-воспитательные: воспитание внимания, выдержки, ответственности; создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься.

Коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, фантазии)

 
Методы и формы работы с песком:
- рассказ
- беседа
- коммуникативные, символические, ролевые игры,
- моделирование ситуации,
- пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения,
- конструирование из дидактического материала (Блоков Дьенеша, Палочек Кюизенера).

Приемы, используемые на занятии:
«Поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.);

 «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.);

«пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, провести массаж рук ребенка (при этом можно использовать не только растирание рук, но и различные массажёры, а так же самомассаж с помощью сосновой или еловой шишки).

Организацию игр-занятий с песком можно разделить на 3 типа:


1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, трафареты, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);


2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;


3) организация сюжетов, создание композиции, моделирование игровых ситуаций.

Основные направления пескотерапии, используемые в логопедической работе:

- формированию фонематического слуха и восприятия,
- работа над слоговой структурой,
- развитие языкового анализа и синтеза
- расширение словарного запаса,
- развитию связной речи,
- развитие высших психических функций,
- развитие моторики, конструктивного праксиса.

Условия работы с детьми:

1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и  порезов на руках.
4. Для работы можно использовать передники.
5. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой.
6. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Примерный режим работы:

-1раз в неделю подгрупповое занятие (2-4 ребенка)
-1-2 раза в неделю индивидуальное занятие (по усмотрению логопеда тема занятия повторяется).

Сроки реализации проекта: долгосрочный


Практическое применение проекта: для педагогов, учителей-логопедов. 

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед.


                                                        Оборудование для игр с песком

Стол для пескотерапии с подсветкой.

Дополнительный материал:

- формочки для работы с песком,
- наборы тематических игрушек,
- бросовый, природный материал (картон, бумага, пластилин, любые краски для смешивания с песком, ткань, гербарий),
- дидактические игры (Палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша, магнитная азбука,), строительный материал, трафареты.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу дает следующие результаты:

- возрастает интерес к логопедическим занятиям;

- дети чувствуют себя более успешными;

- нет места монотонности и скуке.

- усиливается личностная заинтересованность ребенка в происходящем.

- песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка.

- ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

- более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

- усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

- в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное - речь и моторика.


         

Неделя

Тема


Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи


Развитие ВПФ, моторики посредством пескотерапии

        Сентябрь

3 неделя

«Откуда хлеб пришёл»

- образование существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

 - образование прилагательных от существительных;

- подбор слов-антонимов

Образование существительных родительного падежа.
Согласование числительных с существительными.

Знакомство с песочницей.

Изготовление куличиков из песка.

Инсценировка сеяния хлеба и сбор урожая.

        

        Октябрь

1-2 неделя

«Овощи»

«Фрукты»


Образование множественного числа существительных
(яблоко — яблоки, огурец — огурцы). Понимание обобщающего значения слов.

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже
 (красный помидор — красные помидоры — много красных помидоров)

Составление предложений описательного характера об овощах и фруктах
.


Пальчиковая гимнастика в песке: « Огород у нас в порядке».

игра «Что сначала, что потом».(посадить семена огурцов, потом найти среди овощей, что выросло).

Цель: развитие мелкой моторики, произвольности действий, временных, пространственных представлений.

3неделя

«Сад-огород. Ягоды»


Образование относительных прилагательных (осиновый, дубовый, кленовый).

Согласование относительных прилагательных с сущ. муж. и жен. рода.

Понимание обобщающего значения слов.


Игра «С какого дерева листик» (Листики раскладывают в песке).

Работа с наложенными изображениями («Какой лист?»)

Цель: развитие зрительного восприятия, гнозиса.

4  неделя

«Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Образование приставочныхглаголов (шить — зашить, подшить, вышить, пришить)

Дифференциация понятий «надеть, одеть»

Согласование существительных мужского и женского рода с притяжательными прилагательными
(чей, чья, чье).

Закрепление навыка составления простого предложения. Составление описательного рассказа.

Понимание обобщающего значения слов.


Работа с формами: заполнение цветным песком контуров одежды.

Игра: «Подбери клоуну галстук»,

Цель: развитие сенсорных ощущений, фантазии, воображения, мелкой моторики.

             Ноябрь

1 неделя

«Птицы»

Образование глаголов с приставками ( по-, вы-, с-, пере-)

Согласование существительных с глаголами в настоящем времени: птица
(что делает?) летит, поет, клюет...

Формирование навыка составления короткого рассказа по схеме из книги Косиновой «Моя первая книга знаний».

Понимание обобщающего значения слов.

Моделирование игровой ситуации «Место зимовки» (Перелетные птицы раскладываются на песке около пальмы, зимующие около елки).

Цель: развитие временной, пространственной ориентации, мелкой моторики.

Моделирование игровой ситуации: «Место обитания для птиц». (Разложить птиц в песке- водоплавающих на «озеро», сухопутных на «травку».

Цель: развитие операций сравнения, дифференциации, классификации, обобщений

2 неделя

«Дары осени»

 


Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени
(утка плавает — утки плавают)

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже
(желтый цыпленок— желтые цыплята)

Овладение навыками составления простого предложения и описательного рассказа.

Понимание обобщающего значения слов.


Моделирование игровой ситуации: «Место обитания для птиц». (Разложить птиц в песке- водоплавающих на «озеро», сухопутных на «травку».

Цель: развитие операций сравнения, дифференциации, классификации, обобщений.

3 неделя

«Игрушки»


Образование сравнительной степени прилагательных (мягкий —более мягкий), относительных прилагательных ( деревянная, пластмассовая, кухонная, спальная)

Закрепление навыка использования в речи предлогов (в, на, над, из, под, с)

Умение сравнивать предметы по их различным или сходным качествам  

Понимание обобщающего значения слов, родовых, видовых понятий.


Моделирование игровой ситуации «Моя комната» Расположение предметов мебели в песочнице.

Творческая работа по теме: «Комната для кукол». Свободная игра с песком.

Цель: развитие пространственных представлений, фантазии, воображения, мелкой моторики.

 

4 неделя

  «Поздняя осень. Изменения в природе»


Усвоение окончаний глаголов множественного и единственного числа настоящего и прошедшего времени (Ежик делает запасы; еж сделал норку)

Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах (мы видели серого ежика; в нору спрятался серый ежик.)

Использование ССК Чистяковой «Запасливый ежик»).


Работа с разрезной картинкой «Ежик» в песке.

Работа в песке с трафаретом «Ежик».

Работа в песке по формированию звуко-буквенного анализа (подбор слов с заданной буквой « Игра ромашка», составление словосочетаний по теме с использованием лепестков цветка).

Работа с мелкими предметами в песке по стихотворению «Хитрый ежик» (прищепки-«колючки» прикрепляются к силуэту ежика).

Цель: развитие вербальной памяти, операций анализа и синтеза, пространственных представлений, слухового, зрительного восприятия, мелкой моторики.

         Декабрь

1 неделя

«Инструменты. Орудия труда»

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку;

-предложно-падежное управление;

(родительный, винительный, предложный падежи)

- учить образовывать прилагательные от существительных.

Символическая игры в песке с Палочками Кюизенера «Собери бусы». «Сделай также».

Цель: развитие зрительного и пространственного восприятия, операций сравнения, идентификации, дифференциации, классификации, подражательности, моделирования, понимание различных абстрактных понятий, развитие мелкой моторики.

 2 неделя

 «Зимние забавы»


Употребление качественных прилагательных, обозначающих оттенки цвета, размер.

Словесное обозначение формы предмета.

Понимание обобщающего значения слов.


Символическая игра в песке с блоками Дьенеша «Магазин».
 Построение сериационных рядов по длине, ширине, высоте, длине, толщине, форме, цвету.

Цель: развитие зрительного и пространственного восприятия, операций сравнения, идентификации, дифференциации, классификации.

 

3 неделя

«Хвойные деревья»


Умение подобрать антонимичную пару к словам, обозначающим оттенки цвета, размер.

Согласование качественных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (желтые бусы, желтая цепочка), Сравнение предметов (с выделением сходства и различия).

Усвоение конструкций сложносочиненных предложений с союзом
а.

Понимание обобщающего значения слов.


Символическая игры в песке с Палочками Кюизенера «Собери бусы».
 «Сделай также».

Цель: развитие зрительного и пространственного восприятия, операций сравнения, идентификации, дифференциации, классификации, подражательности, моделирования, понимание различных абстрактных понятий, развитие мелкой моторики.

4 неделя

«Новый год»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (елка — елочка)
Употребление в речи глаголов в единственном и множественном числе настоящего и прошедшего времени (дети украшают елку, дети украшали елку).
Умение расширить предложение путем введения однородных членов.

Пальчиковая гимнастика в песке (Снежок).

Работа с формами (цветной песок): « Укрась елочку».

Цель: развитие сенсорных ощущений, фантазии, воображения, развитие эмоциональной сферы, мелкой моторики.

        Январь

3 неделя

«Домашние животные»


Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
(кошка — кошечка)

Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам
(какой? какая? какое?)

Составление предложений по теме (по модели: существительное в именительном падеже + согласованный глагол + прямое дополнение (Кошка пьет молоко)).

Понимание обобщающего значения слов.


Игра «Найди свою маму»

Цель: развитие операций сравнения, дифференциации, классификации, обобщений.

 

 4 неделя

 «Дикие животные наших лесов»


Образование существительных с помощью суффиксов

-ата, -ята. -онок, -енок (бельчонок— бельчата)

Практическое употребление притяжательных прилагательных
(лисий хвост, волчьи зубы)

Понимание обобщающего значения слов.

Овладение диалогической формой общения
(драматизация сказки «Теремок»).


Игра «Найди свою маму».(Составление пар животных на песке).

Игра «Теремок» (формы-вкладыши для песка с портретами персонажей).

Игра «Собери грибы для белки» (нанизывание грибов на веревочку, на веточку.)

Игры: «Разложи грибы для белки», «Съедобное- несъедобное» ,

Цель: развитие операций сравнения, дифференциации, классификации, обобщений. развитие мелкой моторики.

        Февраль

1 неделя

«Наша пища. Труд повара. Посуда»

Образование существительных с помощью суффиксов (название предметов в зависимости от назначения: сахар — сахарница, хлеб — хлебница)

Образование формы творительного падежа (что с чем? — чашка с чаем, тарелка с супом)
. Различение и выделение названий признаков по назначению (какой? какая? какие?)

Составление описательных рассказов.

Понимание обобщающего значения слов, родовых, видовых понятий.

Свободное моделирование игровой ситуации в песке. ( На кухне»).

Цель: развитие пространственных представлений, произвольной регуляции деятельности, мелкой моторики.

 2 неделя

 «Транспорт»


Закрепление навыка употребления слов-антонимов (быстро — медленно, далеко — близко).
 Использование в речи предлогов (в, на, под, над , перед из, по), слов с пространственным значением ( направо- налево, кругом).

Составление простого описания предмета.

Понимание обобщающего значения слов, родовых и видовых понятий.


Игра в песочнице « Дорожные знаки»

Цель: развитие произвольной регуляции деятельности развитие зрительного восприятия и внимания, закрепление пространственных и цветовых характеристик.

Развитие произвольности саморегуляции, самоконтроля, норм, правил социального поведения.

 3 неделя

 «День защитника Отечества»


Использование в речи предлогов (в, на, под, из, по),
 слов с пространственным значением ( направо- налево, кругом).Употребление глаголов повелительного наклонения, побудительных предложений. Согласование числительных с существительными (один-одна)


Нарисуй цветным песком подарок папе.

Свободная игра с песком «Парад солдатиков».

Цель: развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, воображения, воспитание уважения к традициям, любви к Родине, семье.

 4 неделя

  «Зима»  обобщение


Умение образовывать родственные слова ( снег, снежок, снеговик, снежинки, снежный. снегурочка)

Согласование прилагательных с существительными
(снежный ком, снежная баба, снежная семья).

Составление свободного рассказа «Снежная семья».


Изготовление снежков из песка

Конструирование снеговика из мешочков с песков.

Пальчиковая гимнастика в песке. («1,2,3,4- мы с тобой снежок слепили»).

Цель: развитие произвольной регуляции движений. подражательности, вербальной памяти, мелкой моторики.

        Март

1 неделя

«Ранняя весна»

Закрепление навыка образования приставочных глаголов (с приставками в-, у-, по-, пере-, при-)

. Расширение значений предлогов (на, над, из, в, из-под),
 выражающих пространственное расположение предметов.

Понимание обобщающего значения слов.

Пересказ небольшого рассказа

Моделирование игровой ситуации «Гнездование птиц» (Выстраивание логической цепочки на песке: дерево, гнездо, птица).

Цель: развитие воображения, умения моделировать, ориентировка в пространственно-временных связях.

 2 неделя

«Мамин праздник»


Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Разучивание стихотворения «Мамочка, мамуля»


Нарисуй цветным песком подарок маме.

Цель: развитие сенсорных ощущений, фантазии, воображения, развитие эмоциональной сферы, мелкой моторики.

 3 неделя

 «Моя семья»  


Образование прилагательных путем словосложения (голубоглазый, длинноволосый)

Использование в речи местоимений (мой, моя, мое — мой нос, моя нога, мое лицо)

Разучивание стихотворения «Называем мы слова: лоб, затылок, голова» из книги Пятница «Моторная алалия».


Символическая игра « Моя семья» (партнерские отношения в игре).

Цель: развитие фантазии, произвольной регуляции деятельности, мелкой моторики.

 4 неделя

 «Профессии»


Изменения окончаний женского рода, мужского рода в согласовании с глаголом настоящего и прошедшего времени (продавец продает- продавщица продавала, учитель учит - учительница учила, врач лечит- врач лечила).

Уточнение и расширение словаря по теме. Практическое употребление в речи названий профессий.

Составление предложений по демонстрируемому действию, развитие диалогической речи.

Понимание обобщающего значения слов.


Ролевые игры в песке с предметами по выбору детей: «Магазин», «Школа», «Больница»

Цель: развитие произвольной регуляции деятельности, сотрудничества, коммуникативных, социальных норм поведения, отработка выразительности речи, интонации.

        Апрель

1 неделя

« Наш город. Дом»

Знакомство с символами Российской Федерации (герб, флаг).

Обогащение словаря (работа над семантикой малоупотребительных слов и слов с пространственным значением; активизация, употребление их в речи: улица, памятник, перекресток, вправо, влево, вверх вниз ).

 

Свободная игра по теме: «Мой город». Сопровождениие игры чтением стихотворения Н. Дилакторской

«Песочная страна».

 2 неделя

«День космонавтики»

- употребление простых предлогов

-согласование существительных с числительными 1, 5, 9.

 

Сопровождение игры в песке выразительным рассказыванием стихотворения

«Космонавт»В. Степанова

 3 неделя

  «Рыбы»


Овладение обобщающим понятием: рыбы; видовыми понятиями: речные, морские.


Задание на дифференциацию речных и морских рыб.

(Разложить рыб на 2 группы, опираясь на карточки с их изображением

Цель: развитие операций анализа, сравнения, классификации, тактильные ощущения.

Игра :»Найди такую же рыбку»

Цель: развитие мыслительных процессов (сравнение, сопоставление), развитие тактильных ощущений.

Игра: «В названии кокой рыбы есть заданный звук»

Игра: « Начни предложение»
(Ребенок вытаскивает из песка рыбку (картинку) и начинает фразу: «Окунь плавает …», логопед заканчивает предложение и наоборот.

Цель: активизация слухового восприятия, развитие пространственного мышления.

 4 неделя

«Школа. Школьные принадлежности»

- образование существительных множественного числа родительного падежа.

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- образование прилагательных от существительных.

- согласование числительных с существительными.

- подбор слов-антонимов

- Правильное употребление предлогов

 

Ролевая игра в песке «Школа»

Составление описательных рассказов о школьных принадлежностях, найденных в песке.

        Май

1 неделя

«Лес – наше богатство»

Образование относительных прилагательных (березовый, дубовый)

Согласование существительных с прилагательными в единственном и множественном числе (березовый лист, березовые листья)

Понимание обобщающего значения слов.

Составление рассказа- описания.

Игра «С какого дерева листик?» (Листики раскладывают в песке).

Моделирование игровой ситуации: «Посади дерево» с применением природного материала.

Цель: развитие воображения, сравнения, идентификации, дифференциации, умения моделировать.

2 неделя

  «День победы»

  - составление предложений по картинкам о Дне Победы

-образование однокоренных слов

 

  упражнение «Самолёт» с песком

 3 неделя

 «Насекомые»

 - образование существительных множественного числа

- согласование существительных с числительными 1,3, 5,9.

 

Свободное моделирование игровой ситуации в песке. ( На кухне»).

Цель: развитие пространственных представлений, произвольной регуляции деятельности, мелкой моторики.

4 неделя

«Весна

(обобщение). Времена года»


Согласование существительных с прилагательными (синий колокольчик, белая ромашка).
 

Усвоение притяжательных местоимений (мой, моя).

Понимание обобщающего значения слов, родовых, видовых понятий.

Рассказ-описание по вопросному плану.


Игра в песке «Собери букет» с применением природного материала.

Дифференциация садовых и диких цветов. (Дети раскладывают садовые цветы вдоль забора у домика, лесные у деревьев).

Цель: развитие воображения, сравнения, идентификации, дифференциации, умения моделировать.

Приложение



Правила игры с песком.
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!
 

                                   Т. М. Грабенко

Игры на развитие тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации и ловкости.

Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому занятия лучше начинать с развития именно этого вида чувствительности.

Отпечатки ваших рук. На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

  • “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
  • “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
  • “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком).
  • далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, попять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
  • “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх–вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
  • Предложите ребенку, а еще лучше – двум детям (вдвоем можно соревноваться), пробежать двумя пальчиками  мимо нескольких песчаных горок или куличей, расположенных на одной линии на расстоянии 4-5 сантиметров друг от друга. При этом объясните ему, что надо не только быстро пробежать по зигзагообразной трассе, но и постараться не разрушить эти горки. Можно постепенно усложнять задание, добавляя к нему новые элементы.

Автогонки.  Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Еще лучше, если на трассе будут поставлены флажки (палочки), которые юному гонщику надо постараться не сбить во время движения.

По камешкам. Для этого упражнения используются плоские речные камешки. Расположите их на некотором расстоянии друг от друга. Предложите ребенку перебраться пальчиками правой руки, а затем левой руки по камешкам от старта к финишу, через реку или по кочкам через болото. Дотягиваться пальчиками от одного камешка к другому, как бы шагая, ребенок должен не оступиться, чтобы не угодить в «воду». Можно написать в них буквы какого-нибудь слова, например имя ребенка (если ребенок уже знает буквы). Чтобы прийти к финишу, ребенок должен будет пройти по всем буквам по порядку.

Кому повезет. (Игра для нескольких игроков). Ребенок-водящий берет по одной вещи у всех играющих и прячет их в кучки песка, так чтобы в одной было две вещи, в другой – одна, а в третьей – ни одной. Спрятав предметы, водящий предлагает остальным поискать их. Тот, кому достанется пара – выигрывает. Выигравший сам становится водящим.

Секрет. (Игра для детей с 5 лет) Для игры понадобится стеклышко или кусочек прозрачного пластика не меньше чем 10 см2 (он может быть даже неправильной формы). В песке делается углубление. В нем ребенок раскладывает листья и мелкие цветочки, а затем накрывает их сверху стеклышком. Затем композиция засыпается песком, и секрет готов. Осторожно расчистив пальцами песок, любой желающий может посмотреть на цветочную композицию, сделанную юным флористом. Можно предложить детям побыть археологами.

Выкладываем и печатаем на песке. Создавать изображения, а также украшать свои постройки или «выпечные изделия» из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек, шишек или других природных материалов. Покажите ему, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например самолета, солнышка, цветка или целую картину с домиком, дорожками и деревьями. Поначалу взрослый  может рисовать на песке палочкой контур предмета,  а ребенок  будет выкладывать по нему изображение. Затем сам начнет придумывать сюжеты для своих картин. На песке можно создавать изображения методом печатания. Чтобы выдавливать их на песке контурные или объемные изображения, нужно сначала с помощью лопатки, дощечки или ладоней разровнять влажный песок, подготовив таким образом гладкую поверхность. А дальше, слегка вжимая в песок формочки, а затем осторожно их снимая, отпечатывать на нем разные изображения. Для печатания можно использовать формы без дна, которые применяют кулинары для вырезания из теста печенья разной конфигурации

Что же спрятано в песке? Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Игра “Мина”. Рука одного играющего превращается в “мину”: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего – “сапера”, откопать “мину”, не дотрагиваясь до нее.
“Сапер” может действовать руками, дуть на “мину”, помогать себе тонкими палочками.
Взрослый вместо руки может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано.
Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и на ощупь узнавать: что или кто это? (Вариация игры “Чудесный мешочек”) и т.п.

Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки. Например:

«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.
Это было не по вкусу Дракону, жившему по соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...
Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.
Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!..»

Вылепи отгадку на загадку.

Если отгадал загадку,
Вслух сказать не торопясь.
Ты, используя разгадку,
За задание берись
Кто колдует; заклинает;
В ступе по ночам летает?
У избы на курьих ножках
Кто хозяйка?
 (Бабка Ёжка)

* * *

Спрятал кто иглу в яйце,
А яйцо хранит в ларце?
Кто всех злее и тощей?
Кто не верит всем?
(Кощей)

Отгадал, не называй,
Вылепи (выкопай) и прочитай.  И т.д.

Необходимо подготовить гладкую поверхность на влажном песке также, как и для печатания, и приступайте к рисованию. Рисовать на песке можно прутиком, тонкой палочкой или просто пальцем.

Дорожка. Для начала предложите малышу самое простое задание. Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну, примерно в 10-15 см от первой. Скажите ему, что это дорожка для машинки или ручеек для кораблика. Главное условие при проведении параллельной линии, чтобы малыш не отрывал руки, а провел свою линию одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования не прямую, а извилистую или ломаную линию.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы… Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы, и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек – пусть малыш ее отремонтирует.

Узоры на песке. Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка продолжить его.

Точка, точка, запятая

Точка, точка, запятая –
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек.

Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверняка ребенку самому захочется повторить эти строчки и изобразить человечка.

Кто я? Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное, например грибок, листок или рыбку. Скажите ребенку, что в этих точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.

Волшебное превращение. Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое. Можно нарисовать дом, елку, цветок, девочку, палатку, сачок, бабочку, колпачок и другие предметы.

Узнавалки. В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать на что же он похож. В качестве примера можно предложить следующие контуры и варианты ответов к ним.

Одновременно. Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Для начала попросите нарисовать («намотать») два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке. Затем попросите ребенка нарисовать одновременно 2 круга, 2 квадрата или 2 треугольника. Наверняка ребенок выполнит задание без особого труда. После этого предложите ему нарисовать левой рукой круг, а правой – квадрат, а главное, выполнить это одновременно. Каково же будет удивление ребенка, когда он убедится, что сделать это чрезвычайно трудно.

Вслепую. Завяжите ребенку глаза и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Начать можно, например, с автопортретом, а потом вместе посмеяться, когда выяснится, что брови «съехали» в сторону, а ухо оказалось посередине лица. Посоревнуйтесь с малышом в умении рисовать с закрытыми глазами.

Вылечи букву (для старшего дошкольного возраста). Напишите на песке любую букву, а затем сотрите какую-либо ее часть, но так, чтобы буква осталась узнаваемой. Попросите ребенка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.

Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит  дольше сохранить работоспособность ребенка.  Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики,  дошкольник учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

  • «Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
    - Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
    - Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
    - Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

    - Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

    - Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

     Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

     Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

     «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

     Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

     Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

     Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

     Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

     Выложить фишками геометрическую фигуру.

     Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

     Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

     Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

     Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

     Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..

     Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

     Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

     При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

     Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

     Игра "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

     «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?

     Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

     «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

     «Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

     Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

     Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

     Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.
    - Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.)

    Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
    - Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.
    Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

     Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

     Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

     Игра «Какой звук лишний?»
    - А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.)
    - А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:
    - р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)
    - д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)
    - ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)
    - з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

     Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.
    - та-ка-па
    - па-ка-та
    - ка-на-па
    - га-ба-да
    - па-ба-па
    - по-бо-по
    - пу-бу-пу
    - пы-бы-пы
    - та-да-та
    - да-та-да
    - ла-га-ка
    - га-ка-га

    С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

     Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

     Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

    При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

     Упражнение "Необыкновенные следы".
    "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
    "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
    "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
    "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").


Литература:

1. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-СПб.:ИСПиП, 1998.

3. Кобзарева, Л.Г., М.П.Резунова. Игры и упражнения для разщвития речи на 1 этапе коррекционного обучения детей с ОНР.

4. Кононов В. Счастливое детство в любимом городе. История воронежских памятников. Библиотека журнала «Черноземье».7. 5.Лиманская О.Н.Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с. (Логопед в ДОУ).

6. Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

7. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

8. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Москва 2010г.

9. Сакович Н.А. - Тенденции песочной терапии.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.

11. Штейнхард Ленор. - Юнгианская песочная психотерапия

Консультация для родителей и воспитателей «Песочная терапия»

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мира. Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок?

Зачастую маленький ребёнок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное – ребёнок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.

Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребёнок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками, - это может стать поводом для размышления о собственной системе воспитания ребёнка, обращения за помощью к специалистам.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во – первых, существенно усиливается желание ребёнка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во – вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».

В – третьих, в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание, а также речь и моторика.

В – четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В – пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми: дети с нарушениями речи, агрессивные дети, тревожные дети и др.

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции всё больше места занимают специальные техники, одни из которых -

песочная терапия.

Игры, используемые в песочнице:

• Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

• Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

• «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

• Создать отпечатки ладоней, кулачков, рёбрами ладоней причудливые всевозможные узоры на поверхности песка;

• «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно (сначала только указательным, затем – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребёнок может создать «загадочные следы».

• «Поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы рук, совершая мягкие движения вверх – вниз.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: возбуждённые дети успокаиваются, становятся спокойнее. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Использование песочной терапии даёт положительные результаты:

- Удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

- Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;

- Оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;

- Вызывает положительные эмоции (радость, удивление). Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида) ;

- Совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее. Учит их выражать свои эмоции в безобидной форме.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Су-Джок терапия.

Су-Джок терапия совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Этот метод терапии ...

Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»

Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие  технологии  в  работе  учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...

2020 год. ПРОЕКТ ЧУДЕСА ИЗ ПЕСКА ИЛИ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ПРОЕКТЧУДЕСА ИЗ ПЕСКАИЛИПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...