«Особенности речи детей 4-5 лет»
консультация по логопедии (средняя группа)

Терентьева  Жанна Владимировна

  У ребёнка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Ребёнок  начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechi_detey_4-5_let.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности речи детей 4-5 лет»

              У ребёнка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Ребёнок  начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

         На пятом году жизни ребёнок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.

Словарь ребёнка в 5 лет уже 3000 слов. Это даёт возможность ребёнку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, тёмный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Своё высказывание ребёнок строит из 2-3 простых распространённых предложений, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения использует чаще, но всё ещё мало.

Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все ещё не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Достаточный речевой слух даёт возможность ребёнку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки. Чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет.

Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:

  • словарный запас,
  • грамматический строй речи,
  • связная речь,
  • речевой слух.

Словарный запас. 

Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки  предмета - то есть на то, какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то, как это свойство можно выразить словом. Обратите внимание на названия детёнышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам годаназваниям профессий. Объясните, кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребёнок должен это знать. 

Грамматический строй речи. 

Уделите особое внимание к ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа (игра "Один-много": это - дерево, а это - деревья; это - ухо, а это- уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа (игра "Чего не стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья - не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребёнок в школе.

Связная речь. 

Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребёнку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.

Речевой слух. 

В 4-5 лет ребёнок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного), находить в какой из картинок "спрятался" заданный звук.  Обратите внимание, что о буквах речь пока не идёт, первоначально даётся представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим, буква - это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно. Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребёнок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочной речи.

Материал подготовлен: учителем – логопедом: Терентьева Жанна Владимировна: https://multiurok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речи детей с ФФНР

Данный материал предназначен воспитателям и родителям старших дошкольников.Работа поможет своевременно выявить и скорректировать речевые проблемы...

Особенности речи детей с аутизмом.

                         Особенности речи детей с аутизмом.У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и не...

Презентация "Особенности речи детей 6 - 7 лет"

особенности речевого развития детей подготовительной группы...

Особенности речи детей 4-5 лет

Именно средний возраст — возраст почемучек. Причём задаются совершенно невероятные вопросы, порой в самом неподходящем месте, которые ставят в тупик. Но психологи рекомендуют отвечать на все дет...

Консультации для воспитателей на тему: "Особенности речи детей 4-5 лет".

В данной консультации раскрыты особенности речи детей 4-5 лет....

Консультация для воспитателей на тему: "Особенности речи детей 5-6 лет".

В данной консультации раскрыты особенности речи старших дошкольников....

Особенности речи детей 5-6 лет

Консультация для родителей " Особенности речи детей 5-6 лет...