Конспект занятия в старшей логопедической группе (5-6лет) по лексической теме «Зима. Зимние забавы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Белозерова Зинаида Владимировна

Конспект занятия в старшей логопедической группе (5-6лет)

по лексической теме «Зима. Зимние забавы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_zabavy_gootova.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей логопедической группе (5-6лет)

по лексической теме «Зима. Зимние забавы»

Цель: активизация и расширение словарного запаса и грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные.

  1. Актуализация словаря по теме «Зимние забавы». Обогащение словаря прилагательными и однокоренными словами. Развивать умение выстраивать сложные предложения.
  2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными в роде и числе).
  3. Обогащать словарный запас по данной теме.

Коррекционно-развивающие.

  1. Развивать речевое дыхание (упражнение на дыхание), общей (пантомима) и тонкой ручной моторики, координации речи с движением.
  2. Развитие зрительного, слухового внимания и логического мышления.

Коррекционно-воспитательные.

  1. Воспитание самостоятельности, любви к зиме и зимним явлениям.
  2. Формирование навыка сотрудничества.
  3. Побуждать интерес к зимним видам спорта.

Оборудование: предметные картинки, снеговик (герой), снежок. Искусственные снежинки.

Ход занятия.

Логопед здоровается с детьми, говорит детям, что занятие сегодня необычное…читает стихотворение «Пришла зима» (Ирина Черницкая).

Логопед: Ребята, я хочу начать наше занятие со стихотворения Ирины Черницкой «Пришла зима».

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается!

Логопед: «Ребята, как вы думаете о каком времени года, говорится в стихотворении?»

(Ответы детей)

Логопед: «Скажите, пожалуйста, какое время года описано в стихотворении? (Зима)

(выставляю картинку с изображением зимы)

- Ребята, вы любите зиму? (ответы детей).

- Я тоже люблю зиму, и сейчас мы с вами постараемся объяснить, почему же для многих из нас зима — любимое время года.

 (Логопед показывает ребятам СНЕЖОК.)

- Посмотрите, что я вам принесла? Это — волшебный снежок! Давайте будем передавать снежок и по очереди отвечать на вопрос «Почему я люблю зиму?»

- Логопед: - Я люблю зиму, потому что мне нравится кататься на коньках.

(Выслушиваются ответы детей.)

Пальчиковая гимнастика. «Что зима нам принесла?»

Что зима нам принесла?

Много снега, много льда,

Много маленьких снежинок,

Много тонких звонких льдинок,

Много санок и коньков

И на ёлке огоньков,

Много масок и хлопушек

И под ёлкою игрушек. (Поочередно загибаем пальцы.)

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная).

- Каким одним звуком мы можем изобразить мороз и ветер?  ( О )

- А сейчас у нас какой зимний месяц? (Ответы детей)

Логопед: - Послушайте загадку!

Меня не растили — из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки — угольки, ручки — сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (снеговик)

- Правильно ребята. К нам сегодня в гости пришел Снеговик.

-Посмотрите, какую коробку принес Снеговик! А в коробке — наши задания.

(Логопед по очереди достает из коробки Снеговика конверты, читает задания, написанные на конвертах).

-Берем первый конверт!

Конверт №1 «Рассказать о зиме».

Логопед-Ребята, посмотрите, снеговик принес в конверте картинку!

-Обратите внимание, какое время изображено на картине?

-Чем заняты дети?

-Что делают дети на горке?

-А что ещё делают дети (лепят снеговика, играют в снежки)

-Как вы думаете, нравится детям на прогулке? Почему вы так думаете? (ответы детей).

Упражнение «Снежинки»

- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снежинки

- Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед: «Молодцы, у вас получился красивый танец снежинок».

Логопед: «Ребята, давайте посмотрим с вами какое задание нас ждет в следующем конверте?»

Конверт №2 «Зимние забавы» Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

  

 - Мои новые дружки и блестящи, и легки,

   И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся.            (Коньки)

- Две новые кленовые подошвы двухметровые:

  На них поставил две ноги – и по большим снегам беги.          (Лыжи)

- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

  За верёвочку-узду через двор коня веду,

  С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу.          (Санки)

Логопед: «Ну, а теперь, ребята, назовите в какие игры можно играть зимой?»

(Ответы детей: «Кидать снежки, кататься на санках, ледянках, коньках, снегокате, сноуборде, лыжах, лепить снеговика, строить ледяные дворцы).

А сейчас поиграем в игру «Зимние забавы» (игра-пантомима). 

Логопед поручает детям разные роли: один имитирует катание на лыжах или на коньках, другой имитирует игры в «снежки», а остальные отгадывают, чем они занимаются.»

Логопед: Ребята, поиграем в игру «Один- много»

Логопед: Одна клюшка - много чего? -клюшек.

«Лыжи» - много чего? –лыж.

«Коньки» -много чего? -коньков.

Логопед- Молодцы, ребята! Открываем следующий конверт

Конверт №3 Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – (морозец).

Лёд – (ледок).

Холод – (холодок).

Снежинка – (снежиночка).

Метель – (метелица)

Физкультминутка.  - А теперь давайте подвигаемся!

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идет, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метет, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперед)

Пишем на катке круги, (Руки за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Логопед: «Молодцы ребята!

Конверт №4 «Одинаковые слова». Образование родственных слов самостоятельно.

- Ребята, давайте подберем похожие слова к словам:

Зима - (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);

Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

Логопед- Дети, у нас остался последний конверт.

Упражнение «Четвёртый лишний».

Детям предлагается определить, какая картинка «лишняя» и почему. 

Клюшка, коньки, лыжи, мяч.

Панама, меховая шапка, бейсболка, шляпа.

Валенки, туфли, сланцы, босоножки.

Логопед: - Ребята, снеговик вас благодарит. Он хочет сказать спасибо за то, что вы его сегодня порадовали своей хорошей работы».

Итог и окончание занятия.

Логопед: Ребята давайте вспомним, что мы сегодня делали на нашем занятии? О чём говорили? Какие задания вам понравились, что было трудным, что лёгким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему: «Зима. Зимние забавы»

1. Организационный момент.Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.Радость детям подарила и на санках прокатила»О каком времен года эта загадка? ...

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Собака бывает кусачей…» Лексическая тема: «Домашние животные»

Цель: познакомить детей с некоторыми опасными ситуациями, возникающими при контактах с домашними животными.Предостеречь детей от неприятностей связанных с контактами с незнакомыми бродячими дома...

Конспект занятия в подготовительной группе по лексической теме «Зима. Зимние забавы»

Конспект занятия в подготовительной группе по лексической теме  «Зима. Зимние забавы»Цель: систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях, приметах и забавах.Коррекционно-образовательные ...

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности,Ознакомление с окружающим миром по теме «Зима. Зимние забавы». Старшая группа.

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности,Ознакомление с окружающим миром по теме «Зима. Зимние забавы». Старшая группа....

Конспект занятия в подготовительной группе по лексической теме «Зима. Зимние забавы»

Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях, приметах и забавах....

План-конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме «Зима. Зимние забавы»

Цель: систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях, приметах и забавах.Задачи: закреплять представление о зиме и её приметах, активизировать и расширять словарь по теме «Зима&raqu...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Зима, зимние забавы"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Зима, зимние забавы"...