Консультация"Развитие словаря детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Панарина Галина Ивановна

  Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком  окружающего мира и его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуя его мышление, внимание, восприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6-2.docx113.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Развитие словаря детей дошкольного возраста»

  Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком  окружающего мира и его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуя его мышление, внимание, восприятие.

 Для развития речи и, в частности, словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком: на первом году жизни эмоциональное, устанавливающее контакт матери и отца с малышом, развивающее его ориентировочный рефлекс на слово. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуацию, в которой раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.                                                                                                                                                                                                                                                                               Развитие словаря у ребенка дошкольного возраста зависит от многих факторов. К примеру, слова обобщающего значения (деревья, фрукты) становятся доступны пониманию и употреблению дошкольника лишь тогда, когда сформирована мыслительная операция обобщения.                                                                                Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально- культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.

Факторы, способствующие развитию словаря:

1.  Организуйте исследовательскую деятельность дошкольника: изучение цвета, формы, величины, вкуса, запаха, возможностей движения предмета,  качеств предмета  на ощупь.                                                                                                                     2. Следите, чтобы ребенок воспринимал только положительные образы речи родителей, даже тогда, когда сам он не участвует в разговоре.                                                        3.  Обязательно сопровождайте любые действия с ребенком речью, называя предметы, их признаки, объясняя явления переспрашивая ребенка: «Покажи, где здесь синее колечко? Кто это?

4. Играйте с детьми! В играх ребенок развивается.

Предлагаем Вашему вниманию примерные игры:

Для детей от 5 до 6 лет

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped4-11.jpg

"Чьи покупки?"                                                                                        Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.
"
Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке? 

Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В конце игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?"
В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped4-2.jpg

"Подбери словечко"                                                                                           Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped4-3.jpg

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов

1. С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …

2. Без опоры на картинки.
Пирожное сладкое, а лекарство …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped4-5.jpg

"Незнайкины ошибки"

Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.

В осеннем лесу.

Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!

"Мама потерялась"                                                                                                                       Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.
Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок.

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped4-6.jpg

Лошадь ищет…(жеребёнка).
Свинья ищет…(поросёнка).
Собака ищет…(щенка).
Кошка ищет…(котёнка).
Коза ищет…(козлёнка).
Овца ищет…(ягнёнка).
Лисица ищет…(лисёнка).
Зайчиха ищет…(зайчонка).
Волчица ищет…(волчонка).
Ежиха ищет…(ежонка).

В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

Для детей от 6 до 7 лет.

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped5-5.jpg

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

http://ds2483.msk.ru/pic/logoped5-10.jpg

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ .ГРУСТЬ
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ

  ХОРОШО..ПЛОХО
 ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
 ВЫСОКО…НИЗКО
 МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО….МЕДЛЕННО

  ГОВОРИТЬ ..МОЛЧАТЬ …ПОКУПАТЬ…ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ… ОПУСКАТЬ
  БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
  ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
 ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: «Развитие словаря детей дошкольного возраста»

Факторы способствующие развитию словаря1.Организуйте исследовательскую деятельность дошкольника: изучение цвета, формы, величины, вкуса, запаха, возможностей движения предмета,  качеств  пре...

Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»

Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в следствии чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда...

Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспи­тания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обо­гащение речи ребенка. В п...

Консультация "Использование пословиц и поговорок для развития словаря детей дошкольного возраста"

Консультация учителя-логопеда для педагогов дошкольного образовательного учреждения....

Консультация для родителей"Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста"

Овладение родным языком как средством и сособом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте....

Консультация для педагогов. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста.

Консультация о влиянии художественной литературы на формирование активного и пассивного словарей детей дошкольного возраста....