Консультация"Развитие словаря детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуя его мышление, внимание, восприятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6-2.docx | 113.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Развитие словаря детей дошкольного возраста»
Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуя его мышление, внимание, восприятие.
Для развития речи и, в частности, словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком: на первом году жизни эмоциональное, устанавливающее контакт матери и отца с малышом, развивающее его ориентировочный рефлекс на слово. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуацию, в которой раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Развитие словаря у ребенка дошкольного возраста зависит от многих факторов. К примеру, слова обобщающего значения (деревья, фрукты) становятся доступны пониманию и употреблению дошкольника лишь тогда, когда сформирована мыслительная операция обобщения. Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально- культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.
Факторы, способствующие развитию словаря:
1. Организуйте исследовательскую деятельность дошкольника: изучение цвета, формы, величины, вкуса, запаха, возможностей движения предмета, качеств предмета на ощупь. 2. Следите, чтобы ребенок воспринимал только положительные образы речи родителей, даже тогда, когда сам он не участвует в разговоре. 3. Обязательно сопровождайте любые действия с ребенком речью, называя предметы, их признаки, объясняя явления переспрашивая ребенка: «Покажи, где здесь синее колечко? Кто это?
4. Играйте с детьми! В играх ребенок развивается.
Предлагаем Вашему вниманию примерные игры:
Для детей от 5 до 6 лет
"Чьи покупки?" Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря. Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории. | |
Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В конце игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?" |
"Подбери словечко" Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным. В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. |
"Скажи наоборот" Цель: расширение словаря антонимов 1. С опорой на картинки: |
"Незнайкины ошибки" Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже. Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки. В осеннем лесу. Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес! |
"Мама потерялась" Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные". В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей. | |
Лошадь ищет…(жеребёнка). | |
В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.) |
Для детей от 6 до 7 лет.
"Назови ласково" Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: |
"Скажи наоборот" Цель: расширение словаря антонимов. Для этой игры нам понадобится мяч. | ||
ДРУГ … ВРАГ | ХОРОШО..ПЛОХО | ГОВОРИТЬ ..МОЛЧАТЬ …ПОКУПАТЬ…ПРОДАВАТЬ |
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: «Развитие словаря детей дошкольного возраста»
Факторы способствующие развитию словаря1.Организуйте исследовательскую деятельность дошкольника: изучение цвета, формы, величины, вкуса, запаха, возможностей движения предмета, качеств пре...
Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»
Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в следствии чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда...
Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В п...
Консультация "Использование пословиц и поговорок для развития словаря детей дошкольного возраста"
Консультация учителя-логопеда для педагогов дошкольного образовательного учреждения....
Консультация для родителей"Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста"
Овладение родным языком как средством и сособом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте....
Консультация для педагогов. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста.
Консультация о влиянии художественной литературы на формирование активного и пассивного словарей детей дошкольного возраста....