Консультация для родителей Лексическая тема: Зимующие птицы
консультация по логопедии
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushche_ptitsy.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Понедельник
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Вспомните, каких зимующих птиц вы знаете. (не менее 5). Объясните, почему мы этих птиц называем ЗИМУЮЩИЕ. Разделите на слоги слова – названия зимующих птиц (хлопками): СНЕГИРЬ, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КЛЕСТ, СОРОКА.
4. Назови ласково:
СИНИЦА – СИНИЧКА, ГОЛУБЬ - ……, СНЕГИРЬ - ……., ВОРОБЕЙ - ……. (еще нескольких птиц)
5. Сравни птиц с животными и людьми:
• У человека дети, а у птицы – птенцы.
• У человека нос, а у птицы –
• У животных шерсть, а у птиц –
• У животных лапы, а у птиц –
6. Кто как разговаривает?
• Воробей – чирикает
• Ворона –
• Голубь –
• Сорока –
7. Составь предложения со словами
СОРОКА, ВОРОНА, ПТИЦЫ и предлогами НА, ПОД, ОКОЛО, РЯДОМ. (Например: Около кормушки летели белобокая сорока и крикливая ворона.) – с опорой на картинку.
8. Пересказ: Прослушайте текст, ответьте на вопросы полным предложением.
СНЕГИРЬ.
Ребята, вы знаете, что многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато – серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.
Ответить на вопросы:
• Как выглядят снегири?
• Когда появляются снегири?
• Каких еще зимующих птиц вы знаете?
9. Объясните слова:
БЕЛОБОКАЯ СОРОКА, КРАСНОГРУДЫЙ СНЕГИРЬ, ЧЕРНОКРЫЛАЯ ВОРОНА, ДЛИННОХВОСТАЯ СОРОКА.
Вторник
- Пальчиковая гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
3. Игра « Подбери признак»
Воробей (какой?) – серый, маленький, бойкий.
Ворона…
Голубь…
Синица…
Снегирь…
4. Игра « Кто как голос подает»
Ворона – «кар-кар» — она каркает,
Воробей – «чик-чирик» – он чирикает.
Голубь… -
Синица… -
Сорока.. -
5. Игра «2 и 5» (согласование числительных и существительных):
воробей, 2 воробья, 5 воробьев
голубь…
снегирь…
синица…
ворона…
6. Игра «Чей клюв, чья голова» (образование притяжательных прилагательных).
У вороны клюв (чей?) – вороний, голова (чья?) – воронья
У сороки сорочий, — сорочья.
У голубя —
У совы —
У воробья-
7. Игра «Сложи слово»
У синицы жёлтая грудка – значит она какая? — желтогрудая.
У сороки длинный хвост, значит она какая? — длиннохвостая.
У вороны черные крылья — значит она …
У голубя сизые крылья – значит он …
У сороки белая грудка – значит она …
8. Образование глаголов с помощью приставок.
Сова из дупла (что сделала?) – вылетела.
Откуда вылетела сорока? – из дупла.
Какое «маленькое слово» помогло найти птицу? – «из».
Аналогично составлять с предложения и отвечать на вопросы:
Сова в дупло… Куда влетела сова?
Сорока над поляной …Над чем пролетела сорока?
Голубь на крышу… Куда прилетел голубь?
Воробей под ветки … Куда подлетел воробей?
Ворона за куст …Куда залетела ворона?
Ворона из-за куста… Откуда вылетела ворона?
9. Игра «4 – лишний»
Голубь, ворона, дятел, совенок.
Сорока, воробей, петух, снегирь.
Петух, синица, гусь, индюк.
Среда
1.Пальчиковая игра «Птички»
2. Артикуляционная гимнастика
Птички полетели,
(Большие пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы, ладошки развести в стороны, словно птичьи крылья, тыльной стороной ладоней к себе)
Крыльями махали.
(Махи кистями рук)
На деревья сели,
(Большие пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы, ладошки развести в стороны, словно птичьи крылья, внутренней стороной ладоней к себе)
Вместе отдыхали.
(Помахивать ладонями)
3. Составление рассказов о зимующих птицах (с опорой на иллюстрации) в форме загадок-описаний по схеме:
1. Кто это (это птица)
2. Какие части тела у неё есть?
3. Перелетная или зимующая?
4. Как называется дом?
5. Чем питается?
6. Как называют птенцов?
7. Как голос подает?
8. Какую пользу приносит?
4. Отгадай загадки:
Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)
Ты откуда, ты откуда,
Прилетел к нам, красногрудый,
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя...? (Снегирь)
Верещунья – белобока,
А зовут ее... (Сорока)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй не робей!
Кто это? ... (Воробей)
Жёлтое брюшко
У маленькой птички.
А зовут её ... (Синичка)
Чёрная, как вар,
Кричит: “Кар-р-р!” (Ворона)
Белый бок, серый бок,
Воркует нежно ... (Голубок)
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — ... (Свиристели)
5. Изобразить движения под стихотворение:
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири
Распустили пёрышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят
Улететь хотят
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
Пятница
1. Артикуляционная гимнастика
2. Упражнение «Назови гласные звуки в словах».
Дети, повторяя слова, на слух выделяет все гласные в названиях зимующих птиц. «Давайте громко и плавно позовем птиц в лесу, а эхо будет нам отвечать. Какие гласные звуки спело ЭХО?»
Например: СИНИЦА – И, И, А;
ВОРОНА – а, о, а
СОРОКА- а, о, а
ВОРОБЕЙ- а, а, э (слышим звук Э)
ДЯТЕЛ- а, э (слышим Э)
СНЕГИРЬ- и, и
ГОЛУБЬ- о, у
СОВА- а, а
СВИРИСТЕЛЬ- и, и, э
КЛЁСТ- звук О.
Ребята, в каких словах-названиях птиц мы услышали звук Э ? Какой это звук? (гласный или согласный)? Каким цветом мы будем обозначать его в словах? (красным).
3. Прочитайте и обсудите с детьми стихотворение:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Столько гибнет их,
Не счесть,
Видеть тяжело!
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну"
(А. Яшин)
4. Речь с движением «Кормушка»
(Дети подходят к воспитателю в центр группы)
Ребята дощечки пилили, пилили (пилящие движения ребром ладони)
И дружно кормушку для птиц мастерили (постукивание кулачками друг по другу)
В неё мы насыплем для птиц угощенье (имитация движения кормления)
А чтобы на птичий обед посмотреть
Чуть–чуть отойдём и не будем шуметь. (Отходим назад и подносим указательный палец к губам)
5. Игра «Скажи наоборот» (подбери слово):
Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)
У снегиря грудка красная, а у синички — …?
Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Советы родителям. Лексическая тема: Зимующие птицы. Старшая группа.
Задания для детей пяти лет, направленные на обогащение словаря, освоение грамматических категорий и развитие связной речи в рамках данной темы....
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...
Рекомендации для родителей. Лексическая тема "Зимующие птицы"
Познавательное развитие. ФЦКМ:Формировать у детей знаний о зимующих птицах.Развивать внимание, память.Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы....
Консультация для родителей на тему: "Зимующие птицы нашего края. "
Целью данной консультации является формирование представления детей о зимующих птицах нашего края. ...
Консультация для родителей по лексической теме "Зимующие птицы"
Задания и упражнения по лексической теме "Зимующие птицы"...
консультация для родителей на тему " зимующие птицы"
консультация...