Обучение детей пересказу
статья по логопедии (старшая группа)
В статье приводится методика обучения детей пересказу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_pereskazu.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей пересказу
Очень часто дети с общим недоразвитием речи (ОНР) плохо запоминают стихи из четырех и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать стихи не более чем в две строки.
Заучивание двустиший лучше проводить с опорой на предметные картинки или зарисовки-символы. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания, для чего ставятся соответствующие вопросы. Например: «Укусила киску муха, и болит у киски ухо» можно спросить: «Кого укусила муха? Кто укусил киску? Покажи, куда муха укусила киску?».
Двустишья для заучивания:
«Би-би- би,- гудит машина,- Кукла-куколка, бай-бай .
Не поеду без бензина. Спи спокойно, засыпай.
Это миска. В миске Это для Леночки
Молоко для киски. Мороженое на тарелочке.
Это самолет. Зайка под кустом сидит
В нем летит пилот. И ушами шевелит.
Это ложка. Ложкой В лес идут ребята
Буду есть окрошку. Собирать опята.
Зайка маме говорит: Сели дети на качели,
«Хвостик у меня болит». На качели сели - высоко взлетели.
Если дети научились отвечать на вопросы, выучили несколько двустиший можно начинать их обучать элементам пересказа. В результате такого обучения дети должны научиться передавать содержание маленьких рассказов несколькими предложениями.
Взрослый читает 2 раза (или рассказывает своими словами) маленький рассказ, иногда демонстрируя действующих лиц или предметы, выступающие в рассказе, рисунком, игрушками. Затем задает вопросы. Тексты можно переделывать по усмотрению взрослого.
Рассказы
Петух, курица и цыплята
Петушок поет. ( Появляется петушок). Курицу с цыплятами зовет.
Петушок зернышки нашел (рисуют точки), сам не съел - цыплятам отдал.
Задания для ребенка:
- Ответить на вопросы:
Кто нашел зернышки?
Кого позвал петушок?
Кому петушок отдал зернышки?
Кто же склевал зерна?
2. Подсказать слова ( взрослый еще раз читает, ребенок договаривает подчеркнутые слова ).
3. Рассказать текст своими словами.
Еж и кот
Ежик к нам во двор зашел. Еж арбузную корку нашел. Пока еж корку ел, сзади к нему кот подкрался. Кот на ежа – прыг, да лапу наколол. Запищал, захромал и домой убежал.
Задания для ребенка:
- Ответить на вопросы:
Куда забрел еж?
Что он нашел?
Кто к нему подкрался?
Что наколол еж?
Чем он уколол лапку ?
Куда кот убежал?
- Подсказать подчеркнутые слова и попробовать рассказать.
Зайчик и дождь
Сидит зайчик на полянке, греется на солнце. ( Рисуется зайчик, над ним солнце.) Но вот туча набежала, туча солнышко закрыла. ( Солнце закрашивается тучей.) А из тучи дождь полил. (Рисуется дождь.) Зайчик спрятался в кусты.( Зайчик под кустом.) Под кустом сухо, не намокнет у зайчика шубка.
Задания для ребенка:
- Ответить на вопрсы:
Где сидел зайчик, когда грело солнышко?
Почему зайчик залез под кусты?
Куда спрятался зайчик от дождя?
Что он боялся промочить?
- Подсказать подчеркнутые слова.
- Рассказать текст своими словами.
Коля и Толя
В этом доме (рисуется дом) два мальчика живут. Одного Колей (рисуется школьник), другого Толей зовут (рисуется дошкольник). Коля уже большой, он учится в школе. А Толя – маленький, он ходит в детский сад.
Задания для ребёнка:
1.Ответить на вопросы:
Как зовут мальчика, который учится в школе?
Как зовут мальчика, который ходит в детский сад?
Кто же старше?
Где живут мальчики?
2.Отобрать из предметов (карандаш, две игрушки, книга, тетрадь) всё то, что нужно Коле, когда он пойдёт в школу.
3.Как надо говорить правильно?
Мальчик идёт (куда?) …(в школу), но учится (где?) …(в школе).
4.Взрослый ещё раз читает, ребёнок договаривает подчёркнутые слова и словосочетания.
5.Ребёнок пересказывает текст своими словами.
Не замёрзни, Лидочка!
Мама одевает Лиду (рисуется мама и девочка в зимнем пальто). Мама Лиде говорит: «Смотри , Лидочка, не замёрзни. Варежки не снимай (рисуются варежки). Шарф не развязывай».(Рисуется шарф)
Задания для ребёнка:
1.Ответить на вопросы:
Как зовут девочку?
А как ты думаешь, на улице тепло или холодно?
Кто её одевает?
Значит, кого мама одевает?
Что у Лиды на руках?
А что у Лиды на шее?
2.Взрослый ещё раз читает, ребёнок договаривает подчёркнутые слова.
3.Отобрать из нарисованных картинок всё то, что ты наденешь на себя, если пойдёшь гулять зимой
4.Как надо говорить правильно:
Девочку зовут (как?)…(Лида). Шарф (у кого?)…(у Лиды). Мама завязывает шарф (кому?) …(Лиде) и пойдёт гулять с (кем?) …(с Лидой).
5.Ребёнок пересказывает текст.
За грибами
Пошли дети в лес за грибами. (Рисуются дети с корзинками). По дороге идут, песенки поют. Вот и в лес пришли. (Рисуются 2-3 ёлки). На поляне гриб нашли. (Рисуется большой гриб).
Задания для ребёнка:
1.Ответить на вопросы:
Куда и зачем пошли дети?
Что они делали, когда шли?
Что они нашли?
А где они нашли гриб?
2.Взрослый читает ещё раз, ребёнок договаривает подчёркнутые слова.
3.Ребёнок пересказывает текст своими словами.
Храбрый ёж
Ветер ёлками шумит.
Ёжик наш домой спешит (рисуется ёжик).
А навстречу ему волк (рисуется волк).
На ежа зубами – щёлк.
Ёж иголки показал (дорисовываются торчащие иголки),
Волк со страху убежал.
Задания для ребёнка:
1.Ответить на вопросы:
Куда спешил ёжик?
Кого он повстречал в лесу?
Кому показал ёж иголки?
Что хотел сделать волк с ежом?
Почему волк убежал?
2.Как надо говорить правильно:
В лесу живёт один злой (кто?)…(волк), но в лесу живёт много (кого?)…(волков). По ночам в лесу воют (кто?)…(волки).
3. Взрослый ещё раз читает, ребёнок договаривает подчёркнутые слова и словосочетания.
4.Ребёнок пересказывает текст своими словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Контрольная работа «Методика развития детской речи» «Обучение детей пересказу художественного текста»
Контрольная работа по методике развития детской речи "Обучение детей перессказу художественного текста"Тема: «Обучение детей пересказу художественного текста» План Введение.1. Значение...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе группе по "Сказке о матрёшках"
Образовательная область «Речевое развитие»; направление: 1) развитие словаря; 2) развитие связной речи; 3) формирование грамматического строя речи; 4) воспитание любви и интереса к художественному сло...
Обучение детей пересказу с использованием приемов наглядного моделирования
Рекомендации по использованию метода моделирования при обучении перессказу...
Обучение детей пересказу как один из видов речевой деятельности по развитию связной речи.
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память, воображение....
Методика обучения детей пересказу
Методика обучения пересказу...
Обучение детей пересказу народных сказок и рассказов.
Структура занятий и методические приемы по обучению детей дошкольного возраста перессказу в разных возрастных группах. Типы вопросов, помогающих перессказу монологического текста....
Методика обучения детей пересказам литературных текстов
Пересказ — один из распространенных в практике детского сада методов развития связной речи. Своеобразие этого вида работы над монологом заключается в том, что в нем задается как содержание будущего р...