Одаренный ребенок в детском саду.
учебно-методический материал по логопедии
Выявление одаренных детей , поддержка и развитие - одна из приоритетных задач дошкольного образования. Одаренный ребенок в детском саду. Виды одаренности, типичные черты ребенка с одаренностью. Логопедическая поддержка одаренного ребенка в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_detiv_doo23.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренный ребенок в детском саду.
Учитель-логопед: Морева Н.А.
Выявление одаренных детей, их поддержка и развитие становятся одной из приоритетных задач дошкольной ступени образования. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в каком- либо виде деятельности. Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных), результатов в той или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. У одаренных детей высоко развита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию. Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать свое поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма они нуждаются в помощи взрослого человека. Зачастую такой ребенок демонстрирует особые поведенческие модели, т.к. ему трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи, он стремятся прервать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития.
Психологи признают, что интеллектуальный уровень, качественное своеобразие и характер одаренности ребенка – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, образовательной, трудовой), а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе саморазвития личности, формирования и реализации индивидуального дарования.
Виды одаренности детей:
- лидерский (проявляется в социально-коммуникативном развитии);
- интеллектуальный (проявляется в познавательном развитии ребенка);
- сценический, литературно-поэтический (проявляется в речевом развитии);
- музыкальный, хореографический, изобразительный (проявляется в художественно-эстетическом развитии).
- спортивно-организационный (проявляется в физическом развитии).
Возрастные особенности одаренных детей
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. У детей проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она не насыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка.
К 3-5 годам первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать. С 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений.
Многолетние исследования Н.С. Лейтеса выявили, что наиболее ранние признаки одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве. До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. В 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на музыкальных инструментах. В 5-6 лет явно проявляется музыкальное творчество. Раскрывается художественная одаренность. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать.
Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные, новые комбинации. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми.
В работах Л. А. Венгера были исследованы основные закономерности развития умственных способностей дошкольника: сенсорных, познавательных и творческих. К сенсорным относят способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Как известно, восприятие — первая ступень познания мира, на основе его образов строятся память, мышление, воображение. Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Типичные черты одаренных детей:
− на занятиях все легко и быстро схватывают;
− знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
− быстро запоминают услышанное или прочитанное;
− решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
− задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
− оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
− очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Работа учителя-логопеда с одаренными детьми в детском саду строится на использовании разнообразных нетрадиционных методов и приемов, способствующих формированию волевых качеств, навыков самоконтроля у ребёнка за счёт повышения мотивации к развитию собственной речи. Проведение различных творческих, познавательных конкурсов, викторин, квестов поддерживает у детей познавательную активность, позволяя в целом повысить уровень эффективности логопедической работы с одаренными детьми в ДОО.
Современному российскому обществу нужны одаренные люди, и педагоги дошкольного образования ставят перед собой задачи в области выявления и развития одаренных детей, а также, работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Для реализации поставленных задач в дошкольной организации необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя для этого усилия всех участников образовательных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду
Что такое “одаренные дети”. В чем проявляется одаренность? В современной науке, отмечает Е.И.Щебланова, одаренность не рассматривается как раз и навсегда заданная единая характеристика ребенка, ...
Реферат "Проблеммы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома".
Реферат по дисциплине "Педагогика и психология. Воспитательная работа" на тем: "Проблеммы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома"....
реферат проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома
реферат проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома...
Презентация "Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду"
Презентация "Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду"...
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ.
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса одаренности. В ней освещены такие моменты, как актуальность данного явления в современном обществе, значимость развития одаренных детей для будущего страны...
Работа с одаренным ребенком в детском саду
Статья посвящена организации работы с ребенком, проявляющим выдающиеся способности в какой-либо деятельности. Как помочь развитию таланта и показать возможности его проявления в практической работе....
Методическая разработка Одаренный ребенок в детском саду: пути и проблемы в воспитании
В данной разработке описаны эффективные подходы к диагностике одаренности и коррекции поведения одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении...