Методическая разработка Одаренный ребенок в детском саду: пути и проблемы в воспитании
методическая разработка (средняя, старшая группа)
В данной разработке описаны эффективные подходы к диагностике одаренности и коррекции поведения одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_odarennyy_rebenok_v_detskom_sadu.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренный ребенок в детском саду:
пути и проблемы в воспитании
Фомина Ольга Васильевна
Педагог-психолог, ГБДОУ Детский сад № 77 комбинированного вида Приморского р-на, гор. Санкт-Петербург
Психологи утверждают: количество одаренных детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одаренности и разработке программ развития и коррекции поведения одаренных детей.
Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой- либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность – понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
- задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
- оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения.
Большинство современных психологов признают, что развитие одаренности у детей не всегда является результатом сложного взаимодействия природных задатков и социокультурной среды. Особое значение приобретает еще и детская активность.
В дошкольном детстве можно выделить несколько этапов развития способностей.
Первый этап (2-3 года) – Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы.
Второй этап (3-4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.
Третий этап (4-5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться.
Четвертый этап (5-6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной.
Пятый этап (6-7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности.
Пятый этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития.
Проблемы одаренных детей.
- Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.
- Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
- Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
- Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т. к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
- Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
- Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители. Ведь родители как никто другой способны разглядеть первые признаки проявления одаренности у ребенка. Именно из правильного отношения родителей к особенностям своего ребенка будет исходить и признание его в обществе. Однако их мнение может оказаться весьма субъективным, ведь мысль об уникальности собственного ребенка изначально привычна всем родителям. Отсюда следует проблема ранней диагностики, оценки со стороны, получения рекомендаций по воспитанию и обучению.
Одаренные дети – особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного, необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми – это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них.
Работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям. Во-первых, это реализация задач авторской программы составленной специально для работы с одаренными детьми.
Программой достигается большая мыслительная логическая деятельность, в ней предусмотрено много задач, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений, у детей развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.
Но полностью обеспечить решение этой проблемы в рамках программы невозможно. И поэтому вторым направлением в работе с одаренными детьми является кружковая работа, которая помогает в развитии творческих и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста.
Таким образом, система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей включает в себя:
- Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.
- Учет синзитивности дошкольного детства.
- Индивидуальный подход.
- Своевременное начало.
- Возможность выбора.
- Комплексный подход.
- Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.
Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми предусматривает реализацию следующих направлений:
- Координационное направление:
Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребенком.
- Научно- исследовательское направление:
Проведение диагностики одаренных детей.
Диагностика условий обучения и развития одаренных детей.
Создание банка данных одаренных детей.
- Научно-методическое направление:
Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
- Экспериментальное направление:
Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей. Организация работы с родителями одаренных детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одаренных детей.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы.
Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми, создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. И это необходимо для того, чтобы приблизить социальный смысл и цели обучения к индивидуальным возможностям одаренных детей. Работа в этом направлении, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.
Не стоит забывать и о проблемах одаренных детей: одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития.
Как показали исследования, для развития творческого потенциала ребенка необходима не только адекватная оценка его сил и возможностей, но даже немного завышенная, благодаря чему у него появится запас сил и уверенность при встрече с неудачами. Ведь на жизненном пути одаренной личности немало трудностей, к которым нужно постепенно готовить ребенка, укрепляя его веру в себя.
Самое первое и главное – любить своего ребенка и принимать его таким, какой он есть: радоваться его успехам, быть внимательным к его делам и поступкам, идти за ребенком в развитии его интересов, давать ему возможность выбора, осторожно открывая все новые области знаний, направляя его внимание. Атмосфера доброты, чуткости, внимательности необходима в развитии одаренного ребенка. В обратном случае, способности ребенка могут затихать, угасать из-за отсутствия интереса, насмешек и даже критических замечаний взрослых.
Литература:
- Белова Е. Одаренные дети //Дошкольное воспитание. 1991г.
- Одаренные дети. Под ред. Бурменской, Слуцкого. М. 1991г. — М.: Прогресс, 1991.
- Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000.
Интернет – ресурсы:
https://www.maam.ru/detskijsad/problema-odarenosti-v-detskom-vozraste.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду
Что такое “одаренные дети”. В чем проявляется одаренность? В современной науке, отмечает Е.И.Щебланова, одаренность не рассматривается как раз и навсегда заданная единая характеристика ребенка, ...
Реферат "Проблеммы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома".
Реферат по дисциплине "Педагогика и психология. Воспитательная работа" на тем: "Проблеммы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома"....
реферат проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома
реферат проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома...
Методическая разработка на тему: «Работа детского сада с семьёй по воспитанию ЗОЖ»
Содержание ВведениеГлава 1. Теоретические основы работы ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей1.1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление1.2 Условия и ко...
Методическая разработка. Адаптация ребенка в детском саду.
Адаптация ребенка в детском саду....
Презентация "Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду"
Презентация "Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду"...
Консультация «Одаренный ребенок в детском саду — пути и проблемы в воспитании»
Одаренные дети — наше достояние...