«Играем с предлогами» (практические рекомендации учителю-логопеду)
консультация по логопедии
Одно из направлений в коррекционной работе с детьми – это работа с предлогами.
Дети не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_s_predlogami.doc | 298.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
«Играем с предлогами»
(практические рекомендации учителю-логопеду)
Подготовила:
учитель-логопед
Олейник О.Г
Одно из направлений в коррекционной работе с детьми – это работа с предлогами.
Дети не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.
О.В. Правдина считает, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов. Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, также относит к аграмматизмам.
Р.И. Лалаева указывает, что в работе по устранению оптической дислексии следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т. е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения.
У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей
Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога .Только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.
Объясните ребёнку, что обозначают предлоги:
НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)
В – это означает внутри чего-то (в столе)
ПОД – внизу под чем-то (под столом)
НАД – вверху над чем-то (над столом)
ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)
ЗА – спрятано позади чего-то (позади стола)
ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)
Этапы обучения:
- перемещать предметы в пространстве, уточнять понимание нахождения предмета;
- постоянно спрашивать где находится предмет, определять расположение предметов, называя предлог с названием предмета ( под столом, на столе…);
- по-разному располагать предмет, каждый раз сравнивая, чётко произнося предлог со словом, с которым оно дружит;
- следующие упражнения направлены на слуховое внимание, без зрительной опоры, узнавать предлог из устной речи;
- упражнения в проговаривании предлогов; работа с двумя предлогами -скажи наоборот, правильно произнеси предлоги в, под, над, из…;
Задание 1. Предложите ребенку слепить из пластилина грибок и червячка. Перемещайте предметы относительно друг друга и произносите правильно, где находится тот или иной червячок: НА грибочке, В грибочке, У грибочка, МЕЖДУ грибочками и т.д.
Задание 2 Предложите ребенку придумать предложение с предлогами.
-Посчитай, сколько всего слов в предложении? Если ребенок считает слово с предлогом (на диване) как одно слово, спросите его: «А есть такое слово «надивана»? Что такое «на»? (Предлог)
Таким образом, коррекционно-развивающий процесс, основанный на использовании разнообразных игровых приемов, решении несложных мыслительных задач, позволяет включать дошкольников в реальные жизненные ситуации, активную речевую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация твёрдых и мягких согласных (практический материал) (Учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдель...
Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов
Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...
Практические рекомендации учителя – логопеда по охране здоровья детей.
Практические рекомендации учителя – логопеда по охране здоровья детей....
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников. Советы учителя-логопеда для родителей.
На что нужно обратить внимание до поступления ребенка в школу. От чего зависит развитие речи ребенка?...
СООБЩЕНИЕ Тема: Нейродинамические игры – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда (практическое занятие)
Практическое занятие...
Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей старших дошкольников "Играем-речь развиваем!"
В материале представлены упражнения для развития речи детей,автоматизации звуков (Р),(Ш),(Л), а так же мелкой моторики пальцев рук для домашних занятий родителей с детьми.Приведены активные ссыл...
Практические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
Профилактика нарушений письменной речи будущего первоклассника должна осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в ...