Как помочь ребенку запомнить буквы
консультация по логопедии
Консультация будет полезна родителям, воспитателям, учителям - логопедам. В ней представлены разнообразные игры и упражнения, которые способствуют быстрому запоминанию букв детьми и помогают избежать трудностей в овладении чтением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_rebyonku_zapomnit_bukvy_1.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ БУКВЫ»
Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения звуков и букв. Но как помочь ребенку запомнить их?
В группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, на специальных занятиях мы начинаем обучать детей звуковому анализу слов, формируем у детей фонематические процессы. Дети учатся на слух определять наличие определённого звука в слове: «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук С», учатся подбирать слова с заданным звуком, определять последовательность и количество звуков в слове: «Назови первый звук; второй, третий…; сколько всего звуков в слове?).
Знакомя детей со звуками, мы учим их запоминать и буквы, которыми эти звуки обозначаются, учим складывать буквы в слоги и слова, осмысленно их читать.
Многолетний опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения. Как правило, такие дети имеют речевые нарушения, у них довольно низкий уровень развития памяти и внимания.
Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, мы используем на занятиях разнообразные игровые упражнения:
• Называние буквы - дети знакомятся с тем, что звук можно
обозначать графически, т.е. буквой. Буквы называем кратко: не «бэ»,
а «б», не « эр», а «р»)
• Читаем и запоминаем стихи о буквах
(В старом дереве дупло - ну совсем, как буква «О»; «Т» в антенну
превратилась и на крыше очутилась).
• После анализа буквы (из каких элементов состоит буква, как
расположены эти элементы в пространстве) – выкладываем эту букву
из счётных палочек, верёвочек, цепочек, спичек, фасоли.
• Тактильное узнавание букв, созданных из бархатной и наждачной
бумаги.
• «Чудесный мешочек» - ребёнок наощупь определяет пластмассовые,
металлические, картонные буквы.
• Обведение буквы по трафарету, шаблону; вырезание буквы
ножницами; лепка из пластилина, теста.
• Обрывание буквы по контуру.
• Письмо букв на манке, песке.
• Игра «Геометрик» - создание букв из резинок.
- Приёма «Дермолексия», когда педагог рисует букву на спине, либо на ладони ребенка: «Какую букву я написала?».
• «Какой буквы не стало?» - перед ребёнком выкладывается ряд букв,
начиная с 3-4-х, педагог предлагает запомнить, в какой
последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а
педагог убирает одну.
• Узнавание буквы по словесной инструкции – «Эта буква овальной
формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий»
и т. д.
• Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на
друга). Обвести найденную букву красным или синим карандашом.
• Игра «Буква сломалась» - допечатать недостающие
элементы буквы.
• Реконструкция букв. Например: из буквы «П» можно
сделать букву «Н», передвинув одну палочку.
• Узнавание букв, написанных разными шрифтами.
• Игра «Зоркие глазки» - вычеркивание заданной буквы из текста.
Так же предлагаем родителям поиграть дома с ребёнком в игры, способствующие запоминанию букв:
1. Игра «Покажи букву»
Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.
Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей , лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.
2. Игра «Найди и назови букву»
Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например: «Алла» — «А», мама, «Коля» — «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.
Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы , похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота.
Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.
3. Игра «Архитектор»
Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит . Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.
4. Игра «Дорисуй букву»
Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.
5. Игра «Узнай букву»
Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.
6. Игра «Что неправильно»
Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.
7. Игра «Найди и подчеркни»
Предложите ребенку найти и подчеркнуть( обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным .
8. Игра «Алфавитный дартс»
Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик
в определенную букву, назвать ее.
9. Игра «Магнитная азбука»
Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»
10. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы .
В результате таких игр у детей улучшается зрительное внимание, восприятие и память, формируются творческие способности, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.
Успехов вам!
Литература:
1.Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
2.Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.
М.: «Гном и Д», 2000.
3.Невская В.П. Речевые игры и упражнения.– М.: ТЦ Сфера, 2013.
4.Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль:
«Академия развития», 1997.
5.Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. СПб: «Детство – Пресс», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как помочь ребенку запомнить буквы"
Многие дошкольники с нарушениями в речевом развитии с трудом запоминают графический образ буквы. Предлагаю несколько игр, которые помогут вашему малышу запомнить любые буквы. Данные задания можно испо...
Как помочь ребенку запомнить буквы?
Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?...
«Как помочь ребенку запомнить буквы»
Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?...
«Как помочь ребенку запомнить буквы»
Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- буква». Ну...
Консультация для родителей «Как помочь ребенку запомнить буквы»
Консультация для родителей«Как помочь ребенку запомнить буквы»Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?На первоначальн...
как помочь ребенку запомнить буквы
Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, предлагаем родителям использовать разнообразные игровые упражнения...
Как помочь ребенку запомнить буквы?
Педагогическая поговорка: «Буквы читаем и пишем, а звуки произносим» отражает одну из важных задач обучения грамоте: ребёнку нужно научиться устанавливать взаимосвязь между звуком и буквой...