Как помочь ребенку запомнить буквы?
консультация по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Педагогическая поговорка: «Буквы читаем и пишем, а звуки произносим» отражает одну из важных задач обучения грамоте: ребёнку нужно научиться устанавливать взаимосвязь между звуком и буквой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Педагогическая поговорка: «Буквы читаем и пишем,а звуки произносим» отражает одну из важных задач обучения грамоте: ребёнку нужно научиться устанавливать взаимосвязь между звуком и буквой. Называя букву, нужно произносить звук, а не букву, нужно произносить звук, а не название буквы. Каждой букве (кроме мягкого и твёрдого звука) соответствует определённый звук: букве А – звук [a], букве М – звук [м]. Изучая с ребёнком новую букву, произносите не [бэ], а [б], не [пэ], а [п] и т.д.
2. Обращайте внимание ребёнка на то, что буквы связаны с определённым произношением (положениями и движениями органов артикуляции). Когда мы читаем буквы, меняется положение губ, нижней челюсти, языка.
При произнесении звонких согласных и гласных в работу включаются голосовые связки, при произнесении носовых [м] и [н] – опускается мягкое нёбо. Такие сложные подробности ребёнку не понять, но мы можем объяснить ему, как произносить звуки, используя понятные, доступные сравнения.
Буква – это символ, знак, который не несёт информацию о том, как она читается. Используйте ассоциативные сравнения, которые помогут ребёнку запомнить, как прочесть ту или иную букву.
Изучая с ребёнком очередную букву, расскажите о ней.
Буква А – широко открываем рот и широко разводим руки в стороны. Подойдите с ребёнком к зеркалу и покажите ему, что при произнесении звука [a] рот открывается очень широко.
Радуемся: «А! Это ты? Привет!».
Буква О – губы «округляем», руки соединяем над головой, изображая букву О. Удивляемся: «О! Что это у тебя?».
Буква У – вытягиваем губы трубочкой, руку протягиваем вперёд.
Сравниваем: «У – у – у! Паровозик едет и гудит».
Буква И – губы растягиваются в улыбку звук [и] мы произносим более высоким голосом, поэтому поднимаем указательный палец вверх.
Сравниваем: буква И – самая дружелюбная, всем улыбается.
Буква Ы – нижняя челюсть опускается.
Буква Ы – сердитый пузатый старичок с палкой. Сжимаем кулаки и двигаем руками вверх – вниз. Старичок сердится: «Ы – ы – ы! вот я вам покажу, проказники!».
Буква Э – открываем рот и высовываем язык. Руку вытягиваем вперёд ладошкой вверх. Буква дразнится: «Э – э – э!».
Буква М – «М – м – мамина буква». Положив руку на щёку, произносим носовой звук [м] и чувствуем, как щека вибрирует.
Буква П – «Папина буква!» Смыкаем и размыкаем губы, как будто сдуваем пёрышко с ладошки.
Буква Б – громкая буква! Надуваем щёки, а руками имитируем удары по барабану: «Б – б – б !»
Буква Н – живёт в носу (звук [н] – носовой). Кладём палец на нос, чтобы почувствовать его вибрацию во время произнесения звука.
Буква Т – напоминает короткие удары молоточка. Зажимаем в руке воображаемый молоток и «стучим»: «Т – т – т!».
Буква В – прикусываем нижнюю губу верхними зубами. Сравниваем: самолёт летит и гудит: «В – в – в!». Двигаем рукой вперёд и вверх, показывая, как самолёт взмывает в небо.
Буква Я – хвастунишка! Ткнув в себя пальцем, несколько раз повторяем: «Я – я – я!».
Буква Д – дрова рубим! Делаем рубящие движения ребром ладони и одновременно громко и отчётливо произносим: «Д –д –д!.
Буква Ф – фыркнул ёжик. Прикусываем нижнюю губу верхними зубами, а затем, на выдохе, выталкиваем её потоком воздуха. В отличие от парного звонкого [в], звук [ф]произносится без участия голоса.
Буква С – « С – с – студёная », холодная. Губы растянуты, между зубами небольшая щель. Язык прячется за нижними зубами.
Держим ладонь параллельно рту и дуем холодным потоком воздуха: «С – с – с!».
Буква Е – ель рисуем указательными пальчиками – от макушки к основанию. Звук [ е ] – последовательное чередование звуков[ йэ], поэтому возникает ощущение, что основание (корень) языка сначала поднимается, а затем опускается.
Буква К – курочку кормили! Соединяем указательный и большой пальцы правой руки, имитируя клюв курочки, и несколько раз подряд произносим : «К – к – к!».
Буква Г – гусь гогочет. «Грозим» указательным пальчиком, наклоняя его вниз: «Г –г –г!».
Буква Х – х – х – холодно, ручки погреем! Выдыхаем горячий поток воздуха на ладонь и произносим без участия голоса: «Х – х –х!»
Буква З – звенит злой комар. Потрясите указательным пальчиком над головой, а затем пощекочите бочок ребёнка: «З – з – з!».
Буква Ш – шипит змея. Сгибаем руку в локте и двигаем ей из стороны в сторону, имитируя качание кобры: «Ш – ш – ш!».
Буква Ж – жужжит жук. Сжимаем кулак и энергично трясём им из стороны в сторону. В отличие от парного глухого [ш], звук [ж] произносится при участии голоса, с более сильным выдохом.
Буква Л – бол –л –л –лтушка!
Энергично потряхивая поднятыми ладонями и двигая языком из стороны в сторону, произносим: «Л – л – л!».
Буква Р – рокочет мотор мотоцикла. Вращаем кулаками перед собой, имитируя звук работающего мотора: «Р – р – р!».
Буква Ё – при произнесении [ё] последовательно чередуем
звуки [йо].
Буква Й – «Ай! Укололся!» Резко отдёргиваем вытянутый указательный палец.
Буква Ч – прижимаем указательный палец к губам: «Ч – ч – ч! Не шуми!».
Буква Щ – резко взмахиваем руками. Движение напоминает взмах волшебной палочки. Чтобы заинтриговать малыша, спрячьте под платочком конфетку и наколдуйте: «Щ – щ – щ! Получай сокровищ – щ – ща!
Буква Ц – цыц! Резко опускаем указательный палец: «Ц – ц – ц!».
Буква Ю – вытягиваем указательный палец и имитируем вращение волчка, пропевая: «Ю – ю – ю!».
Буква Ь – молчит, когда одна (Делает впереди стоящие буквы добрее, заставляя их звучать «мягче». Покажите малышу: Было [б], стало [бь]; было [т], стало [ть].
Буква Ъ – твёрда как стена! Спотыкаемся о Ъ, когда читаем, останавливаемся и объ - езжаем.
После знакомства с гласными и чтения слоговых конструкций, состоящих из двух гласных, переходите к чтению слоговых конструкций «согласный – гласный» (например, МА, МУ), «гласный – согласный» (например,
АМ, УМ) и соответствующих слов.
Водя пальчиком малыша по строчке, прочитайте ему: МА, МО, МУ, МИ, МЫ, МЭ. Попросите его повторить слоговой ряд по аналогии.
Некоторые дети не сразу усваивают правило слияния букв.
Помогите ему услышать слог, пропойте его, слитно протягивая – «м – м – м – а» - не делая паузы между звуками.
Слоги со взрывными согласными также читайте «залпом»: «ПА, ПО, ПУ, ПИ, ПЫ, ПЭ.
Не торопитесь переходить от одной буквы к другой, пока ребёнок не усвоил материал.
Желаем успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/31/picture-449456-1401514275.jpg)
Консультация для родителей "Как помочь ребенку запомнить буквы"
Многие дошкольники с нарушениями в речевом развитии с трудом запоминают графический образ буквы. Предлагаю несколько игр, которые помогут вашему малышу запомнить любые буквы. Данные задания можно испо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/24/picture-631213-1514145915.jpg)
Как помочь ребенку запомнить стихотворение на английском языке?
Сегодня в век информационных технологий, в связи с большим объемом информации и загруженностью ребенка необходимо грамотно и творчески подходить к его развитию. Данные рекомендации помогут родит...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/07/picture-704099-1446898935.jpg)
Как помочь ребенку запомнить буквы?
Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-152427-1515403592.jpg)
Как помочь ребенку запомнить цифры
В этом материале подобраны стихотворения и математические игры для детей в помощь родителям для успешного запоминания графического изображения цифр....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-589173-1423403653.jpg)
«Как помочь ребенку запомнить буквы»
Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?...