Шпаргалка для будущих первоклассников
консультация по логопедии
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
* Наша речь состоит из предложений.
* Предложение - это законченная мысль.
* Предложения состоят из слов.
* Слова состоят из звуков.
* Звук - это то, что мы слышим и произносим.
* Буква - это то, что мы видим и пишем.
* Звук на письме обозначается буквой.
* Звуки бывают гласные и согласные.
* Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
* В русском языке шесть гласных звуков: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы].
* На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
* Гласных букв - десять: «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» «Я» «Ю» «Е» «Ё».
* Шесть гласных букв - «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» - соответствуют звукам.
* Четыре гласные буквы - «Я» «Ю» «Е» «Ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («Я» - [ЙА], «Ю» - [ЙУ], «Е» - [ЙЭ], «Ё» - [ЙО]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:«Я» - [А], «Ю» - [У], «Е» - [Э], «Ё» - [О] (береза, мяч).
* Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
* Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
* Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ].
* Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р].
* Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
* Согласные звуки [Б] [В] [Г] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [Х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «А» «У» «О» «Э» «Ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «И» «Е» «Ё» «Ю» «Я»).
* Всегда твердые согласные: [Ж] [Ш] [Ц].
* Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ].
* Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
* Наша речь состоит из предложений.
* Предложение - это законченная мысль.
* Предложения состоят из слов.
* Слова состоят из звуков.
* Звук - это то, что мы слышим и произносим.
* Буква - это то, что мы видим и пишем.
* Звук на письме обозначается буквой.
* Звуки бывают гласные и согласные.
* Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
* В русском языке шесть гласных звуков: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы].
* На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
* Гласных букв - десять: «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» «Я» «Ю» «Е» «Ё».
* Шесть гласных букв - «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» - соответствуют звукам.
* Четыре гласные буквы - «Я» «Ю» «Е» «Ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («Я» - [ЙА], «Ю» - [ЙУ], «Е» - [ЙЭ], «Ё» - [ЙО]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:«Я» - [А], «Ю» - [У], «Е» - [Э], «Ё» - [О] (береза, мяч).
* Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
* Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
* Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ].
* Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р].
* Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
* Согласные звуки [Б] [В] [Г] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [Х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «А» «У» «О» «Э» «Ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «И» «Е» «Ё» «Ю» «Я»).
* Всегда твердые согласные: [Ж] [Ш] [Ц].
* Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ].
* Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-198608-1413441029.png)
Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».
Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/13/picture-706142-1447392360.jpg)
Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».
Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-893428-1486912022.jpg)
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-1042628-1528434098.jpg)
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/12/picture-998847-1676175692.jpg)
Интерактивное задание "Шпаргалка для родителей будущих первоклассников"
Пройдя по этой ссылке вы попадете на викторину https://wordwall.net/ru/resource/13122390...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/19/picture-1281446-1721403867.jpg)
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...