РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по логопедии
Рабочая программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программы МБДОУ Караидельский детский сад №2, а также на основе типовой базовой Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), рекомендованной Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ, ФГОС ДО.
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей - Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для детей 4-7 лет | 98.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Караидельский детский сад № 2 муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан.
Согласовано Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ Караидельский детский сад №2 от «__»___________20__ г. №___ | Утверждаю Заведующая МБДОУ Караидельский детский сад №2 МР Караидельский район РБ ________________ /Бариева Ф.М.. Приказ от «___» _________ 20__г. №____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
2021
Содержание
I.Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ… ………3
1. Пояснительная записка………………………………………………………3
1.1. Характеристика возрастных особенностей воспитанников……………..6
1.2. Характеристика речевого развития детей 4-7 лет с ФФНР…….……….8
1.3. Характеристика речевого развития детей 4-7 лет с ОНР………………..10
1.4. Целевые ориентиры (планируемые результаты)…………………………14
1.5. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»………………………………………………………………17
II. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка…………………………………20
2.2. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в условиях логопедического пункта ДОУ....22
2.3. Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и педагогов…………………………………………………………………………24
2.4. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников…………………………………………………………………...27III. Организационный момент………………………………………………….28
3.1. Расписание работы учителя-логопеда………………………………….....29
3.2. Годовой план………………………………………………………………..30
3.3 Перспективный план подгрупповых занятий для детей 5-6 лет на 2021-2022 учебный год ……………………………………………………………… 33
3.4 Перспективный план подгрупповых занятий для детей 6-7 лет на 2021-2022 учебный год …………………………………………………………….. 42
I. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.
Рабочая программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программы МБДОУ Караидельский детский сад №2, а также на основе типовой базовой Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), рекомендованной Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ, ФГОС ДО.
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей - Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо-речедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха - фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребёнка в звуковой действительности.
Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда рассчитана на 2021-2022 учебный год и предназначена для детей 4 – 7 лет с различными речевыми патологиями (ФФНР, ОНР и др.), зачисленных на логопедический пункт МБДОУ.
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в логопедической группе является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.
Целью данной рабочей программы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с нарушениями речи. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач Рабочей программы учителя-логопеда на 2021-2022 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и не дублируют школьных форм обучения. Индивидуальные занятия проводятся в соответствии с индивидуальным планом на каждого ребенка.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных рабочей программой учителя-логопеда, обеспечивается благодаря комплексному подходу и усилий специалистов педагогического профиля и семей воспитанников.
Целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, объединением усилий специалистов и родителей дошкольников.
Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
1.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников.
Средняя группа (дети от четырех до пяти лет)
Словрь. От четырёх до пяти лет словарный запас малыша увеличивается с 2500 до 3000 слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова. Каждый родитель может при желании вспомнить не один пример таких словечек, придуманных их детьми в этом возрасте.
Нормальное речевое развитие детей 4–5 лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.
В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые (я, мы, ты, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).
Грамматический строй. В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. (Мы оденем сапоги, потому что холодно. Мне купили конфеты, а брату печенье).
Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки:
- нарушается структура предложений;
- встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);
- неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).
Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.
Звукопроизношение. Ребёнок растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка.
В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий: употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других (шуба – скола, жаба – зук, щёки – сётка); звуки л и р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (йошадь – лошадь, мовоко – молоко, йюки – руки, Малина – Марина); неотчётливо произносит малознакомые слова.
Старшая группа (дети от пяти до шести лет)
Словарь. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500 - 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные мало знакомые слова, например, экскаватор.
Грамматический строй. У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.
Звукопроизношение. На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношение всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л или й; л заменяется л'. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.
Подготовительная группа (дети от шести до семи лет).
Словарь. К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000 - 3500. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов, когда ребенок вкладывает в них свой смысл. В отдельных случаях в словаре детей встречаются просторечные слова и обороты.
Грамматический строй. К шести годам дети овладевают основными закономерностями изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов» и др. Задача воспитателя - научить детей ясно выражать свои мысли в ответах на вопросы; согласовывать слова в предложении; более полно и правильно, чем в младшем возрасте, строить предложения при рассказах и пересказах; правильно пользоваться союзами и союзными словами в сложноподчиненных предложениях.
Звукопроизношение. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. С этими детьми проводится работа по сопоставлению звуков, выделению их отличительных признаков, определению места звука в слове. Иногда у ребенка с быстрым темпом речи наблюдается нечеткость, небрежность произношения, смешение звуков. Такие дети нуждаются в индивидуальном подходе при работе над звуковой культурой речи. В подготовительной к школе группе могут встречаться дети с различными недостатками произношения, обусловленными отклонениями в развитии речи. Такие дети нуждаются в специальной помощи логопеда. В процессе работы, используя индивидуальный подход, помощь родителей, логопеда, необходимо всех детей научить правильно произносить звуки родного языка, различать и правильно употреблять сходные звуки.
1.2. Характеристика речевого развития детей 4-7 лет с ФФНР.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления, характеризующие ФФНР:
- недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
- замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
- смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»;
- другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в
- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- затруднениях при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:
- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
- объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
1.3. Характеристика речевого развития детей 4-7 лет с ОНР
ОНР - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Это обусловлено тем, что в процессе оптогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы.
Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует.
Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексико-грамматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения.
Выделение ОНР - это выделение определенного симптомокомплекса. Данная группа является сложной нозологии и механизмам. Существуют различные категории детей: дети с моторной и сенсорной алалией; дети с задержкой речевого развития как симптом задержки психического развития; дети с дизартрией; дети с задержкой речевого развития невыраженной этиологии.
Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Общее недоразвитие речи II уровня.
На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок (например, «стрехает» вместо «чистит», «стирает», «моет»), особенно глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка очень много аморфных глаголов («делает», «идет», «стоит» и т.п.). Ребенок использует фразовую речь. Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена неправильно. Не все формы дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные беспредложные формы (неправильное согласование существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно. Например: «Я была лелька», вместо «Я была на елке». В целом, предлоги и союзы используются редко. Для детей со II-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме уменьшительно-ласкательных форм. У детей со II уровнем речевого недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с I уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но не все. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута (ребенок воспроизводит два-три слова). Но наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся вариативно (например, «ада» вместо «звезда»). Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения и замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка.
Таким образом, у детей с ОНР II уровня наблюдаются морфологические и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются недостаточно.
Общее недоразвитие речи III уровня.
Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная сформированность и неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом.
Таким образом, на третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.
Общее недоразвитие речи IV уровня.
На это уровне у детей наблюдаются: остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости.
Несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция, «смазанность» речи. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем.
Отдельные нарушения смысловой стороны речи - неточное понимание редко встречающихся слов, слабый подбор синонимических и антонимических пар.
Специфические словообразовательные ошибки: в притяжательных прилагательных, в сложных словах, в приставочных глаголах. Неточно понимание и употребление пословиц, слов и фраз с переносным значением.
Ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного, нарушения в согласовании порядковых числительных и прилагательных с существительными мужского и женского рода, единственного и множественного числа.
Сложности в конструировании предложений с придаточными: пропуски или замены союзов.
В связной речи затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз, использование преимущественно коротких малоинформативных предложений.
1.4. Целевые ориентиры (планируемые результаты)
Цели и задачи педагогической диагностики.
Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных на логопедический пункт МБДОУ.
Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных на логопункт ДОУ.
Цель оценки индивидуального развития – выявление результативности образовательного процесса, лежащего в основе планирования педагогического проектирования.
Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.
В коррекционном процессе решаются следующие задачи:
- индивидуализация образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).
- оптимизация работы с детьми-логопатами.
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи.)
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой МБ ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
- Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
- Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
- Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
- Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
- Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
- Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
- Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
- У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
1.5. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»
В конце обучения ребёнок 4-5 лет, должен приобрести следующие знания и умения в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:
- Ребёнок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность;
- Понимание обращённой речи приближается к норме;
- В активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы;
- Ребёнок понимает различные формы словоизменения;
- Ребёнок может пересказать текст из трёх - четырёх простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочинённые предложения;
- Ребёнок может составить описательный рассказ по вопросам;
- Повторяет вслед за взрослым простые четверостишия;
- Различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа;
- Речь ребёнка интонирована;
В конце обучения ребёнок 5-7 лет, должен приобрести следующие знания и умения в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:
- Ребёнок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми;
- Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребёнок эмоционально стабилен;
- Пассивный словарь ребёнка соответствует возрастной норме;
- Ребёнок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия;
- Показать по картинкам предметы определённой геометрической формы, обладающие определёнными свойствами;
- Понимает различные формы словоизменения;
- Понимает предложно - падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно - ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками;
- Понимает смысл отдельных предложений, хорошо понимает связную речь;
- Без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении;
- Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту;
- Ребёнок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов;
- Обобщает предметы и объекты, изображённые на картинке;
- Не допускает ошибок при назывании действий, изображённых на картинках;
- Называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов;
- Уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме;
- Ребёнок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах;
- Правильно употребляет имена существительные множественного числа в родительном падеже;
- Согласовывает прилагательные с существительными единственного числа;
- Без ошибок употребляет предложно - падежные конструкции;
- Согласовывает числительные «2» и «5» с существительными;
- Образовывает существительные с уменьшительно -ласкательными суффиксами и названия детёнышей животных;
- Уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме;
- Без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану;
- Составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану;
- Составляет рассказ по картинке по данному или коллективно составленному плану;
- Знает и умеет выразительно рассказывать стихи;
- На нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов;
- Объём дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребёнок употребляет основные виды интонации;
- Ребёнок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.
Ожидаемые результаты.
В итоге логопедической работы дети должны:
- Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- Четко дифференцировать все изученные звуки;
- Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- Различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- Овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов;
- Соответствие показателей речевого развития возрастной норме.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые) НОД, в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Организация проведения педагогической диагностики
(оценки индивидуального развития)
Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, специальные диагностические ситуации, организуемые логопедом всех возрастных групп 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (первые недели сентября, первая неделя мая). В первом случае она позволяет выявить наличный уровень деятельности, а во втором – наличие динамики ее развития.
Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда на 2021-2022 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
II. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ.
2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка
Исходной методологической основой содержания коррекционной работы на логопедическом пункте ДОУ являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.
Рабочая программа учителя-логопеда логопункта ДОУ на 2021-2022 учебный год составлена на основе типовых базовых программ с учетом положений программы ДОУ и ФГОС ДО:
- программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина),
- программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркина, Т.В.Туманова), рекомендованных Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ. Использование двух программ одновременно обусловлено наличием на логопедическом пункте ДОУ детей как с ФНР и ФФНР, так и с ОНР.
Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
- осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.
В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте ДОУ в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» являются:
- воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков речи и произношения;
- формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
- развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
- формирование грамматического строя речи:
А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),
В) словообразование;
- развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);
- воспитание любви и интереса к художественному слову.
- Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в условиях логопедического пункта ДОУ
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, зачисленных на логопункт ДОУ, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми непосредственно образовательная логопедическая деятельность: форма организации обучения на логопедическом пункте ДОУ – подгрупповая НОД и индивидуальная НОД; дидактические игры, настольно-печатные игры; разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений; речевые задания, игры и упражнения; работа по нормализации звукопроизношения; обучению пересказу, составлению описательного рассказа; беседы.
В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год на логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода:
1 период – сентябрь – ноябрь;
2 период – декабрь – февраль,
3 период – март – май.
Логопедическое обследование, зачисление детей в логопункт и заполнение речевых карт проводится с 1 по 17 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 20 сентября по регламенту НОД, составленному учителем-логопедом. В расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент логопедической НОД составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях.
В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 5-го года жизни составляет 15-20 минут детьми 6-го года жизни составляет 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни - 25-30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Дополнительно проводятся подгрупповые занятия с детьми с ОНР по развитию ЛГСР и связной речи. Количество детей в подгруппе от 2 до 6 человек.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФФНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю, с ОНР – 2-3 раза в неделю.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедический пункт, включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с НПОЗ составляет 6 месяцев, ФФНР - 1 год, ОНР – 1-2 года. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
2.3. Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и
педагогов
Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребёнком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы.
Достижение положительного результата работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста предполагает такую организацию взаимодействия педагогов ДОУ, при которой создаются условия для оптимального речевого развития дошкольников. К таким условиям относятся:
– речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;
– организация таких форм детской деятельности, в которой активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;
– обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи,
– систематическое развитие предпосылок речевого развития;
– развитие предпосылок учебной деятельности: обучение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлекающим воздействиям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстником в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ по коррекции речи выступают:
– закрепление речевых навыков;
– преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи.
Направления совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя ДОУ реализуются следующим образом.
Воспитатель:
– замечает проблемы в речевом развитии детей и своевременно адресует логопеду запрос, информируя учителя-логопеда о проблемах в развитии речи конкретных детей;
– создает условия для развития всех сторон речи в пределах возрастной нормы;
– формирует общие предпосылки для речевого развития: фонематические процессы; крупную, мелкую и речевую моторику;
– обогащает содержание детской речи.
Учитель-логопед:
– диагностирует уровень развития речи воспитанников;
– дифференцирует категории детей по специфике нарушений речи и структуре речевого нарушения;
– осуществляет коррекцию нарушенных сторон речи.
Учитель-логопед дает воспитателю рекомендации по проведению игр и игровых заданий логопедической профилактической направленности со всей группой воспитанников, а также по организации индивидуальной работы с детьми, обучающимися на логопункте. Кроме того, учитель-логопед помогает воспитателю организовать обучение и воспитание ребенка с нарушениями речи с учетом особенностей развития его познавательных процессов, личности, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, например: подобрать наглядно-дидактические и литературные материалы, организовать деятельность на занятиях, совместные действия со сверстниками.
В одних случаях работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, а в других – воспитатель содействует закреплению результатов, полученных на логопедических занятиях.
Совместное решение общих образовательных задач воспитателя и учителя-логопеда определяется их профессиональными функциями, реализуемыми в работе с детьми.
2.4. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями строится как с участниками образовательного процесса, что значительно повышает результативность коррекционно-развивающей работы.
Систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников:
Во-первых, организация собраний, групповых и индивидуальных консультаций для родителей детей, обучающихся на логопедическом пункте, по вопросам воспитания в семье ребенка с нарушениями речи, а также мастер-классы по обучению артикуляционным упражнениям, семинары-практикумы по обучению родителей логопедическим играм, открытые итоговые занятия для родителей с целью обучения их игровым приемам закрепления речевых навыков и пр.
Во-вторых, просветительская работа с родителями всех воспитанников ДОУ, в том числе создание информационных стендов) повышает компетентность родителей, а также служит гармонизации детско-родительских отношений.
Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ.
III. Организационный момент
3.1. Расписание работы учителя-логопеда
Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда Насибуллиной А.Н., были составлены следующие документы, регламентирующие работу на логопедическом пункте ДОУ на 2021-2022 учебный год:
- Годовой план работы учителя-логопеда на 2021-2022 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми, план по самообразованию.
- Календарно-тематический план в логопедической группе на 2021-2022 учебный год.
Расписание работы учителя-логопеда
Насибуллиной А.Н.
День недели | Время | Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми | Методическая работа с педагогами | Работа с родителями, заполнение документации |
Понедельник | 8:30-13:30 | 8:30-12:30 | 12:30-13:00 | 13:00-13:30 |
Вторник | 8:30-13:30 | 8:30-12:30 | 12:30-13:00 | 13:00-13:30 |
Среда | 8:30-13:30 | 8:30-12:30 | 12:30-13:00 | 13:00-13:30 |
Четверг | 8:30-13:30 | 8:30-12:30 | 12:30-13:00 | 13:00-13:30 |
Пятница | 8:30-13:30 | 8:30-12:30 | 12:30-13:00 | 13:00-13:30 Оформление индивидуальных тетрадей детей |
Учитель-логопед Насибуллина А.Н.
3.2 ГОДОВОЙ ПЛАН
учителя - логопеда
на 2021– 2022 учебный год
Мероприятия | Сроки проведения |
I. Организационная работа | |
| До 1 сентября |
| 2 – 16 сентября; 15 – 31 мая |
| С 2 по 16 сентября |
II. Работа с документацией | |
| 2 – 16 сентября |
| 2 – 16 сентября |
| 2 – 16 сентября |
| 2 – 16 сентября, с 15 по 31 мая |
| 2 – 16 сентября |
| В течение года |
| С 15 по 30 мая |
8. Выявление детей, нуждающихся в ПМПК | В течение года |
9. Подготовка необходимой документации для ПМПК | В течение года |
10. Составление годового отчета о проделанной работе. | К 30 мая |
III. Коррекционная работа. | |
1. Проведение подгрупповых логопедических занятий согласно циклограмме рабочего времени. | С16 сентября по 15 мая |
2. Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени. | С 16 сентября по 15 мая |
IV. Научно-методическая работа. | |
1. Разработка индивидуальных маршрутов развития коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми, зачисленными на занятия. | В течение года |
2. Индивидуальные консультации для родителей. | В течение года |
3. Участие в семинарах-практикумах для педагогов. | В течение года |
4. Проведение открытых индивидуальных занятий для родителей. | В течение года |
5. Публикация опыта работы (методических наработок, конспектов занятий, рекомендаций) в печатных периодических изданиях, на образовательных сайтах, на сайте детского сада. | В течение года |
V. Взаимосвязь со специалистами ОУ. | |
1. Посещение занятий по развитию речи в ДОУ | В течение года |
2. Ведение тетрадей взаимосвязи логопеда и воспитателей. | В течение года |
3. Ознакомление постоянных членов ПМПк детского сада с результатами логопедического обследования. | В течение года |
4. Ознакомление педагогов детского сада с направлениями коррекционной работы на текущий учебный год. | Сентябрь |
5. Проводить беседы и консультации с воспитателями с целью отслеживания динамики развития речи каждого ребёнка. Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов «Развитие выразительной речи у детей с помощью инсценирования». | В течение года Ноябрь Март |
| В течение года, по плану ДОУ |
| В течение года, по плану ДОУ |
| В течение года |
VI. Самообразование | |
| В течение года |
| В течение года |
| В течение года |
VII. Работа с родителями | |
| В течении года, по плану ДОУ |
| В течении года |
| Ноябрь |
Итоговое собрание по результатам логопедической работы за год (для родителей детей, посещающих логопедические занятия). | Октябрь Ноябрь Март Май |
Тематические консультации, семинары-практикумы для педагогов: «Веселый язычок: артикуляционные упражнения для малышей» (группы младшего дошкольного возраста) - Оформление консультаций Советы логопеда: «Развиваем речь ребенка. С чего начать?» для групп среднего дошкольного возраста. - Язычок-путешественник: артикуляционные упражнения для дошкольников (для групп старшего дошкольного возраста). Тема: «Делаем дыхательную гимнастику правильно» (для подготовительной группы) | Октябрь Февраль Март |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционной работы учителя - логопеда в старшей группе для детей с ТНР
Рабочая программа ориентированна на работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в условиях логопедической группы. Состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного и организационного....
Рабочая программа воспитателя Второй младшей группы на 2021-2022 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 года № 273 – Ф...
Рабочая программа воспитателя старшей группы "Солнышко" на 2021 - 2022 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 6-е издание, доп. &nda...
Рабочая программа образовательной деятельности подготовительной группы на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности подготовительной группы на 2021-2022 учебный год...
Годовой план работы учителя-логопеда на логопункте 2021-2022 учебный год
Годовой план работы учителя-логопеда на логопункте 2021-2022 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ "КОЛОКОЛЬЧИК" НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ "КОЛОКОЛЬЧИК" НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной группы № 10 «Брусничка» на 2021-2022 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной группы № 10 «Брусничка» на 2021-2022 учебный год...