Путешествие в осенний лес
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»
города Рубцовска Алтайского края
_________________________________________________________________________________________
658210, город Рубцовск, ул. Красная, 89
телефон 4-21-84, 4-45-45
E-mail ds41rub@yandex.ru
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Форма проведения: организованная образовательная деятельность
Возрастная группа: разновозрастная группа для детей с заиканием
Этап максимального ограничения речи.
Учитель-логопед:
Словохотова Л.Г.
2022 г.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие».
Вид занятия: фронтальное.
Тип занятия: занятие по уточнению и расширению знаний, умений, навыков,
интегрированное, с элементами коррегирующей ходьбы.
Форма непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность.
Виды детской деятельности:
Игровая.
Познавательная.
Социально – коммуникативная.
Двигательная.
Возрастная группа: разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с заиканием.
1.Лексическая тема: «Вот и осень к нам пришла»
2. Грамматическая тема: составление одно-двусловных ответов по вопросам педагога, с использованием навыков словоизменения и словообразования.
3. Логопедическая тема: тренировка плавности речи и правильного звукопроизношения в словах и словосочетаниях, закрепление полученных навыков правильной организации речи.
Цель: создание условий, способствующих закреплению плавной, грамматически правильной связной речи,
формированию психологических предпосылок к дальнейшему обучению, формированию культуры речевого поведения ; совершенствованию умений правильного распределения дыхания.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать:
- развитию навыков словообразования и словоизменения (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образование относительных прилагательных); навыков подбора родственных слов;
- развитию навыков подбора слов с рифмой к заданным;
- развитию навыков отвечать на заданный вопрос плавно одним словом и простыми предложениями;
- обогащению и активизации словарного запаса;
- формированию навыков правильного построения предложения по вопросу.
- формированию основ безопасности: закреплять знания детей об элементарных правилах безопасности в природе, основ культурного поведения в природе.
- закреплению активного поведения и свободного общения.
- формированию культуры речевого поведения (речевой этикет);
- совершенствованию умений уместного употребления речевых этикетных формул;
- формированию положительного отношения к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.
Развивающие:
Способствовать:
- развитию и закреплению навыков самоконтроля за плавностью самостоятельной связной речи, правильным звукопроизношением;
- развитию психологических предпосылок к обучению: умения внимательно выслушивать инструкцию педагога и действовать в соответствии с ней, усидчивости ;
- развитию различных каналов восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического).
- развитию фонематического и зрительного восприятия;
- развитию внимания, памяти, мышления;
- развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики; речевого дыхания.
- развитию грамматического строя речи;
- развитию умения соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
- развитию воображения, фантазии, умения ориентироваться в пространстве относительно своего тела и различных предметов
Воспитательные:
Способствовать:
- закреплению навыков самоконтроля за звукопроизношением;
- развитию эстетического восприятия:
- поощрять умение воспринимать красоту окружающего мира;
- поддерживать чувство любви и бережного и доброго отношения к природе, окружающим людям;
- поощрять умение передавать в речи свои чувства.
- развитию эмоциональной отзывчивости:
- поддерживать желание проявлять чувство ответственности, инициативности, доброжелательности, взаимопомощи и взаимовыручки;
- поощрять умение положительно оценивать речь друг друга;
- поощрять умение управлять собой, выполнять установленные правила, сдерживать эмоциональное возбуждение, умение работать в коллективе.
- воспитывать коммуникативную, деятельностную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников
Используемые технологии:
- ИКТ-технологии
- здоровьесберегающие (корригирующая ходьба, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика)
-игровые, социоигровые,
Методы и приемы:
- Словесный: игра, художественное слово, беседа, вопросы, напоминания, указание, поощрение.
- Наглядный: сюрпризный момент, демонстрация картинок, презентаций.
- Игровой: дидактическая игра-путешествие.
- Практический: упражнения, моделирование, выполнение устных заданий, анализ результатов выполненных заданий, парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, речевая гимнастика «Аудиостарт», упр. на удлинение речевого выдоха, корригирующая ходьба, релаксация.
- Репродуктивный: прием повтора.
- Проблемно-практический: решение проблемных ситуаций.
Билингвальный компонент (словарь новых слов):
нивы, грибники, опушка, орешник, тропинки, листва, птичьи стаи.
Материалы и оборудование: демонстрационный материал ( картины с изображением осенних пейзажей, природы), столы, стулья, листочки из бумаги, листья от разных деревьев, рисунок вазы, ноутбук, презентации «3 осени», «Почему листья опадают», музыкальное и шумовое сопровождение.
Предварительная работа: загадки, разучивание пословиц и поговорок, чтение стихов об осени, проблемные вопросы и ситуации о правилах поведения в природе, моделирование ситуации по теме безопасного поведения, игры и занятия по развитию словаря, грамматического строя, связной речи, тренировке плавности речи, отгадывание загадок, обсуждение литературных произведений, мультфильмов на правила безопасного поведения
Индивидуальная работа: Максим – контроль за произношением звуков Л,Ш, Катя – контроль за плавностью речи.
Смена поз в ходе НОД:
Организационный момент - стоя, в свободной позе, около педагога.
Выполнение здоровьесберегающих упражнений – сидя и стоя.
Динамическая пауза - стоя.
Выполнение практических заданий - в свободной позе у стола, мольберта, сидя за столами.
Итоговая беседа и сюрпризный момент - стоя в кругу.
Релаксация – сидя.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности. Задачи: 1. Привлечь детей к предстоящей совместной деятельности; 2. Способствовать активизации детей. | ||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||
Перед началом непосредственно образовательной деятельности дети заняты самостоятельной деятельностью в зонах (центрах) активности. По мере окончания игр активно, из интереса к происходящему включаются в общую подготовку к непосредственно образовательной деятельности Подходят к педагогу, приветствуют гостей, друг друга;
Предполагаемые ответы детей. - Это осень. У детей создана мотивация к предстоящей деятельности. | Для организации детей и установления эмоционального контакта за 10 минут до мероприятия учитель-логопед привлекает внимание детей, напоминает о предстоящем логопедическом занятии. Педагог поощряет желание и умение детей действовать дружно, помогать друг другу. Логопед обращает внимание детей на гостей, предлагает поздороваться с ними и подойти к ней. Педагог обращается к детям: - Здравствуйте дети. Посмотрите, как красиво в нашем кабинете. Давайте поприветствуем друг друга, вставайте скорее в кружок и повторяйте все за мной: Художественное слово. Педагог читает детям стихотворение: Станем рядышком по кругу Скажем «Здравствуйте!» друг другу Нам здороваться ни лень Всем «Привет» и «Добрый день» Если каждый улыбнется- Утро доброе начнется «Доброе утро!» Педагог обращается к детям: - Сегодня утром, когда я открыла окно, чтобы проветрить кабинет, нам сорока принесла письмо. Но чтобы узнать, от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте: Художественное слово.
Время года отгадай: Собираю урожай Разноцветный лес красивый, Мокнут скошенные нивы, Тучи по небу гуляют, Грибники в леса спешат, Листья желтые летят, Ежик листья собирает Свою норку утепляет. - Да, дети, правильно , это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает). Письмо: На лесной опушке я краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и разделись клены, И зазолотились листья у берёзы. Дети, я приглашаю вас в осенний лес. Педагог обращается к детям: Ну что , мы принимаем приглашение Осени? Учитель-логопед: - Дети, но чтобы попасть в осенний лес, необходимо пройти по осенним тропинкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь. Шагайте по листочкам на носочках, держите равновесие, пожалуйста. ( корригирующая ходьба) (дети идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу); звучит музыка | Практическая деятельность. Упражнение в плавных ответах, составлении простых предложений, тренировка плавности речи. Практическая деятельность. Корригирующая ходьба. Дети идут на носочках, ступая по листьям, стараясь держать равновесие. | ||
Основная часть Цель: создание условий, способствующих закреплению плавной, грамматически правильной связной речи, формированию психологических предпосылок к дальнейшему обучению. Задачи: 1.Способствовать: обогащению активного и пассивного словаря; умения плавно и синтаксически правильно отвечать на заданный вопрос одним словом и полным ответом; использовать в речи предлоги, синонимы; развитию навыков словоизменения и словообразования, подбору родственных слов, активизации умения в составлении предложений по вопросам педагога 2.Способствовать: развитию самоконтроля за звукопроизношением, фонематического восприятия; зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики, грамматического строя речи; самостоятельной связной речи; воображения, фантазии; развитию эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, умения ориентироваться в пространстве относительно своего тела и различных предметов | ||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||
Дети, сидя на местах, выполняют дыхательную, артикуляционную и речевую гимнастики. Предполагаемые хоровые и индивидуальные ответы детей. (Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы, ягоды) Предполагаемые хоровые и индивидуальные ответы детей. - Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. - Дни становятся короче, а ночи длиннее. - Птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. - Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. - Люди собирают урожай овощей и фруктов. (Ответы детей) Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения, читаемого логопедом. Индивидуальные предполагаемые ответы. Дети подбирают слова-рифмовки. Дети слушают и выполняют действия по правилам игры. Дети выполняют дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз. Предполагаемые ответы детей. Дети образовывают слова и «составляют» осенний букет. Предполагаемые ответы детей. | Педагог обращается к детям: - Ну, вот мы и пришли в осенний лес, посмотрите, как же тут красиво, приятно пахнет опавшей листвой. Давайте присядем на нашей полянке, полюбуемся на этот осенний ковёр и побеседуем. - Посмотрите, как много в лесу опавших листьев. - Возьмите в руки по листочку, понюхайте его, ароматно? Вкусно? Пахнет лесом. - Скажите сразу после вдоха, на выдохе, плавно фразу: «Ах, как вкусно!» (дыхательная гимнастика). Учитель-логопед: - Мы сегодня поговорим об осени. Чтобы язычок хорошо работал, потренируем его. (упр-я для языка, общий комплекс артикуляционной гимнастики). Вы молодцы. Учитель-логопед: - Дети, скажите мне, пожалуйста, а зачем люди ходят в лес? Учитель-логопед обращается к детям: Вот как нас встретил лес — зашумел, зашуршал, загудел. (мелодия ветра) Учитель-логопед: - Дети, а как меняется осенью природа, какие признаки осени вы знаете? Поднимаем руку и говорим по одному. Учитель-логопед: - Я взяла с собой ноутбук и предлагаю посмотреть фильм об осени Презентация «Три поры осени». Учитель-логопед: - А почему деревья сбрасывают осенью листву, как вы думаете? (Ответы детей) - Правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега. Учитель-логопед: - Я приглашаю вас посмотреть еще один фильм Презентация «Почему опадают листья». Учитель-логопед: Дети, устали сидеть? предлагаю немного передохнуть (физкультминутка) «Мы листики осенние» (Звук сильного ветра и летящих листьев (природа)) Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.) На ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. (Присели.) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) Закружились, полетели И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.) Учитель-логопед: - Дети, осень предлагает нам поиграть в игру «Назови ласково»: Лист - (листок, листочек, листик), Туча - … Ветер -… Лужа - … Учитель-логопед: -Дети, в конверте еще что- то лежит. Посмотрите, какие - то карточки. Это осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы» Учитель-логопед: Первое задание называется «Договори словечко». Дети, посмотрите, какой в лесу порядок! 1. Осень в гости к нам пришла И с собою принесла. Что? Скажите наугад! Ну, конечно… (Листопад) 2. Мочит поле, лес и луг, Город, дом и все вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это… (Дождь) 3. Холода их так пугают, К теплым странам улетают, Петь не могут, веселиться Кто собрался в стайки? (Птицы) 4. Солнце больше нас не греет, Холодком поземка веет! Дунул в лужу ветерок И сковал ее… (Ледок) 5. Дождь и слякоть, грязь и ветер, Осень, ты за все в ответе! Мерзнет, мерзнет человек, Выпал первый белый… (Снег) Учитель-логопед: А теперь второе задание. «Игра ДА или НЕТ или - ХЛОП и ТОП» - Проверим, кто самый знающий да внимательный. - Я буду читать вопросы, если «да», то нужно хлопать, если «нет», ногами топать. Будьте внимательны! Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучи солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Морозы осенью бывают? Ну, а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать? Учитель-логопед говорит, обращаясь к воспитанникам: - Ветер шумит, срывает листья с деревьев. Похолодало, нужно согреться дыхательная гимнастика с движениями «Аудиостарт»: упр. «Погреем ручки», «Нарубим дрова ( руки в замок, на формированном выдохе: Ха! С одновременной имитацией колки дров) и костер разведем», гимнастика для глаз: ветер несет дым в глаза, прищурьте их и посмотрите на огонь, глаза щиплет – поморгайте часто-часто, посмотрите налево, направо, вверх и вниз, не поворачивая головы). Беседа о правилах безопасного поведения в природе. Педагог обращается к детям: - Как вы думаете, почему у нас щипали глаза от костра и дыма. Можно ли близко подходить к костру? Почему? Можно оставлять горящие костры в лесу? Почему? (правила безопасности и поведения в природе) - Хорошо, у костра передохнули, продолжим. Учитель-логопед: - Итак, следующее задание: Осень предлагает вам составить осенний букет. Возьмите в руки листья деревьев, рассмотрите их, скажите, с каких деревьев упали, какие они? Скажите нужное словечко и «поставьте» лист в вазу. Только будьте внимательными! Говорите на выдохе, плавно, проговаривайте звуки. Лист клена – кленовый, Лист дуба - … Лист осины - … Лист рябины - … А березы лист - … Учитель-логопед: - последнее задание : «Такие разные одинаковые слова» (дать понятие « Слова-родственники») - Из чего вы составляли букет? (Из листьев) - Подберите или вспомните слова, которые еще обозначают листья, возможно, вы их знаете, или мы сегодня их говорили. Лист – листок, листик, листочек, листва. - Дети, все эти слова – родственники, потому что у них есть общая часть слова «лист». Логопед активизирует детей похвалой. | Практическая деятельность. Дыхательная, артикуляционная и речевая гимнастики Практическая деятельность. Выполнение движений в соответствии со словами стихотворения. Практическая деятельность. Словоизменение и словообразование (слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом) Практическая деятельность. Подбор слов в рифму на развитие фонематического восприятия, знание нужных, подходящих слов. Практическая деятельность. Упражнение на развитие слухового внимания, общей моторики. Практическая деятельность. Дыхательная гимнастика. Гимнастика для глаз Практическая деятельность. Упражнения в составлении ответов предложениями. Практическая деятельность. Упражнение в образовании относительных прилагательных. Тренировка плавности речи. Практическая деятельность. Упражнение в подборе родственных слов. Тренировка и развитие плавности речи. | ||
Заключительная часть Цель: подведение итогов. Задачи: 1.Закреплять умение детей обобщать и делать выводы. 2.Развивать желание делиться своими впечатлениями. | ||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечания | ||
Дети сидят в свободной позе. Активно и эмоционально выражают свои мысли, чувства, делятся своими впечатлениями. Отвечают на вопросы хором и индивидуально. Дети прощаются с гостями. Наступая по листьям, выходят из кабинета, строятся, чтобы отправиться в группу. | Педагог побуждает детей к обсуждению, выделению главного, обращаясь с вопросами: - Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? - - Какие задания были для вас трудными? - Давайте в следующий раз отправимся в зимний лес. Логопед активизирует детей индивидуальными обращениями, похвалой. Педагог отмечает, что дети старались говорить красиво и правильно. и предлагает им еще немного отдохнуть, расслабиться после путешествия, а затем отправиться в детский сад.
Упр. «Медитация» (маммоммуммым…) на релаксацию и расслабление. Учитель-логопед: - Дети, посмотрите, там, где раньше лежало письмо, лежат яблоки. Это осень нам принесла свои подарки. Сюрпризный момент «Подарки Осени» Логопед сообщает, что они закончили путешествие, просит детей попрощаться с гостями. Сообщает детям: - А теперь нам пора отправляться домой, попрощайтесь с гостями, пройдите по тропинке , постройтесь, и пусть каждый встанет на своё место. - До свидания! | Практическая деятельность. Упражнение в употреблении простых однословных и простых распространённых предложений. Практическая деятельность. Релаксация для снятия напряжения и возбуждения. Практическая деятельность. Корригирующая ходьба. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес"
"путешествие на паровозике"...
Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"
"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...
Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"
Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...
Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"
Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....
Конспект интегрированного занятия "Чтение стихов об осени. Путешествие в осенний лес" .
Это занятие для детей второй младшей группы....
Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)
Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...
Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"
Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...