Путешествие в осенний лес
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Словохотова Лариса Геннадьевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_osenniy_les._dou.docx43.8 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»

города Рубцовска Алтайского края

_________________________________________________________________________________________

658210, город Рубцовск, ул. Красная, 89

телефон 4-21-84, 4-45-45

E-mail ds41rub@yandex.ru

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО  МЕРОПРИЯТИЯ

Форма проведения: организованная образовательная деятельность

        Возрастная группа: разновозрастная группа для детей с заиканием

Этап максимального ограничения речи.    

Учитель-логопед:

                                               Словохотова Л.Г.

                                                               

2022 г.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие».

Вид занятия: фронтальное.

Тип занятия: занятие по уточнению и расширению знаний, умений, навыков,
интегрированное,  с элементами коррегирующей ходьбы.

Форма непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Виды детской деятельности:

Игровая.

Познавательная.

Социально – коммуникативная.

Двигательная. 

Возрастная группа: разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с заиканием.

1.Лексическая тема: «Вот и осень к нам пришла»

2. Грамматическая тема: составление одно-двусловных ответов по вопросам педагога, с использованием навыков словоизменения и словообразования.

3. Логопедическая тема: тренировка плавности речи и правильного звукопроизношения в словах и словосочетаниях, закрепление полученных навыков правильной организации речи.

Цель: создание условий, способствующих закреплению плавной, грамматически правильной связной речи,

формированию психологических предпосылок к дальнейшему обучению, формированию культуры речевого поведения ; совершенствованию умений правильного распределения дыхания.

Задачи:

Образовательные: 

Способствовать:

  • развитию навыков словообразования и словоизменения (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образование относительных прилагательных); навыков подбора родственных слов;
  • развитию навыков подбора слов с рифмой к заданным;
  • развитию навыков  отвечать на заданный вопрос плавно одним словом и простыми  предложениями;
  • обогащению и активизации словарного запаса;
  • формированию навыков  правильного построения предложения по вопросу.
  • формированию основ безопасности: закреплять знания детей об элементарных правилах безопасности в природе, основ культурного поведения в природе.
  • закреплению активного поведения и свободного общения.
  • формированию культуры речевого поведения (речевой этикет);
  • совершенствованию умений уместного употребления речевых этикетных формул;
  • формированию положительного отношения к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.

Развивающие:

Способствовать: 

  • развитию и закреплению навыков самоконтроля за плавностью самостоятельной связной речи, правильным звукопроизношением;
  • развитию психологических предпосылок к обучению: умения внимательно выслушивать инструкцию педагога и действовать в соответствии с ней, усидчивости ;
  • развитию различных каналов восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического).
  • развитию фонематического и зрительного  восприятия;
  • развитию  внимания, памяти, мышления;
  • развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики; речевого дыхания.
  • развитию грамматического строя речи;
  • развитию умения соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
  • развитию воображения, фантазии, умения ориентироваться в пространстве относительно своего тела и различных предметов

Воспитательные:

Способствовать:

  • закреплению навыков самоконтроля за звукопроизношением;
  • развитию эстетического восприятия:

- поощрять умение воспринимать красоту окружающего мира;

- поддерживать чувство любви и бережного и доброго отношения к природе, окружающим людям;

- поощрять умение  передавать в речи свои чувства.

  • развитию эмоциональной отзывчивости:

- поддерживать желание проявлять чувство ответственности, инициативности, доброжелательности, взаимопомощи и взаимовыручки;

- поощрять умение  положительно оценивать речь друг друга;

- поощрять умение управлять собой, выполнять установленные правила, сдерживать эмоциональное возбуждение, умение работать в  коллективе.

  • воспитывать коммуникативную, деятельностную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников

Используемые технологии:

- ИКТ-технологии

- здоровьесберегающие (корригирующая ходьба, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика)

-игровые, социоигровые,

Методы и приемы: 

  • Словесный: игра, художественное слово, беседа, вопросы, напоминания, указание, поощрение.
  • Наглядный: сюрпризный момент, демонстрация картинок, презентаций.
  • Игровой: дидактическая игра-путешествие.
  • Практический: упражнения, моделирование, выполнение устных заданий, анализ результатов выполненных заданий,  парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, речевая гимнастика «Аудиостарт», упр. на удлинение речевого выдоха, корригирующая ходьба, релаксация.
  • Репродуктивный: прием повтора.
  • Проблемно-практический: решение проблемных ситуаций.

Билингвальный компонент (словарь новых слов):

нивы, грибники, опушка, орешник, тропинки, листва, птичьи стаи.

Материалы и оборудование: демонстрационный материал ( картины с изображением осенних пейзажей, природы), столы, стулья, листочки из бумаги, листья от разных деревьев, рисунок вазы, ноутбук, презентации «3 осени», «Почему листья опадают», музыкальное и шумовое сопровождение.

Предварительная работа: загадки, разучивание пословиц и поговорок, чтение стихов об осени, проблемные вопросы и ситуации о правилах поведения в природе,  моделирование ситуации по теме безопасного поведения, игры и занятия по развитию словаря, грамматического строя, связной речи, тренировке плавности речи, отгадывание загадок, обсуждение литературных произведений, мультфильмов на правила безопасного поведения

Индивидуальная работа: Максим – контроль за  произношением звуков Л,Ш, Катя – контроль за плавностью речи.

Смена поз в ходе НОД:
Организационный момент - стоя, в  свободной позе, около педагога.
Выполнение здоровьесберегающих упражнений – сидя и стоя.
Динамическая пауза - стоя.
Выполнение практических заданий - в свободной позе у стола, мольберта, сидя за столами.
Итоговая беседа и сюрпризный момент - стоя в кругу.

Релаксация – сидя.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности.

Задачи:

1. Привлечь детей к предстоящей совместной деятельности;

2. Способствовать активизации детей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Перед началом непосредственно образовательной деятельности дети заняты самостоятельной деятельностью в зонах (центрах) активности.

По мере окончания игр  активно, из интереса к происходящему включаются в общую подготовку к  непосредственно образовательной деятельности

Подходят к педагогу,

приветствуют гостей, друг друга;

 

Предполагаемые ответы детей.

- Это осень.

У детей создана

мотивация

к

предстоящей деятельности.

Для организации  детей и установления эмоционального контакта за 10 минут до мероприятия учитель-логопед привлекает внимание детей, напоминает

о предстоящем логопедическом  занятии.

Педагог поощряет желание и умение детей действовать дружно, помогать друг другу.

Логопед обращает внимание детей на гостей, предлагает поздороваться с ними и подойти к ней.

Педагог обращается к детям:

- Здравствуйте дети. Посмотрите, как красиво в нашем кабинете. Давайте поприветствуем друг друга, вставайте скорее в кружок и повторяйте все за мной:

Художественное слово.

Педагог читает детям стихотворение:

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться ни лень

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется

«Доброе утро!»

Педагог обращается к детям:

- Сегодня утром, когда я открыла окно, чтобы проветрить кабинет,   нам  сорока принесла  письмо. Но чтобы узнать, от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:

Художественное слово.


Педагог читает детям стихотворение:

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

- Да, дети, правильно , это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).

Письмо:

На лесной опушке я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у берёзы.

Дети, я приглашаю вас в осенний лес.

Педагог обращается к детям:

Ну что , мы принимаем приглашение Осени?

Учитель-логопед:

- Дети, но чтобы попасть в осенний лес, необходимо пройти по

осенним тропинкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.

Шагайте по листочкам на носочках, держите равновесие, пожалуйста.

( корригирующая ходьба)

(дети идут по осенним листьям,  разложенным змейкой на полу); звучит музыка

Практическая деятельность.

Упражнение в плавных ответах, составлении простых предложений, тренировка плавности речи.

Практическая деятельность. Корригирующая ходьба.

Дети идут на носочках, ступая по листьям, стараясь держать равновесие.

Основная часть

Цель: создание условий, способствующих закреплению плавной, грамматически правильной связной речи,

 формированию психологических предпосылок к дальнейшему обучению.

Задачи:

1.Способствовать: обогащению активного и пассивного словаря; умения  плавно и синтаксически правильно отвечать на заданный вопрос одним словом и  полным ответом; использовать в речи предлоги, синонимы; развитию навыков словоизменения и словообразования, подбору родственных слов, активизации умения в составлении предложений по вопросам педагога

2.Способствовать: развитию самоконтроля за звукопроизношением, фонематического восприятия; зрительного  восприятия, внимания, памяти, мышления,  развитию артикуляционной,  тонкой и общей моторики, грамматического строя речи; самостоятельной связной речи; воображения, фантазии; развитию эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, умения ориентироваться в пространстве относительно своего тела и различных предметов

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети, сидя на местах, выполняют дыхательную, артикуляционную  и речевую гимнастики.

Предполагаемые хоровые и индивидуальные ответы детей.

(Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы, ягоды)

Предполагаемые хоровые и индивидуальные ответы детей.

- Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья.

- Дни становятся короче, а ночи длиннее.

- Птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди.

- Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние.

- Люди собирают урожай овощей и фруктов.

(Ответы детей)

Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения, читаемого логопедом.

Индивидуальные предполагаемые ответы.

Дети подбирают слова-рифмовки.

Дети слушают и выполняют действия по правилам игры.

Дети выполняют дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.

Предполагаемые ответы детей.

Дети  образовывают слова и «составляют»  осенний букет.

Предполагаемые ответы детей.

Педагог обращается к детям:

- Ну,  вот мы и пришли в осенний лес, посмотрите, как же тут красиво, приятно пахнет опавшей листвой. Давайте присядем на нашей полянке, полюбуемся на  этот осенний ковёр и побеседуем.

- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

- Возьмите в руки по листочку, понюхайте его, ароматно? Вкусно? Пахнет лесом. - Скажите сразу после вдоха, на выдохе, плавно фразу: «Ах, как вкусно!» (дыхательная гимнастика).

Учитель-логопед:

- Мы  сегодня поговорим об осени.

Чтобы язычок хорошо работал, потренируем его.

(упр-я для языка, общий комплекс артикуляционной гимнастики). Вы молодцы.

Учитель-логопед:

- Дети, скажите мне, пожалуйста, а зачем люди ходят в лес? 

Учитель-логопед обращается к детям:

Вот как нас встретил лес — зашумел, зашуршал, загудел. (мелодия ветра)

Учитель-логопед:

- Дети, а как меняется осенью природа, какие признаки осени вы знаете? Поднимаем руку и говорим по одному.

Учитель-логопед:

- Я взяла с собой ноутбук и предлагаю посмотреть фильм об осени

Презентация «Три поры осени».

Учитель-логопед:

 - А почему деревья сбрасывают осенью листву, как вы думаете?

(Ответы детей)

- Правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Учитель-логопед:

- Я приглашаю вас  посмотреть еще один фильм

Презентация «Почему опадают листья».

Учитель-логопед:

Дети, устали сидеть? предлагаю немного передохнуть

 (физкультминутка)

«Мы листики осенние»     (Звук сильного ветра и летящих листьев (природа))

Мы листики осенние,                 (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.           (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.                (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.              (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели.              (Дети садятся по местам.)

Учитель-логопед:

- Дети, осень предлагает нам поиграть в игру «Назови ласково»:

Лист -  (листок, листочек, листик),

Туча - …

Ветер -…

Лужа - …

Учитель-логопед:

 -Дети, в конверте еще что- то лежит. Посмотрите, какие - то карточки. Это осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы»

Учитель-логопед:

Первое задание называется «Договори словечко».

Дети, посмотрите, какой в лесу порядок!

1. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно… (Листопад)

2. Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это… (Дождь)

3. Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? (Птицы)

4. Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет!

Дунул в лужу ветерок

И сковал ее… (Ледок)

5. Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек,

Выпал первый белый… (Снег)

Учитель-логопед:

А теперь второе задание. 

«Игра ДА или НЕТ или -  ХЛОП и ТОП» 

- Проверим, кто самый знающий да внимательный.

- Я буду читать вопросы, если  «да», то нужно хлопать, если «нет»,  ногами топать. Будьте внимательны!

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать -  куртки, шапки надевать?

Учитель-логопед говорит, обращаясь к воспитанникам:

- Ветер шумит, срывает  листья с деревьев. Похолодало, нужно согреться

 дыхательная гимнастика с движениями «Аудиостарт»:

упр. «Погреем ручки»,

«Нарубим дрова ( руки в замок, на формированном выдохе: Ха! С одновременной имитацией колки дров) и костер разведем»,

гимнастика для глаз: ветер несет дым в глаза, прищурьте их и посмотрите на огонь, глаза щиплет – поморгайте часто-часто, посмотрите налево, направо, вверх и вниз, не поворачивая головы).

Беседа о правилах безопасного поведения в природе.

Педагог обращается к детям:

- Как вы думаете, почему у нас щипали глаза от костра и дыма.

Можно ли близко подходить к костру?  Почему?

Можно оставлять горящие костры в лесу? Почему?

(правила безопасности и поведения в природе)

- Хорошо, у костра передохнули, продолжим.

Учитель-логопед:

- Итак,  следующее задание:

Осень предлагает вам составить осенний букет.

Возьмите в руки листья деревьев, рассмотрите их, скажите, с каких деревьев упали, какие они?

Скажите нужное словечко и «поставьте» лист в вазу. Только будьте внимательными!  Говорите на выдохе, плавно, проговаривайте звуки.

Лист клена – кленовый,

Лист дуба - …

Лист осины - …

Лист рябины - …

А березы лист - …

Учитель-логопед: 

- последнее задание : «Такие разные одинаковые слова»

(дать понятие « Слова-родственники»)

- Из чего вы составляли букет? (Из листьев)

- Подберите или вспомните слова, которые еще обозначают листья, возможно,  вы их  знаете,  или мы сегодня их говорили.

Лист – листок, листик, листочек, листва.

- Дети, все эти слова – родственники, потому что у них есть общая часть слова «лист».

Логопед активизирует детей  похвалой.

Практическая деятельность.

Дыхательная, артикуляционная и речевая гимнастики

Практическая деятельность.

Выполнение движений в соответствии со словами стихотворения.

Практическая деятельность. Словоизменение и словообразование (слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

Практическая деятельность.

Подбор слов в рифму на развитие фонематического восприятия, знание нужных, подходящих  слов.

Практическая деятельность.

Упражнение на развитие слухового внимания, общей моторики.

Практическая деятельность.

Дыхательная гимнастика. Гимнастика для глаз

Практическая деятельность. Упражнения в составлении ответов предложениями.

Практическая деятельность.

Упражнение в образовании относительных прилагательных. Тренировка плавности речи.

Практическая деятельность.

Упражнение в подборе родственных слов. Тренировка и развитие плавности речи.

Заключительная часть

Цель: подведение итогов.

Задачи:

1.Закреплять умение детей обобщать и делать выводы.

2.Развивать желание делиться своими впечатлениями.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети сидят в свободной позе.

Активно и эмоционально выражают свои мысли, чувства, делятся своими впечатлениями.

Отвечают на вопросы хором и индивидуально.

Дети прощаются с гостями.

Наступая по листьям, выходят из кабинета, строятся, чтобы отправиться в группу.

Педагог побуждает детей к обсуждению, выделению главного, обращаясь

с вопросами:

- Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? -  - Какие задания были для вас трудными?

- Давайте в следующий раз отправимся в зимний лес.

Логопед активизирует детей индивидуальными обращениями, похвалой.

Педагог отмечает, что дети старались  говорить красиво и правильно. и предлагает им еще немного отдохнуть, расслабиться после путешествия, а затем отправиться в детский сад.

 

Упр. «Медитация» (маммоммуммым…) на релаксацию и расслабление.

Учитель-логопед:

- Дети, посмотрите,  там, где раньше лежало письмо, лежат яблоки. Это осень нам принесла свои подарки.

Сюрпризный момент «Подарки Осени»

Логопед сообщает, что они закончили путешествие, просит детей попрощаться с гостями.

Сообщает детям:

- А теперь нам пора отправляться домой, попрощайтесь с гостями, пройдите по тропинке , постройтесь, и пусть каждый встанет на своё место.

- До свидания!

Практическая деятельность.

Упражнение в  употреблении простых однословных и простых распространённых предложений.

Практическая деятельность.

Релаксация для снятия напряжения и возбуждения.

Практическая деятельность. Корригирующая ходьба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...