Комплекс логопедических игр и упражнений
картотека по логопедии

Кочубеева Анжелика Владимировна

для индивидуальных занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_kompleks_igry.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Золотая рыбка» с.Печерск Смоленского района

МБДОУ  д\с «Золотая рыбка» Смоленского района  с.Печерск

 Комплекс логопедических игр и упражнений для индивидуальной работы по закреплению лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 1-го года обучения.

.

Комплекс логопедических игр и упражнений

Игры и упражнения

Коррекционная задача

Инструкция, содержание игры

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

Формирование полноценного восприятия высказывания

«Эхо»

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

1.Послушай и повтори отраженно слоги, слова, фразы.

2.Послушай слово и повтори последний слог (ударный слог, ударный   гласный звук).

3.Послушай предложение и повтори последнее слово или любое заданное по порядку.

4.Послушай текст. Запомни и назови предметы одежды, или фрукты, или слова с заданным звуком

«Слушаем, говорим, пишем»

Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти

1.Прослушай слоговую дорожку, повтори за логопедом, запиши по памяти.

2.Прослушай ряд слов, повтори за воспитателем, запиши по памяти

«Наоборот»

Развитие слухового восприятия и внимания

1.Замени в словах первый (последний) звук на заданный. Например, первый звук на звук [б]: кочка — бочка, санки — банки и т.д.

2.Измени место ударения в слове: замок — замок, полки — полки и т.д.

3.Замени в словах звук [ш] на [ж] (работа с парными гласными и согласными звуками, с акустически близкими звуками).

4.Замени последний твердый (первый, третий в слове) звук на парный мягкий (был — быль, банка — банька, был — бил)

«Хлопни в ладоши»

— // —

Хлопни в ладоши, если услышишь в слове заданный звук

Формирование умения слушать и слышать друг друга

«На ком оборвется?»

Развитие слухового восприятия и памяти

Запомни и повтори все слова, которые услышал. Один ребенок называет слово, второй повторяет это слово и называет свое, не связанное с первым по смыслу. Следующий ребенок повторяет первое слово, второе и добавляет свое и т.д.

«Дополни предложение»

Развитие умения распространять предложение

Послушай предложение и дополни его подходящим по смыслу словом: «Дрова рубят... (топором). Суп едят... (ложкой)»

«Вырасти предложение»

— // —

Послушай предложение, добавь в него свое слово, подходящее по смыслу. Игра с перекидыванием мяча. Каждый ученик, кому достается мяч, должен добавить в предложение новое слово, не изменяя и не убирая уже имеющиеся слова. Например: Рома рубит... Рома рубит дрова... Рома рубит дрова топором... Рома рубит дрова острым топором...

Формирование умения правильно выражать свои мысли в речи

«Исправь Незнайку»

Развитие умения согласовывать глагол с существительным в лице и числе.

Развитие фонематического слуха. Обучение пониманию смысла предложения

Помоги Незнайке. Скажи предложение правильно: «Папа ушла на работу».

Какое слово Незнайка перепутал: «Жучка будку не доела. Неохота, надоело».

Найди ошибку в предложении и исправь ее: «Коза принесла корм девочке»

«Подружи слова»

Развитие умения устанавливать связь слов в предложении

Подружи слова так, чтобы получилось предложение: «Мама, варить, компот»

«Добавь предлог»

Развитие умения понимать и пра-вильно употреблять в речи предлоги

Послушай предложение и добавь в него недостающее слово: «Лиса идет ... своим лисятам»

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

«Четвертый лишний»

Формирование обобщающей функции речи

Рассмотри картинки и назови их. Три картинки подходят друг к другу и их можно назвать одним словом. Одна картинка не подходит к ним. Она лишняя. Назови ее и объясни, почему она лишняя

«Сравни»

— // —

Назови предметы по картинкам. Скажи, чем они похожи, чем различаются

«Что общего»

— // —

Назови предметы по картинкам. Скажи, что в них общего

«Найди семью»

—// —

Раздели предметы по группам (от 2 до 5 групп). Назови каждую группу одним словом. (Деление слов по лексическим группам.)

«Ярмарка»

Развитие умения выделять признаки предмета и, опираясь на них, строить доказательство

Прорекламируй товар, расскажи о нем так, чтобы его захотелось купить

«Небылицы»

Развитие умения находить несо-ответствия, доказывать их

Детям зачитываются тексты нелепого содержания. «Скажи, что не так. Как бывает на самом деле?»

«Картинки- нелепицы»

—// —

Детям предлагаются картинки-нелепицы. «Скажи, что напутал художник?»

«Бывает — не бывает»

—// —

Послушай тексты и скажи, бывает ли так на самом деле, хлопнув в ладоши. Если не бывает, объясни, почему так не может быть

«Закончи предло-жение»

Формирование умения составлять придаточные предложения причины, цели

Закончи начатое предложение. Например: «Ребята не пошли в театр, потому что...»

Проблемная ситуация

Развитие диалогической формы речи

Детям предъявляется проблемная ситуация. Задача детей: инсценировать диалог, в котором они будут стараться аргументированно отстаивать свою позицию.

Формирование умения передавать конкретное содержание

«Цепочки»

Обучение умению устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями

Собери цепочку из четырех карточек, подбирая их по смыслу и рас-кладывая в нужном порядке. Составь рассказ по картинкам: «На столе лежал спелый арбуз. Подошла мама, отрезала кусочек. Подошел папа, отрезал кусочек. Пришел сыночек, отрезал кусочек. Так весь арбуз и съели»

«Найди

главные слова»

Обучение умению находить основу предложения

Прослушай предложение и найди главные слова: «Солнышко ярко светит»

«Лишние слова»

Обучение умению понимать смысловую законченность пред-ложения

Прослушай предложение и скажи, какое слово в нем лишнее: «Осенью птицы улетают на юг прилетают». Произнеси предложение правильно

Формирование монологической формы речи

Составление текста из отдельных предложений

Обучение умению составлять текст из данных в нарушенной последовательности предложений

Прослушай текст и ответь, о чем в нем говорится. Связаны ли предложения в нем по смыслу? Расположены ли предложения по порядку? Какое предложение первое, второе, третье, четвертое? «Вдруг небо потемнело. Сверкнула молния. Загремел гром. Начался сильный ливень»

Составление рассказа по серии картинок

Формирование умения определять последовательность событий по серии картинок и составлять связный рассказ с опорой на них

Рассмотри картинки и скажи, что на них изображено. Если правильно разложишь картинки по порядку, сможешь составить рассказ

Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на предметные картинки

Формирование умения видеть все детали, придумывать сюжет, подходящий по смыслу к данной картинке, и составлять связный рассказ но ней

Рассмотри картинку и скажи, что на ней изображено. (Воспитатель направляет внимание ребенка серией наводящих вопросов на детали, которые он упустил.) Придумай рассказ обо всем, что ты здесь увидел

Составление рассказа с опорой на слова

Развитие умения обобщать ситуации, находить взаимосвязь между предметами и явлениями, составлять творческий связный рассказ

Прочитай слова. Есть ли тут непонятные слова? Составь рассказ с использованием этих слов. (Воспитатель помогает ребенку серией наводящих вопросов установить взаимосвязь между словами.)

Составление рассказа с опорой на предметные картинки

—// —

Рассмотри картинки и составь по ним рассказ сначала по первой картинке. Подумай, как вторая картинка может быть связана с первой, а третья со второй и первой? Как продолжит историю четвертая картинка? (воспитатель помогает ребенку серией наводящих вопросов установить взаимосвязь между предметами на картинках.)

Формирование диалогической формы речи

Придумыва-ние диалога к сюжетной картинке

Развитие диалогической формы речи

По сюжетной картинке придумай диалог между героями

Разыгрывание ситуации общения (проблемная ситуация)

—// —

Придумай диалог между героями

«Интервью»

—// —

Возьми интервью у товарища (по опорным схемам и без них)

Формирование умения планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

«Живые звуки»

Формирование звукового анализа и синтеза слова

По полученным буквенным карточкам встаньте по порядку так, чтобы из ваших букв получилось слово. Поменяйтесь местами так, чтобы получилось другое слово (кот — ток, мука — кума)

«Составь слово»

По буквенным карточкам или пластиковым буквам (по одной у каждого) составьте слово из ваших букв

«Наборщик»

— // —

По буквенным карточкам или пластиковым буквам (по одной у каждого) составьте как можно больше слов

«Доскажи словечко»

— // —

Кто-либо из детей или воспитатель называет слог или часть слова. Другой ребенок добавляет слог или несколько слогов так, чтобы получилось слово

Формирование умения взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться

«Чего не стало»

Развитие внимания и зрительной памяти, отработка в речи форм родительного падежа существи-тельных и прилагательных

Рассмотри предметные картинки, запомни их, затем закрой глаза. Одна из картинок убирается. Открой глаза и скажи, чего нет. (Например, синего автобуса.)

«Что изменилось»

Развитие внимания и зрительной памяти, отработка в речи порядковых числительных, согласование их в роде и числе с существительными

Рассмотри предметные картинки, запомни их, затем закрой глаза. Несколько картинок поменяли местами. Открой глаза и скажи, что изменилось. (Например, красный шар был первым, а желтая кружка четвертой.)

«Найди пару»

Развитие фонематического слуха

Подбери к своей картинке пару по заданному признаку. Например, в рифму: рубашка — ромашка. Сочини двустишье с данными словами. (Например: у Миши на рубашке желтые ромашки.)

«Найди предметы, которые называются одинаково»

Развитие лексики, ознакомление с многозначностью слов

Найди предмет, который называется так же, но обозначает другой предмет

Формирование умения уважать в сотрудничестве и общении партнера и самого себя

«Добрые слова»

Обогащение словарного запаса: подбор синонимов к данному слову

Подбери синонимы к заданному слову из ряда предложенных

«Назови ласково»

Формирование навыков словообразования

Назови ласково предметы, имена (стул — стульчик, Ваня — Ванечка)

Конкурс на лучшую роль

Развитие эмоциональной и ин-теллектуальной децентрации

Приглашаются 2—3 девочки, которые будут стараться заслужить роль мамы. Им предлагаются «испытания»:

—        похвалить папу за то, что он починил диван;

—        спросить, что ему приготовить на завтрак;

—        уточнить, с чем он хочет пить чай;

—        позвать завтракать на кухню

Кочубеева Анжелика Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и специальных упражнений для развития мелкой моторики и координации движений рук.

Обобщение имеющегося материала по играм и специальным  упражнениям для развития мелкой моторики и координации движений рук....

Комплекс физических и дыхательных упражнения китайской оздоровительной гимнастики Цигун «Комплекс У Цинь Си»

Комплекс У Цинь Си «Игры пяти животных» лёгок в освоении, упражнения этого комплекса несложные, им могут заниматься люди всех возрастных групп, с различным уровнем физической подготовки. Упражнения эт...

Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов. (Картотека игр и упражнений)

Картотеки игр, упражнений являются хорошим подспорьем в работе учителя - логопеда. В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при включении которых возрастают ...

комплексы логопедических упражнений

полезный материал для педагов и родителей...

Комплекс логопедических игр и упражнений

для индивидуальной работы по закреплению лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 1-го года обучения....

Комплекс логопедических упражнений: "Артикуляционные сказки".

Комплекс логопедических упражнений для постановки свистящих и шипящих звуков для детей 4-5 лет....

КОМПЛЕКС ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОТРАБОТКУ ЧЕТКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

При нарушениях произношения сонорного звука [Л] полезно заучить несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Выполнять их нужно каждый день по 5-6 минут напротив зеркала....