Комплекс логопедических игр и упражнений
картотека по логопедии
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Золотая рыбка» с.Печерск Смоленского района
МБДОУ д\с «Золотая рыбка» Смоленского района с.Печерск |
Комплекс логопедических игр и упражнений для индивидуальной работы по закреплению лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 1-го года обучения. |
. |
Комплекс логопедических игр и упражнений | |||
Игры и упражнения | Коррекционная задача | Инструкция, содержание игры | Ф.И. ребенка |
1 | 2 | 3 | 4 |
Формирование полноценного восприятия высказывания | |||
«Эхо» | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 1.Послушай и повтори отраженно слоги, слова, фразы. 2.Послушай слово и повтори последний слог (ударный слог, ударный гласный звук). 3.Послушай предложение и повтори последнее слово или любое заданное по порядку. 4.Послушай текст. Запомни и назови предметы одежды, или фрукты, или слова с заданным звуком | |
«Слушаем, говорим, пишем» | Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти | 1.Прослушай слоговую дорожку, повтори за логопедом, запиши по памяти. 2.Прослушай ряд слов, повтори за воспитателем, запиши по памяти | |
«Наоборот» | Развитие слухового восприятия и внимания | 1.Замени в словах первый (последний) звук на заданный. Например, первый звук на звук [б]: кочка — бочка, санки — банки и т.д. 2.Измени место ударения в слове: замок — замок, полки — полки и т.д. 3.Замени в словах звук [ш] на [ж] (работа с парными гласными и согласными звуками, с акустически близкими звуками). 4.Замени последний твердый (первый, третий в слове) звук на парный мягкий (был — быль, банка — банька, был — бил) | |
«Хлопни в ладоши» | — // — | Хлопни в ладоши, если услышишь в слове заданный звук | |
Формирование умения слушать и слышать друг друга | |||
«На ком оборвется?» | Развитие слухового восприятия и памяти | Запомни и повтори все слова, которые услышал. Один ребенок называет слово, второй повторяет это слово и называет свое, не связанное с первым по смыслу. Следующий ребенок повторяет первое слово, второе и добавляет свое и т.д. | |
«Дополни предложение» | Развитие умения распространять предложение | Послушай предложение и дополни его подходящим по смыслу словом: «Дрова рубят... (топором). Суп едят... (ложкой)» | |
«Вырасти предложение» | — // — | Послушай предложение, добавь в него свое слово, подходящее по смыслу. Игра с перекидыванием мяча. Каждый ученик, кому достается мяч, должен добавить в предложение новое слово, не изменяя и не убирая уже имеющиеся слова. Например: Рома рубит... Рома рубит дрова... Рома рубит дрова топором... Рома рубит дрова острым топором... | |
Формирование умения правильно выражать свои мысли в речи | |||
«Исправь Незнайку» | Развитие умения согласовывать глагол с существительным в лице и числе. Развитие фонематического слуха. Обучение пониманию смысла предложения | Помоги Незнайке. Скажи предложение правильно: «Папа ушла на работу». Какое слово Незнайка перепутал: «Жучка будку не доела. Неохота, надоело». Найди ошибку в предложении и исправь ее: «Коза принесла корм девочке» | |
«Подружи слова» | Развитие умения устанавливать связь слов в предложении | Подружи слова так, чтобы получилось предложение: «Мама, варить, компот» | |
«Добавь предлог» | Развитие умения понимать и пра-вильно употреблять в речи предлоги | Послушай предложение и добавь в него недостающее слово: «Лиса идет ... своим лисятам» | |
Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | |||
«Четвертый лишний» | Формирование обобщающей функции речи | Рассмотри картинки и назови их. Три картинки подходят друг к другу и их можно назвать одним словом. Одна картинка не подходит к ним. Она лишняя. Назови ее и объясни, почему она лишняя | |
«Сравни» | — // — | Назови предметы по картинкам. Скажи, чем они похожи, чем различаются | |
«Что общего» | — // — | Назови предметы по картинкам. Скажи, что в них общего | |
«Найди семью» | —// — | Раздели предметы по группам (от 2 до 5 групп). Назови каждую группу одним словом. (Деление слов по лексическим группам.) | |
«Ярмарка» | Развитие умения выделять признаки предмета и, опираясь на них, строить доказательство | Прорекламируй товар, расскажи о нем так, чтобы его захотелось купить | |
«Небылицы» | Развитие умения находить несо-ответствия, доказывать их | Детям зачитываются тексты нелепого содержания. «Скажи, что не так. Как бывает на самом деле?» | |
«Картинки- нелепицы» | —// — | Детям предлагаются картинки-нелепицы. «Скажи, что напутал художник?» | |
«Бывает — не бывает» | —// — | Послушай тексты и скажи, бывает ли так на самом деле, хлопнув в ладоши. Если не бывает, объясни, почему так не может быть | |
«Закончи предло-жение» | Формирование умения составлять придаточные предложения причины, цели | Закончи начатое предложение. Например: «Ребята не пошли в театр, потому что...» | |
Проблемная ситуация | Развитие диалогической формы речи | Детям предъявляется проблемная ситуация. Задача детей: инсценировать диалог, в котором они будут стараться аргументированно отстаивать свою позицию. | |
Формирование умения передавать конкретное содержание | |||
«Цепочки» | Обучение умению устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями | Собери цепочку из четырех карточек, подбирая их по смыслу и рас-кладывая в нужном порядке. Составь рассказ по картинкам: «На столе лежал спелый арбуз. Подошла мама, отрезала кусочек. Подошел папа, отрезал кусочек. Пришел сыночек, отрезал кусочек. Так весь арбуз и съели» | |
«Найди главные слова» | Обучение умению находить основу предложения | Прослушай предложение и найди главные слова: «Солнышко ярко светит» | |
«Лишние слова» | Обучение умению понимать смысловую законченность пред-ложения | Прослушай предложение и скажи, какое слово в нем лишнее: «Осенью птицы улетают на юг прилетают». Произнеси предложение правильно | |
Формирование монологической формы речи | |||
Составление текста из отдельных предложений | Обучение умению составлять текст из данных в нарушенной последовательности предложений | Прослушай текст и ответь, о чем в нем говорится. Связаны ли предложения в нем по смыслу? Расположены ли предложения по порядку? Какое предложение первое, второе, третье, четвертое? «Вдруг небо потемнело. Сверкнула молния. Загремел гром. Начался сильный ливень» | |
Составление рассказа по серии картинок | Формирование умения определять последовательность событий по серии картинок и составлять связный рассказ с опорой на них | Рассмотри картинки и скажи, что на них изображено. Если правильно разложишь картинки по порядку, сможешь составить рассказ | |
Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на предметные картинки | Формирование умения видеть все детали, придумывать сюжет, подходящий по смыслу к данной картинке, и составлять связный рассказ но ней | Рассмотри картинку и скажи, что на ней изображено. (Воспитатель направляет внимание ребенка серией наводящих вопросов на детали, которые он упустил.) Придумай рассказ обо всем, что ты здесь увидел | |
Составление рассказа с опорой на слова | Развитие умения обобщать ситуации, находить взаимосвязь между предметами и явлениями, составлять творческий связный рассказ | Прочитай слова. Есть ли тут непонятные слова? Составь рассказ с использованием этих слов. (Воспитатель помогает ребенку серией наводящих вопросов установить взаимосвязь между словами.) | |
Составление рассказа с опорой на предметные картинки | —// — | Рассмотри картинки и составь по ним рассказ сначала по первой картинке. Подумай, как вторая картинка может быть связана с первой, а третья со второй и первой? Как продолжит историю четвертая картинка? (воспитатель помогает ребенку серией наводящих вопросов установить взаимосвязь между предметами на картинках.) | |
Формирование диалогической формы речи | |||
Придумыва-ние диалога к сюжетной картинке | Развитие диалогической формы речи | По сюжетной картинке придумай диалог между героями | |
Разыгрывание ситуации общения (проблемная ситуация) | —// — | Придумай диалог между героями | |
«Интервью» | —// — | Возьми интервью у товарища (по опорным схемам и без них) | |
Формирование умения планировать и согласованно выполнять совместную деятельность | |||
«Живые звуки» | Формирование звукового анализа и синтеза слова | По полученным буквенным карточкам встаньте по порядку так, чтобы из ваших букв получилось слово. Поменяйтесь местами так, чтобы получилось другое слово (кот — ток, мука — кума) | |
«Составь слово» | По буквенным карточкам или пластиковым буквам (по одной у каждого) составьте слово из ваших букв | ||
«Наборщик» | — // — | По буквенным карточкам или пластиковым буквам (по одной у каждого) составьте как можно больше слов | |
«Доскажи словечко» | — // — | Кто-либо из детей или воспитатель называет слог или часть слова. Другой ребенок добавляет слог или несколько слогов так, чтобы получилось слово Формирование умения взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться | |
«Чего не стало» | Развитие внимания и зрительной памяти, отработка в речи форм родительного падежа существи-тельных и прилагательных | Рассмотри предметные картинки, запомни их, затем закрой глаза. Одна из картинок убирается. Открой глаза и скажи, чего нет. (Например, синего автобуса.) | |
«Что изменилось» | Развитие внимания и зрительной памяти, отработка в речи порядковых числительных, согласование их в роде и числе с существительными | Рассмотри предметные картинки, запомни их, затем закрой глаза. Несколько картинок поменяли местами. Открой глаза и скажи, что изменилось. (Например, красный шар был первым, а желтая кружка четвертой.) | |
«Найди пару» | Развитие фонематического слуха | Подбери к своей картинке пару по заданному признаку. Например, в рифму: рубашка — ромашка. Сочини двустишье с данными словами. (Например: у Миши на рубашке желтые ромашки.) | |
«Найди предметы, которые называются одинаково» | Развитие лексики, ознакомление с многозначностью слов | Найди предмет, который называется так же, но обозначает другой предмет | |
Формирование умения уважать в сотрудничестве и общении партнера и самого себя | |||
«Добрые слова» | Обогащение словарного запаса: подбор синонимов к данному слову | Подбери синонимы к заданному слову из ряда предложенных | |
«Назови ласково» | Формирование навыков словообразования | Назови ласково предметы, имена (стул — стульчик, Ваня — Ванечка) | |
Конкурс на лучшую роль | Развитие эмоциональной и ин-теллектуальной децентрации | Приглашаются 2—3 девочки, которые будут стараться заслужить роль мамы. Им предлагаются «испытания»: — похвалить папу за то, что он починил диван; — спросить, что ему приготовить на завтрак; — уточнить, с чем он хочет пить чай; — позвать завтракать на кухню |
Кочубеева Анжелика Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс игр и специальных упражнений для развития мелкой моторики и координации движений рук.
Обобщение имеющегося материала по играм и специальным упражнениям для развития мелкой моторики и координации движений рук....
Комплекс физических и дыхательных упражнения китайской оздоровительной гимнастики Цигун «Комплекс У Цинь Си»
Комплекс У Цинь Си «Игры пяти животных» лёгок в освоении, упражнения этого комплекса несложные, им могут заниматься люди всех возрастных групп, с различным уровнем физической подготовки. Упражнения эт...
Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов. (Картотека игр и упражнений)
Картотеки игр, упражнений являются хорошим подспорьем в работе учителя - логопеда. В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при включении которых возрастают ...
комплексы логопедических упражнений
полезный материал для педагов и родителей...
Комплекс логопедических игр и упражнений
для индивидуальной работы по закреплению лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 1-го года обучения....
Комплекс логопедических упражнений: "Артикуляционные сказки".
Комплекс логопедических упражнений для постановки свистящих и шипящих звуков для детей 4-5 лет....
КОМПЛЕКС ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОТРАБОТКУ ЧЕТКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ
При нарушениях произношения сонорного звука [Л] полезно заучить несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Выполнять их нужно каждый день по 5-6 минут напротив зеркала....