Дидактические игры с детьми в работе логопеда.
консультация по логопедии (старшая группа)

Попова Евгения Анатольевна

Дидактические игры  с детьми в работе логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_v_logopedicheskoy_rabote_s_detmi.docx628.74 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игры в логопедической работе с детьми

Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.

Игровые приемы позволяют создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.

С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:

  • развитие мелкой и общей моторики;
  • побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;
  • формирование графомоторных навыков;
  • активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;
  • формирование навыков ориентирования;
  • повышение познавательной активности и работоспособности детей;
  • регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.

Трафаретность и шаблонность в работе с детьми дошкольного возраста – это одна из возможных причин низкой эффективности проводимой коррекции. Сегодня необходимость проведения логопедической работы через игру очевидна, потому что наличие какого-либо речевого нарушения приводит к изменениям в психоэмоциональной сфере.

Дети с речевыми дефектами в разной степени, но чувствуют некую ущемленность от собственной «неполноценности». Появляются такие черты, как повышенная возбудимость, раздражительность, депрессивность, излишняя утомляемость и т.д.

Особенности поведения таких детей проявляются и в играх. У них часто возникают сложности с выражением собственной мысли, у них появляется страх показаться смешными, поэтому нормальное взаимодействие со сверстниками крайне затруднено.

У детей-дизартриков наблюдается нарушение общей и речевой моторики, поэтому они достаточно быстро утомляются в ходе игры. Помимо этого, наблюдается речевая утомляемость, двигательное беспокойство и неуравновешенность.

У детей-алаликов наблюдаются свои особенности поведения в игре. У детей выявляется неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Импульсивность, хаотичность в деятельности, пассивность, утомляемость, особенности предметно - практической деятельности выражается в том, что дети легче выполняют задание, если оно предлагается в наглядном плане, а не по словесной инструкции. Снижение уровня обобщений проявляется в несформированности ролевого поведения, навыков совместной игры детей.

Заикающиеся дети не уверены в себе, поэтому у них есть проблемы с вхождением в игру, потому что им страшно, что дети будут издеваться над ними за их дефект. Если заикание протекает в тяжелой форме, то они попросту отказываются от участия, а в остальных случаях берут на себе в игре подчиненные роли, либо остаются зрителями.

Конечно, каждый случай индивидуален и нужно подбирать соответствующие игровые приемы, основываясь на дефекте, возрасте и уровне развития конкретного ребенка.

Основные цели и задачи игр в работе логопеда

Игровые приемы в логопедии являются средством побуждения и стимулирования детей к определенным видам деятельности.

Они решают следующие задачи:

  • Дидактические (познавательная деятельность, расширение кругозора ребенка, формирование полезных умений и навыков).
  • Воспитательные (воспитание волевой стороны личности, самостоятельности, чувства коллективизма, сотрудничества и т.д.).
  • Развивающие (развитие процессов памяти, воображения, внимания, умения устанавливать закономерности и находить верные решения).
  • Социализирующие (адаптация ребенка к действующим нормам и правилам поведения в обществе).

C:\Users\БАКС\Documents\логопед\фото детей\IMG_20190920_093945.jpg

Какие игры используются в логопедии

В коррекции звукопроизношения особое место отводят артикуляционной гимнастике, потому что с ее помощью удается подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

Чтобы гимнастика не была скучным и утомительным занятием для ребенка, ее можно проводить с использованием игровых приемов. Можно использовать картинки к определенным упражнениям (рисунок чашки к упражнению «Чашечка», картинку часов к упражнению «Часики» и т.д.).

При переходе к постановке звука, используются методы, основанные на звукоподражании («Дети, давайте научим змейку шипеть – ш-ш-ш-ш-ш-ш» и т.д.). При постановке звука механическим способом, логопедический зонд «превращается» в волшебную палочку, с помощью которой мы помогаем ребенку произносить звук правильно.

Важнейшим условием правильной речи является длительный выдох. Для развития речевого дыхания используются следующие игры:

  • «Сдуй снежинку».
  • «Устрой листопад».
  • «Футбол».
  • «Разгони тучки» и т.д.

C:\Users\БАКС\Documents\логопед\фото детей\IMG_20190920_115914.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая лягушка "Жаба Клава". Дидактическое пособие для работы логопеда с детьми от 3 до 7 лет.

Эту лягушку изготовила мастерица на все руки, мама одного из воспитанников нашего детского сада. Это не просто красивая, яркая игрушка, это очень полезное, нужное пособие для логопеда в работе с детьм...

Дидактические игрыс использованием технологии ТРИЗ

Данные игры помогут педагогам использовать технологию ТРИЗ - РТВ - ОТСМ в самостоятельной деятельности детей....

Дидактические игры в индивидуальной работе логопеда с дошкольниками

Дидактические игры в индивидуальной работе логопеда с дошкольниками...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Сюжетные игрыс детьми раннего возраста

Сюжетные игрыс детьми раннего возраста...