Мнемотехника - констуктор связной речи
статья по логопедии (старшая группа)
В статье дано обоснование целесообразности использования метода наглядного моделирования при обучении детей с ОНР связной речи и представлен обзор наиболее эффективных примемов мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Г. Гольцова
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №10» г. Владимира
г. Владимир, Россия
МНЕМОТЕХНИКА – КОНСТРУКТОР СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Работая учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, часто сталкиваешься с тем, что для таких детей практически недоступна связная речь (самостоятельное составление рассказов, пересказ, монолог).
Для детей с общим недоразвитием речи представляет трудность выделить главные и второстепенные детали, переключиться с одной детали на другую, им свойственно застревание на предмете, их речь получается сумбурной, непоследовательной, в высказываниях отсутствует четкость, последовательность, точность, упорядоченность.
Обобщая материалы психолого-педагогических и лингвистических исследований, можно сказать, что учение о связной речи детей с речевой патологией опирается на следующие положения.
1. Несформированность связной речи при общем недоразвитии речи связана с нарушениями операций программирования, отбора и синтеза речевого материала, с несформированностью внутренней речи [1].
2. Для детей дошкольного возраста преобладающим типом памяти является образная (дети активно овладевают образными формами мышления: различными знаками, символами моделями, схемами и т.д.).
Ученые утверждают, что «язык» мозга — это, прежде всего, зрительные образы. Чтобы иметь успех в обучении детей необходимо «разговаривать» с мозгом на его «языке», на языке образов и символов.
3. Ведущим принципом педагогики является принцип наглядности. К.Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» [3, с.267 ].
4. У детей с общим недоразвитием речи имеются полноценные способности к сознательному овладению сложнейшими законами языка, к усвоению ими развернутой связной монологической речью.
Именно эти идеи лежат в основе методики, получившей название «мнемотехника».
Мнемотехника - это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Прием мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов и целесообразно их вводить уже в средней группе. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Затем переходим к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы - опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и т.д. - помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.
Одна из их разновидностей – живые мнемотаблицы. Они представляют собой записанное в электронном виде стихотворение, которое по мере рассказывания сопровождается картинками. Сначала автор читает все стихотворение полностью. Затем делает пропуски, которые ребенок должен самостоятельно восполнить по памяти и с опорой на зрительную подсказку. На последнем этапе ребенок самостоятельно должен повторить все стихотворение целиком.
Еще один интересный метод наглядного моделирования - это «Карты Проппа».
В.Я. Пропп, российский учёный-фольклорист, проанализировал огромное количество сказок и пришел к выводу, что все сказки подчиняются определённым законам:
1. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц. Все эти функции он представил в виде схем.
2. Число функции в сказке ограничено.
3. Последовательность функций всегда одинакова. Не все функции присутствуют всегда, но порядок, в котором они выступают по ходу развития сказки, неизменен.
Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними.
На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения - сказкой. Выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки. Мы учимся выделять и определять характерные для сказки словоформы. Изготавливаем вместе с детьми сами карты. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, т. к. при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.
На втором этапе играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты.
«Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.
«Кто на свете всех злее (милее, умнее)?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.
«Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных. (Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка.)
«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.
На третьем этапе читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт.
Для начала мы используем 5-8 карт, также стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 5-8 функций и постепенно изготавливать и обновлять остальные карты.
И последняя методика, о которой хотелось бы сказать. Это методика, разработанная О.Г. Ивановской: обучение детей связной речи на основе разрезных картинок [2].
Методика представляет собой ряд сюжетных картинок, разделенных линиями на составные части – слова, из которых складывается предложение.
Детям предлагается найти сначала части картинок, соответствующие главным членам предложения, и составить с ними предложения. Затем добавляются картинки – предложение распространяется второстепенными членами предложения. Затем картинный ряд можно продолжить, и в предложении появляются однородные члены предложения.
Эта методика позволяет без труда перейти от простых предложений к распространенным, дети учатся подбирать синонимы, украшать свою речь эпитетами, уточнять свои мысли с помощью более точно подобранных глаголов.
Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что использование наглядного моделирования в развитии связной речи у детей с нарушениями речи способствует легкому и быстрому пониманию и запоминанию материала, а также является прекрасным методом работы с памятью для дошкольников.
Приемы мнемотехники служат средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Поэтому учить детей с помощью такой техники очень удобно, легко и эффективно.
Благодаря данному виду работы у детей появляется желание пересказывать сказки, рассказы, учить стихи и придумывать интересные истории.
Библиографический список
1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2004. – 164 с.
2. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Савченко С.Ф. Занятия с логопедом по обучению связной речи на основе разрезных картинок. - СПб.: КАРО, 2009. – 56 с.
3. Ушинский К. Д. Родное слово: Книга для учащих//Собр. соч. – Т. 6 - М.: АПН РСФСР, 1948. – 445с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Применение мнемотехники в связной речи дошкольников".
Мнемотехника - Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи....
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Выступление на педагогическом совете: «Мнемотехника как прием обучения связной речи» на тему: «Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику».
Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику....
Из опыта работы "Итоги реализации проекта «Чудо–мнемотехника» или мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников"
На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи и ускоренного запоминания материала детьми....
Консультация "Использование мнемотехники в связной речи детей"
Консультация для родителей средней группы...
Мастер-класс для родителей "Использование мнемотехники для связной речи у детей"
Ознакомление родителей с приёмом мнемотехники, как способом развития речи у детей...