Итоговое интегрированное занятие в старшей группе по материалам I периода обучения
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Итоговое интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности проводится по окончанию первого периода обучения (Программа Н.В.Нищевой). Активизируется словарь по лексическим темам "Одежда", "Обувь", "Игрушки", "Посуда", закрепляется артикуляция гласных звуков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Итоговое интегрированное занятие в старшей группе (I период)
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных, образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса ). Совершенствование навыков составления и чтения слов. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а], [у], [и], [о], [ы].
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма, навыков ориентировки на плоскости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: куклы Аня, Уля, Оля, Ира; предметные картинки на звуки [а], [у], [и], [о], [ы]; мультимедийная презентация: картинки-схемы артикуляции гласных звуков, картинки-подсказки для проведения психогимнастики - «солнышко», «дождик», «зайчик», «яблоко»; предметные картинки по теме «Обувь»; части плоскостных изображений чашек, предметные картинки с изображениями чашек для игры «Разбитые чашки»; плоскостные изображения чайных чашек и комочки ваты; коробки синего и зелёного цвета, игрушки: мишка матрёшка гном мяч пирамидка машина; картинки «4-й лишний» по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Посуда»; мяч; ширма.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед. Сегодня к нам в гости пришли куклы. Сосчитайте их, ребята?
Дети. Четыре.
Логопед. Они очень грустные, потому что им забыли дать имена. Ребята, давайте дадим имена нашим куколкам!
Дети. Да!
Логопед. Имена должны начинаться на гласные звуки. А как мы узнаем гласные звуки?
Дети. Гласные звуки легко поются и воздух изо рта выходит свободно.
-Назовите гласные звуки.
-А, У, О, И.
(первая кукла «А» - Аня, «У» - Уля, «О» - Оля, «И» - Ира).
2.Логопед. Давайте подарим подарки нашим куколкам. Итак, их зовут…
Дети. Аня, Уля, Оля, Ира.
(логопед показывает картинки, а дети отвечают):
Аист.
- с какого звука начинается слово «аист»?
- слово «аист» начинается со звука А
- кому вы подарите эту картинку?
- мы подарим её Ане.
- почему?
- слово «аист» и слово «Аня» начинаются на звук А.
(утка – Уле, ослик – Оле, ирис – Ире)
3.Какой звук произносит каждая кукла? Посмотрите на экран:
«А»
-Аня.
- Как вы догадались?
- У неё круглые губки и ротик широко открыт, как у звука «А».
«У»
-Уля.
- Как вы догадались?
- У неё губки трубочкой, как у звука «У».
«О»
-Оля.
- Как вы догадались?
- У неё губки похожи на овал, как у звука «О».
«И»
-Ира.
- Как вы догадались?
- У неё губки улыбаются, как у звука «И».
Логопед. Итак, звуки А, У, О, И – какие по характеру?
Дети. Гласные.
Логопед. Почему?
Дети. Гласные звуки поются, как песенка.
Логопед. Куклам пора уходить. Они спешат в другой детский сад.
Дети: Досвиданья!
4. Психогимнастика.
Логопед. Ребята, посмотрите в окно. На улице холодно и пасмурно, мы нахмурились. Потом посмотрели друг на друга – улыбнулись.
Самомассаж лица с опорой на символы.
Логопед. Чтобы наши щёчки стали румяными, мы сделаем массаж лица, посмотрите на экран).
ЭКРАН: Рисунок: солнышко.
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось, Поглаживающие движения.
Лучиком провело
И погладило.
ЭКРАН: Рисунок: дождик
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей! Постукивающие движения.
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
ЭКРАН: Рисунок: зайчик.
Ходит зайчик по дорожке:
Вверх-вниз, вверх-вниз. шагающие движения.
Будут розовыми щёчки:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
ЭКРАН: рисунок: яблоко.
Вышли пальчики гулять,
Стали яблоки срывать. Пощипывающие движения.
Что за чудная картинка:
Стала полною корзинка.
5. Логопед. Ребята, мы не назвали ещё один гласный звук.
Дети. Звук [ы].
Логопед. Мышка хочет с вами поиграть. Ей очень нравятся гласные звуки, особенно звук [ы]. Выберите для неё картинки, в названиях которых имеется звук [ы]:
сыр, арбуз, мышь, часы, улитка, акула.
6. Логопед. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Что вы видите на них?
Дети. Это одежда.
Логопед. Разделите на слоги свое название одежды.
-шап-ка, шарф, брю-ки, -ру-баш-ка, -плать-е.
7. «Разбитые чашки».
Логопед. Помогите мне склеить чашки. Они выглядят вот так, как эта чашка на картинке.
конверты с частями плоскостных изображений чашек, на наборном полотне предметные картинки с изображениями чашек.
8. «Сдуй ватку с чашки».
Логопед. Встаньте прямо, положите ватные шарики на изображение чайной чашки, поднесите её к губам, немного отодвиньте ее от лица. Подуйте на ватку, чтобы она закружилась и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.
9. ЭКРАН: КРУЖКИ-ОБОЗНАЧЕНИЯ
Логопед. Ребята, вам знакомы эти звуки (картинки-символы звуков М,Мь)? Назовите их.
-М, Мь.
Логопед. Какой характер у звука М?
-Согласный, звонкий, твёрдый (кружок-обозначение).
Логопед. У звука Мь?
-Согласный, звонкий, мягкий (кружок-обозначение).
10. Разложите игрушки по двум коробкам: в зеленую — те игрушки, в названии которых есть мягкий звук «мь», а в синюю — в названии которых твердый звук «м».
Мишка матрёшка гном мяч пирамидка машина
11. П.и. «Радуга-дуга»
12.Игра «Что лишнее?»
Логопед. Поиграем в игру «Что лишнее?» — проверим, какие вы внимательные. Посмотрите на картинки, подумайте, какая картинка лишняя и почему.
Дети. Мяч.
Логопед. Почему?
Дети. Это игрушка.
Логопед. А все остальное?
Дети. Одежда.
13. ЭКРАН:
Чтение: МА, МУ, МО, МИ, МЫ.
МАМА.
Слово «мама» - какое?
14.Игра с мячом «Назови ласково».
Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть предмет обуви, а вы, поймав мяч, назовете ласково этот предмет обуви и бросите мяч мне. Например: валенки - валеночки.
Дети. Сапоги – сапожки, тапки – тапочки, босоножки – босоножечки, туфли – туфельки, кроссовки - кроссовочки.
15. Организация окончания занятия.
Предварительный просмотр:
Итоговое интегрированное занятие в старшей группе (I период)
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных, образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса ). Совершенствование навыков составления и чтения слов. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а], [у], [и], [о], [ы].
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма, навыков ориентировки на плоскости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: куклы Аня, Уля, Оля, Ира; предметные картинки на звуки [а], [у], [и], [о], [ы]; мультимедийная презентация: картинки-схемы артикуляции гласных звуков, картинки-подсказки для проведения психогимнастики - «солнышко», «дождик», «зайчик», «яблоко»; предметные картинки по теме «Обувь»; части плоскостных изображений чашек, предметные картинки с изображениями чашек для игры «Разбитые чашки»; плоскостные изображения чайных чашек и комочки ваты; коробки синего и зелёного цвета, игрушки: мишка матрёшка гном мяч пирамидка машина; картинки «4-й лишний» по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Посуда»; мяч; ширма.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед. Сегодня к нам в гости пришли куклы. Сосчитайте их, ребята?
Дети. Четыре.
Логопед. Они очень грустные, потому что им забыли дать имена. Ребята, давайте дадим имена нашим куколкам!
Дети. Да!
Логопед. Имена должны начинаться на гласные звуки. А как мы узнаем гласные звуки?
Дети. Гласные звуки легко поются и воздух изо рта выходит свободно.
-Назовите гласные звуки.
-А, У, О, И.
(первая кукла «А» - Аня, «У» - Уля, «О» - Оля, «И» - Ира).
2.Логопед. Давайте подарим подарки нашим куколкам. Итак, их зовут…
Дети. Аня, Уля, Оля, Ира.
(логопед показывает картинки, а дети отвечают):
Аист.
- с какого звука начинается слово «аист»?
- слово «аист» начинается со звука А
- кому вы подарите эту картинку?
- мы подарим её Ане.
- почему?
- слово «аист» и слово «Аня» начинаются на звук А.
(утка – Уле, ослик – Оле, ирис – Ире)
3.Какой звук произносит каждая кукла? Посмотрите на экран:
«А»
-Аня.
- Как вы догадались?
- У неё круглые губки и ротик широко открыт, как у звука «А».
«У»
-Уля.
- Как вы догадались?
- У неё губки трубочкой, как у звука «У».
«О»
-Оля.
- Как вы догадались?
- У неё губки похожи на овал, как у звука «О».
«И»
-Ира.
- Как вы догадались?
- У неё губки улыбаются, как у звука «И».
Логопед. Итак, звуки А, У, О, И – какие по характеру?
Дети. Гласные.
Логопед. Почему?
Дети. Гласные звуки поются, как песенка.
Логопед. Куклам пора уходить. Они спешат в другой детский сад.
Дети: Досвиданья!
4. Психогимнастика.
Логопед. Ребята, посмотрите в окно. На улице холодно и пасмурно, мы нахмурились. Потом посмотрели друг на друга – улыбнулись.
Самомассаж лица с опорой на символы.
Логопед. Чтобы наши щёчки стали румяными, мы сделаем массаж лица, посмотрите на экран).
ЭКРАН: Рисунок: солнышко.
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось, Поглаживающие движения.
Лучиком провело
И погладило.
ЭКРАН: Рисунок: дождик
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей! Постукивающие движения.
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
ЭКРАН: Рисунок: зайчик.
Ходит зайчик по дорожке:
Вверх-вниз, вверх-вниз. шагающие движения.
Будут розовыми щёчки:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
ЭКРАН: рисунок: яблоко.
Вышли пальчики гулять,
Стали яблоки срывать. Пощипывающие движения.
Что за чудная картинка:
Стала полною корзинка.
5. Логопед. Ребята, мы не назвали ещё один гласный звук.
Дети. Звук [ы].
Логопед. Мышка хочет с вами поиграть. Ей очень нравятся гласные звуки, особенно звук [ы]. Выберите для неё картинки, в названиях которых имеется звук [ы]:
сыр, арбуз, мышь, часы, улитка, акула.
6. Логопед. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Что вы видите на них?
Дети. Это одежда.
Логопед. Разделите на слоги свое название одежды.
-шап-ка, шарф, брю-ки, -ру-баш-ка, -плать-е.
7. «Разбитые чашки».
Логопед. Помогите мне склеить чашки. Они выглядят вот так, как эта чашка на картинке.
конверты с частями плоскостных изображений чашек, на наборном полотне предметные картинки с изображениями чашек.
8. «Сдуй ватку с чашки».
Логопед. Встаньте прямо, положите ватные шарики на изображение чайной чашки, поднесите её к губам, немного отодвиньте ее от лица. Подуйте на ватку, чтобы она закружилась и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.
9. ЭКРАН: КРУЖКИ-ОБОЗНАЧЕНИЯ
Логопед. Ребята, вам знакомы эти звуки (картинки-символы звуков М,Мь)? Назовите их.
-М, Мь.
Логопед. Какой характер у звука М?
-Согласный, звонкий, твёрдый (кружок-обозначение).
Логопед. У звука Мь?
-Согласный, звонкий, мягкий (кружок-обозначение).
10. Разложите игрушки по двум коробкам: в зеленую — те игрушки, в названии которых есть мягкий звук «мь», а в синюю — в названии которых твердый звук «м».
Мишка матрёшка гном мяч пирамидка машина
11. П.и. «Радуга-дуга»
12.Игра «Что лишнее?»
Логопед. Поиграем в игру «Что лишнее?» — проверим, какие вы внимательные. Посмотрите на картинки, подумайте, какая картинка лишняя и почему.
Дети. Мяч.
Логопед. Почему?
Дети. Это игрушка.
Логопед. А все остальное?
Дети. Одежда.
13. ЭКРАН:
Чтение: МА, МУ, МО, МИ, МЫ.
МАМА.
Слово «мама» - какое?
14.Игра с мячом «Назови ласково».
Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть предмет обуви, а вы, поймав мяч, назовете ласково этот предмет обуви и бросите мяч мне. Например: валенки - валеночки.
Дети. Сапоги – сапожки, тапки – тапочки, босоножки – босоножечки, туфли – туфельки, кроссовки - кроссовочки.
15. Организация окончания занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое интегрированное занятие в старшей группе «По дорожкам радуги в подготовительную группу»
Обобщение и закрепление знания у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год....
Итоговое интегрированное занятие в старшей группе «По дорожкам радуги в подготовительную группу».
Итоговое интегрированное занятие в старшей группе ...
Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе «По дорогам радуги в подготовительную группу»
занятия в старшей группе...
Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе «По дорогам радуги в подготовительную группу»
обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности...
Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе "По дорогам радуги в подготовительную группу"
Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе "По дорогам радуги в подготовительную группу"...
Итоговое интегрированное занятие в старшей группе (I период)
Уточнение и активизация словаря по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Посуда». Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а], [у...
Итоговое интегрированное занятие в старшей группе. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Поможем роботу Вектору»
Цель: Обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности.Задачи:Обучающие:- закреплять характерные признаки в...