Мастер-класс для родителей старших дошкольников на тему: «Играем с песком и развиваем речь и коммуникативные умения детей»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Мастер-класс позволяет познакомить родителей с практическим материалом в использовании различных приёмов для игр с песком, способствующих развитию всех сторон речи и коммуникативных умений дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл butsenko_o.a.-master-klass.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей старших дошкольников на тему: «Играем с песком и развиваем речь и коммуникативные умения детей»

Буценко О.А., учитель-логопед

МБДОУ ДС №42 «Малинка»

Цель: Повышение компетентности родителей в развитии речи детей, с использованием игр с песком в домашних условиях, позволяющих повысить уровень коммуникативно-речевой активности дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить родителей с практическим материалом по использованию педагогической песочницы и игр с песком для развития коммуникативно-речевой активности у дошкольников.

2. Познакомить родителей с методами и приёмами работы с песком.

3. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.

Форма проведения мастер-класса: проведение с родителями без участия детей.

Описание мастер-класса: использование игр с песком в домашних условиях.

Развивающая среда: 3 педагогические песочницы для участников мастер-класса, трубочки для коктейля, миниатюрные фигурки животных, каштаны, стеклянные камешки, влажные салфетки.

Ход мастер-класса:

I Организационная часть. Приветствие. Добрый вечер, уважаемые родители.

Тема нашего мастер-класса «Игры с песком как средство развития коммуникативно-речевой активности у детей с нарушением речи»

II Теоретическая часть

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыгрываться внутренние мироощущения и конфликты маленького человека. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

На сегодняшний день мы воспитатели наряду с традиционными методами работы с детьми, имеющими речевые нарушения, используем нетрадиционные технологии, к которым относятся игры и занятия в педагогической песочнице.

Педагогическая песочница - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая решает множество коррекционно-развивающих задач:

во-первых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»;

во-вторых, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все компоненты речи и познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление);

в-третьих, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию речи и коммуникативных навыков;

в-четвёртых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое и экспериментировать.

Песочные игры условно можно разделить на 3 группы:

- обучающие - игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму, счёту;

- познавательные - игры на знакомство с окружающим миром;

- проективные - направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребёнка, а также на развитие творчества и фантазии.

Для организации игр с песком дома: вам необходим песок, который может быть разной фракции, он должен быть сертифицирован. Если мы берём обычный строительный или речной песок, его обязательно промываем и прокаливаем в духовом шкафу. Ещё нужен короб для игр с песком или глубокий поднос.

Также для организации деятельности в песочнице можно собрать коллекции миниатюрных фигурок: «Животный мир» - домашние и дикие животные, животные жарких и холодных стран. «Птицы», «Морские и речные обитатели», «Транспорт», «Люди», «Растительный мир», «Игрушки из киндер сюрпризов», «Символы социализации», «Природный материал» - каштаны, жёлуди, камешки и др., бросовый материал - пуговицы, бусины и т.п.

Мы хотим познакомить вас с играми, которые можно использовать в домашних условиях. Вы можете играть с детьми с песком и одновременно развивать все стороны речи, снимая нервное возбуждение, накопившееся за день.

Прежде чем перейти непосредственно к играм я должна сказать о противопоказаниях к применению игр с песком! Нельзя играть с песком людям, имеющим аллергию на пыль и мелкие частицы, у кого поставлен диагноз – астма, имеются кожные заболевания и порезы на руках

Если у вас отсутствуют противопоказания, желающих прошу принять участие в практической части мастер-класса, создаётся группа из пяти человек.

  1. Практическая часть мастер-класса

Игры и упражнения на развитие коммуникативно-речевой активности у детей с нарушением речи.

1. Давайте сначала поздороваемся с песочком

«Здравствуй, песочек,

Сыпучий и прохладный,

Ты – наш дружочек,

Играть с тобой приятно»

Проговариваем слова и кладём ладошки на песок.

Ритуал «приветствия песка» может быть разным, предлагаю вам выполнить разные упражнения:

Упражнение «Привет песочек»: дотронуться до песка рёбрами ладоней, поводить руками по песку как вам хочется;

Упражнение «Создаём отпечатки» ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней создаём всевозможные причудливые узоры на песке

Упражнение «Змейка» поскользить ладонями по песку зигзообразно, круговыми движениями.

Упражнение «Поток» набрать песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой, проговаривая ощущения, вначале делаем правой рукой, затем левой, затем обеими сразу.

Упражнение «Дождик» кончиками пальчиков постучать по песку, изображая дождь.

Упражнение «Пианино» поиграть на песке как на пианино или клавиатуре компьютера.

Игры на развитие речевого дыхания

«Сделай дорожку» подуть в трубочку, на песок, чтобы образовалась дорожка.

«Буря в пустыне» Предлагается сделать несколько горок (имитация ландшафта пустыни) подуть на песок через трубочку и устроить песочную бурю соблюдая технику безопасности при работе с песком.

Игры на автоматизацию звуков

«Шагалки» выложите из каштанов дорожку, прошагайте, пальчиками по этой дорожке проговаривая слоги: ша-ша-ша; ша-шо-шу-шы; шо-шу-шы-ша

ош-уш-ыш-аш и т.д.

Можно поиграть и в такую игру «Лабиринт» разложите картинки по песочной поверхности. Найдите, картинку со звездочкой это будет начало лабиринта. Пройдите пальчиками по песочной поверхности, называя картинки.

Игры на развитие фонематических представлений.

«Звуки на песке» нарисуйте любой предмет на заданный звук ш (шапка, шуба, кошка и т.д), назвать где находиться звук.

«Прятки» Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).

«Написание букв, слов, рисунков на песке» напишете пальцем любые буквы, слово мама.

«Весёлые превращения» превращаем одну букву в другую, рисуя на песке Р –В–Ь–Ъ

Игры на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи

«Кто спрятался?» найдите игрушки в песке назовите их, придумайте предложения с этими словами.

Нарисуйте в своих песочницах «дом». Заселите в ваши дома этих животных и птиц:

– Скажите, какое животное у вас, опишите его – какое оно, что это животное умеет делать,

– Назовите дом, в котором живет это животное,

– Какую пользу оно приносит человеку.

Придумайте рассказ о своём животном.

Молодцы! У вас получилось.

Предлагаем вам создать свою композицию (2 мин). Как вы назовёте композицию, которая у вас получилась? По желанию расскажите о чувствах, которые вызывает у вас композиция? Хочется ли что-нибудь изменить?

Таким образом, игры с песком имеют, большое значение для активизации речи, коммуникации и развития познания и речи детей. Для развития связной речи детей вы можете использовать не игры возле компьютера, а различные игры с природным материалом, создавая различные игровые ситуации общения, которые могут быть сюжетными или придуманными детскими историями и сказками, т.е. совместным творчеством детей и взрослых. Такие игры помогают детям быстро раскрепощаться, успокаиваться, снимать напряжение, налаживать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Во время занятий в педагогической песочнице побуждаем детей проговаривать испытываемые ощущения – это способствует развитию речи и мышления ребёнка.

IV. Заключительная часть

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмём в игру… Подобно Богу,

Мы создадим свой мир чудес,

Пройдя познания дорогу.

Рефлексия:

Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили? Что показалось наиболее интересным? Что показалось трудным? Сегодня мы показали вам лишь несколько песочных игр, в которые вы родители можете поиграть с ребёнком.

А в заключении нашей встречи, пожалуйста, познакомьтесь с выставкой литературы по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем речь и коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста.

, Брусова С.Ю., воспитательРазвиваем речь и коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста. Задачи воспитания и развития детей:        Развитие свободног...

Семейный клуб : «В гостях у сказки». Тема: «Играем с пальчиками и развиваем речь».

Семейный  клуб : «В гостях у сказки».             Тема: «Играем с пальчиками и развиваем речь»....

СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «УЧИМ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАТЬ. ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ!»

Расширить знания родителей о том, что такое мнемотехника и мнемотаблица. Ознакомить родителей с этапами работы по заучиванию стихотворений с помощью мнемотаблиц....

Игры с песком помогают развивать речь ребенка

Информация для родителей и педагогов....

Мастер-класс для педагогов «Песочное рисование или волшебные игры с песком»

Мастер- класс направлен на знакомство педагогов с методами и приемами для песочного рисования, а также педагогам предложены игры с песком....

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов дошкольного образования НА ТЕМУ: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Цель: Обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дош...