Речевая готовность ребенка к школе (консультация для родителей)
консультация по логопедии (подготовительная группа)
... Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его вниманию, памяти и речи. Наиболее значимым для ребёнка 6,5-7 лет является переход в новый социальный статус - дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Развитие детей, поступающих в школу, определяется как готовность к школьному обучению или "психологическая готовность". В это понятие входит несколько компонентов...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_k_shkole_dlya_sayta.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая готовность ребенка к школе
(консультация для родителей)
составитель: Самойленко В. В.
учитель – логопед
МБДОУ д/с № 64
г. Таганрог
Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу, и вы, конечно, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его вниманию, памяти и речи. Наиболее значимым для ребенка 6,5 – 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Развитие детей, поступающих в школу, определяется как готовность к школьному обучению или «психологическая готовность». В это понятие входит несколько компонентов:
- интеллектуальная готовность;
- личностная готовность;
- физическая готовность;
- речевая готовность.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно при достаточно высоком уровне развития речи. Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Это особые критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
Критерии готовности к школьному обучению:
- Речевая коммуникация – в этом возрасте ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли.
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими звуками, уметь дифференцировать звуки в произношении.
- Полная сформированность фонематических процессов: умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: уметь выделять заданный звук в потоке речи; уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце); уметь произносить слова по слогам.
- Словарный запас: к 6,5 – 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать не тольло слова – действия, слова – признаки, но и антонимы: грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.; синонимы: пес – собака, лошадь – конь и т. д.
- Сформированность грамматического строя речи: ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции.
Например:
Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?)
Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т.д.
Уметь пользоваться разными способами словообразования. Правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, уметь образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой. Образовывать прилагательные от существительных, например: варенье из сливы – сливовое, шляпа из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т.д.
- Связная речь: ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого рецепта нет: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам” сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе. Только делать это нужно своевременно, настойчиво, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для Вас, родителей.
Основная задача родителей — обеспечить речевую готовность ребенка к школе, вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, как можно более раннее начало логопедической работы с ним, тем самым предотвратить трудности обучения и неуспеваемости в школе.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь близких людей должна быть четкой, ясной, грамотной. Родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Любые игры и просто действия, даже самые простые, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие, полезны для ребенка. Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки: нужны время, терпение и система. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности.
Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
- не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, должны соответствовать возрасту.
- при общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, встречающиеся в тексте, объясните.
- не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.
- своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
- не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»
Желаю вам успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка....
Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей
Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей...
Буклет "Речевая готовность ребенка к школе" (рекомендации для родителей)
Буклет "Речевая готовность ребенка к школе" (рекомендации для родителей)...
Мотивационная готовность ребенка к школе. Консультация для родителей
Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявле...
Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей.
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться....