Консультация для педагогов на тему: "Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе"
консультация по логопедии (средняя группа)

Галина Викторовна Мишурова

Какую роль играет артикуляционная гимнастика в логопедической работе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_artikulyatsionnoy_gimnastiki_v_rabote.docx270.49 КБ

Предварительный просмотр:

Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. При произношении того или иного звука, каждый артикуляционный орган, который участвует в речевом процессе,        занимает определенное положение. В нашей повседневной речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим. Поэтому чтобы речь была внятной и понятной, артикуляционные органы должны быстро менять свое положение. Добиться этого можно только при развитых мышцах этих органов, их достаточной подвижности и способности перестраиваться.

В логопедической работе артикуляционная гимнастика является базой, на основании которой строится дальнейшая работа. Иными словами, если у ребенка не развиты органы артикуляционного аппарата, он не понимает, какое положение должны занимать язык, губы и челюсть при произношении того или иного звука, то и дальнейшее логопедическое воздействие не даст никакого результата. 

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет:

  • укрепить мышцы и органов артикуляционного аппарата, а также улучшить их подвижность;
  • научить ребенка удерживать необходимую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить напряженность органов артикуляционного аппарата;
  • подготовить дошкольника к правильному звукопроизношению.

В логопедической работе артикуляционная гимнастика требует правильного выполнения упражнений, а также соблюдения определенных рекомендаций в работе с ребенком:

  1. Упражнения нужно делать каждый день, чтобы у ребенка закреплялся навык.
  2. Кратность выполнения упражнений нужно увеличивать постепенно, чтобы ребенок привыкал к нагрузке. Начинать можно с 2-5 повторений, повышая до 10 и выше. 
  3. Удержание артикуляционной позы (статические упражнения) должно выполняться в течение порядка 10-15 секунд.
  4. Занятия лучше проводить в игровой форме.
  5. Выполнять упражнения нужно сидя перед зеркалом. Так ребенок будет видеть движения взрослого и контролировать свои собственные движения.
  6. Педагог должен следить за правильностью выполнения упражнений: темп, плавность, точность и т.д.

Примеры некоторых артикуляционных упражнений:

Упражнение «Лопаточка».

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким. Описание: приоткрыть рот, улыбнуться. Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз – два – три – четыре – пять!

Язык надо расслаблять.

Упражнение «Чашечка».

Цель: выработать умение делать язык широким, приподнимая края языка и удерживая форму чашечки (для звука [Ш]).

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена. В таком положении язык удерживать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

В рот ее мы занесем

И бока к зубам прижмем.

Упражнение «Качели».

Цель: Укреплять мышцы языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Описание. 1) Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет «раз». Поднять язык на верхнюю губу и подержать под счет «два». Повторить еще и еще раз. 2) Положить широкий язык за нижние зубы. Поднять язык за верхние зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться, нижняя губа не должна «подсаживать» язык вверх.

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Успешность выполнения артикуляционных упражнений зависит от создания благоприятных условий для их проведения. Поэтому свои коррекционные занятия провожу в игровой форме, с использованием стихов и картинок, разнообразных игр и пособий. На занятиях дети вовлекаются в игровой процесс, у них появляется мотивация к правильному выполнению упражнений. Что является начальным этапом в работе по устранению речевых нарушений у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе

Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе...

Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе"

В данной консультации рассказывается о роли артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников. Даны рекомендации по проведению артикуляционных упражнений. А также представлен игровой комплекс дл...

Значение артикуляционной гимнастики в логопедической работе.

Что такое артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое для всех. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык &ndash...

Консультация для педагогов на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»

Повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств....

Консультация для педагогов на тему “Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств”

Консультация для педагогов на тему “Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств&rdquo...

Консультация для родителей "ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ"

Хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, залог правильного произношения звуков. Развитие движений этих органов происходит постепенно, в про...

Консультация для педагогов на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои м...