Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе"
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной консультации рассказывается о роли артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников. Даны рекомендации по проведению артикуляционных упражнений. А также представлен игровой комплекс для развития подвижности органов артикуляции "Сказка о веселом язычке".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедической работе.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
закрепления можно придумать новые игровые приемы.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
- Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.
Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку достичь правильного звукопроизношения.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком.
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
(общий комплекс для развития подвижности органов артикуляции)
В некотором царстве, в некотором государстве, за алыми губами, за белыми зубами жил – был Веселый Язычок.
Упражнение «Заборчик»
Сильно улыбнуться, показать сомкнутые верхние и нижние зубы.
Язычок каждое утро широко открывал окошко.
Упражнение «Окошко»
Удерживать широко открытый рот в течение нескольких секунд.
Язычок здоровался с солнышком: (поднять кончик языка вверх) «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» Здоровался с травкой: (опустить кончик языка вниз) «Здравствуй, травушка – муравушка!»
Наш Веселый язычок каждое утро приводил себя в порядок и «чистил зубки».
Упражнение «Почистим зубки»
Кончик языка с внутренней стороны рта не спеша, как бы пересчитывая зубы, передвигается из стороны в сторону несколько раз подряд сначала по нижним зубам, затем - по верхним.
Чищу зубки, чищу зубки,
Чтоб они белели,
И у наших деток,
Никогда не заболели.
Язычок решил позавтракать и налил себе горячего, душистого, ароматного чая.
Упражнение «Душистый чай»
Вдохнуть глубоко – выдохнуть не спеша. Повторить несколько раз. Выдох должен быть значительно длиннее вдоха.
«Ах! Как пахнет!»
Упражнение «Чашечка»
Рот открыт, губы в улыбке, распластанный язычок положить на нижнюю губу, приподнять кончик языка и боковые края языка так, чтобы получилась «чашечка», подержать под счет до пяти, подуть, чтобы чай слегка остыл.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Напился Язычок вкусного чая и решил пойти погулять. Вышел на улицу, увидел, что сломался забор и решил его починить.
Упражнение «Молоточек»
Губы в улыбке, напряженным кончиком языка многократно постучать в бугорки за верхними зубами, отчетливо произнося звук т-т-т-т.
Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, а воздушная струя выходила ритмично, толчками.
Молоток стучит: «Тук – тук!
Язычку я лучший друг»
Молодец, Язычок! Отремонтировал забор. Теперь надо его покрасить.
Упражнение «Маляр»
Рот открыт, губы в улыбки, широким кончиком языка производить поглаживающие движения по небу от резцов в глубину рта и обратно.
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
Много добрых дел сделал наш Язычок и довольный решил отдохнуть и покататься на горке.
Упражнение «Горка»
Рот широко открыт, губы – в улыбке, широкий кончик языка упирается в нижние зубки, спинка языка выгибается, затем опускается. Контролировать, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны; кончик языка зафиксировать у нижних зубов.
С горки язычок катался
Под конец проголодался.
Решил Язычок пойти домой и поужинать. Он очень любил блинчики с вареньем.
Упражнение «Блинчики с вареньем»
Улыбнуться, обнажив зубы, на нижнюю губу положить широко распластанный язык и удерживать его под счет до пяти. Дать «поджариться», затем «свернуть в трубочку», приподняв боковые края языка, и «съесть»- спрятать язык за зубы. Губы улыбаются, имитируют жевательные движения.
Когда тесто наливаем,
Язычок мы выставляем.
Блинчики мы жарим, жарим.
Варенье сверху положили,
Блинчик в трубочку скрутили.
Язычок в рот уберем,
И блину жуем – жуем.
Теперь Язычок должен привести себя в порядок.
Упражнение «Вкусное варенье»
Язычок облизывает варенье с губ по кругу.
Посмотрел наш Язычок на часы.
Упражнение «Часики»
Рот широко открыт. Движения языка вправо – влево.
Тик – так часики идут.
Тик – так песенку поют:
Ночь пришла,
Темноту привела.
Спать детишкам пора
До самого утра.
И Язычок пошел спать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика и ее роль в коррекционно-логопедической работе.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...
Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе
Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе...
Артикуляционная и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми.
Родители должны знать, что недостатки речи нельзя исправить за одно или два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.Тренировка артикуляционных ...
Значение артикуляционной гимнастики в логопедической работе.
Что такое артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое для всех. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык &ndash...
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика и ее роль в коррекционно-логопедической работе".
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...
Консультация для педагогов на тему: "Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе"
Какую роль играет артикуляционная гимнастика в логопедической работе?...
Консультация для родителей "ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ"
Хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, залог правильного произношения звуков. Развитие движений этих органов происходит постепенно, в про...