Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе"
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шинягина Юлия Сергеевна

В данной консультации рассказывается о роли артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников. Даны рекомендации по проведению артикуляционных упражнений. А также представлен игровой комплекс для развития подвижности органов артикуляции "Сказка о веселом язычке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедической работе.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

закрепления можно придумать новые игровые приемы.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

  • Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  •  Показывает его выполнение.
  •  Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
  •  Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку достичь правильного звукопроизношения.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком.

 СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

(общий комплекс для развития подвижности органов артикуляции)

В некотором царстве, в некотором государстве, за алыми губами, за белыми зубами жил – был Веселый Язычок.

Упражнение «Заборчик»

Сильно улыбнуться, показать сомкнутые верхние и нижние зубы.

Язычок каждое утро широко открывал окошко.

Упражнение «Окошко»

Удерживать широко открытый рот в течение нескольких секунд.

Язычок здоровался с солнышком: (поднять кончик языка вверх) «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» Здоровался с травкой: (опустить кончик языка вниз) «Здравствуй, травушка – муравушка!»

Наш Веселый язычок каждое утро приводил себя в порядок и «чистил зубки».

Упражнение «Почистим зубки»

Кончик языка с внутренней стороны рта не спеша, как бы пересчитывая зубы, передвигается из стороны в сторону несколько раз подряд сначала по нижним зубам, затем - по верхним.

Чищу зубки, чищу зубки,

Чтоб они белели,

И у наших деток,

Никогда не заболели.

 Язычок решил позавтракать и налил себе горячего, душистого, ароматного чая.

Упражнение «Душистый чай»

Вдохнуть глубоко – выдохнуть не спеша. Повторить несколько раз. Выдох должен быть значительно длиннее вдоха.

«Ах! Как пахнет!»

Упражнение «Чашечка»

Рот открыт, губы в улыбке, распластанный язычок положить на нижнюю губу, приподнять кончик языка и боковые края языка так, чтобы получилась «чашечка», подержать под счет до пяти, подуть, чтобы чай слегка остыл.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Напился Язычок вкусного чая и решил пойти погулять. Вышел на улицу, увидел, что сломался забор и решил его починить.

Упражнение «Молоточек»

Губы в улыбке, напряженным кончиком языка многократно постучать в бугорки за верхними зубами, отчетливо произнося звук т-т-т-т.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, а воздушная струя выходила ритмично, толчками.

Молоток стучит: «Тук – тук!

Язычку я лучший друг»

Молодец, Язычок! Отремонтировал забор. Теперь надо его покрасить.

Упражнение «Маляр»

Рот открыт, губы в улыбки, широким кончиком языка производить поглаживающие движения по небу от резцов в глубину рта и обратно.

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

Много добрых дел сделал наш Язычок и довольный решил  отдохнуть и покататься на горке.

Упражнение «Горка»

Рот широко открыт, губы – в улыбке, широкий кончик языка упирается в нижние зубки, спинка языка выгибается, затем опускается. Контролировать, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны; кончик языка зафиксировать у нижних зубов.

С горки язычок катался

Под конец проголодался.

Решил Язычок пойти домой и поужинать. Он очень любил блинчики с вареньем.

Упражнение «Блинчики с вареньем»

Улыбнуться, обнажив зубы, на нижнюю губу положить широко распластанный язык и удерживать его под счет до пяти. Дать «поджариться», затем «свернуть в трубочку», приподняв боковые края языка, и «съесть»- спрятать язык за зубы. Губы улыбаются, имитируют жевательные движения.

Когда тесто наливаем,

Язычок мы выставляем.

Блинчики мы жарим, жарим.

Варенье сверху положили,

Блинчик в трубочку скрутили.

Язычок в рот уберем,

И блину жуем – жуем.

Теперь Язычок должен привести себя в порядок.

Упражнение «Вкусное варенье»

Язычок облизывает варенье с губ по кругу.

Посмотрел наш Язычок на часы.

Упражнение «Часики»

Рот широко открыт. Движения языка вправо – влево.

Тик – так часики идут.

Тик – так песенку поют:

Ночь пришла,

Темноту привела.

Спать детишкам пора

До самого утра.

И Язычок пошел спать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика и ее роль в коррекционно-логопедической работе.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...

Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе

Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе...

Артикуляционная и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми.

Родители должны знать, что недостатки речи нельзя исправить за одно или два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.Тренировка артикуляционных ...

Значение артикуляционной гимнастики в логопедической работе.

Что такое артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое для всех. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык &ndash...

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика и ее роль в коррекционно-логопедической работе".

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...

Консультация для педагогов на тему: "Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе"

Какую роль играет артикуляционная гимнастика в логопедической работе?...

Консультация для родителей "ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ"

Хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, залог правильного произношения звуков. Развитие движений этих органов происходит постепенно, в про...