Содержание и особенности проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР. Консультация
консультация по логопедии

Гуренко Наталья Ивановна

 

Если у ребёнка обнаруживаются речевые нарушения, в подавляющем большинстве случаев они дополняются и некоторыми нарушениями психического развития, которые важно выявить при проведение психолого-педагогической диагностики и компенсировать при проведении развивающе-коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Психолого-педагогическая диагностика проводится при направлении ребёнка на ПМПК, а затем повторно после зачисления в группу компенсирующей направленности. Это необходимо для уточнения актуального уровня речевого и психического развития и составления коррекционно-развивающей программы.

Интеллект у детей с ТНР полностью сохранен, однако зачастую в дошкольном возрасте наблюдаются некоторые из следующих особенностей:

  • Некоторое снижение уровня познавательной деятельности в целом и некоторых отдельных её компонентов: снижение объема произвольной и непроизвольной        памяти        (особенно слуховой),        меньшая        точность воспроизведения, неустойчивость внимания, отвлекаемость и неусидчивость, высокая истощаемость во время продуктивной деятельности.
  • Недостаточность представлений об окружающем мире.
  • Неразвитость        социально-коммуникативной        сферы, неумение договариваться, трудности в общении со взрослыми и со сверстниками.
  •  Ограниченность игровой деятельности.
  • Ограниченность творческой деятельности, склонность к творческим проявлениям по образцу и ограниченность креативных проявлений.
  • Общий эмоциональный фон имеет негативную окраску, обидчивость.
  • Чрезмерная возбудимость, раздражительность или напротив общая заторможенность, замкнутость.

Дети с нарушениями речи нуждаются в психолого-педагогической помощи и проведении коррекционно-развивающей работы.

В ходе коррекционно-развивающей работы педагогом-психологом решаются следующие задачи:

  • развитие познавательной активности;
  • развитие навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сравнения и классификации по существенному признаку;
  • развитие эмоционально-волевой сферы, формирование способности к волевому усилию, формирование адекватной самооценки;
  • коррекция негативных поведенческих особенностей; - формирование навыков общения;
  • формирование благоприятной атмосферы в детском коллективе (которая сама по себе будет положительной действовать на развитие детей).

Направления коррекционно-развивающей работы включают в себя работу с познавательной, эмоционально-волевой и социально коммуникативной сферами развития ребёнка.

 

  • Коррекционно-развивающая работа с познавательной сферой будет направлена на формирование учебной мотивации, развитие важнейших психических процессов, тренировку интеллектуальных функций.
  • Коррекционно-развивающая работа с эмоционально-волевой сферой будет направлена на развитие произвольности, повышение уровня мотивации, снижение психоэмоционального напряжение, избавление от неэффективных паттернов поведения, формирование навыков самоконтроля, снижение уровня тревожности, снижение уровня агрессивности, формирование адекватной самооценки и ощущения самоценности, развитие эмоционального интеллекта.
  • Коррекционно-развивающая работа с социально-коммуникативной сферой      предполагает      совершенствование      коммуникативных      качеств личности, формирование понимания своих и чужих личных границ, укрепление дружеских связей с другими детьми, формирование понимания и считывания контекста разных социальных ситуаций.

Педагогу-психологу для выстраивания коррекционно-развивающей работы нужны также более узконаправленные программы. Их может быть несколько, все зависит от того, какие цели работы педагог-психолог поставит в работе с конкретными детьми после диагностики.

  • Развитие эмоционально-волевой сферы: Калинина Р. Р. «тренинг развития личности дошкольника», Хухлаева О. В., Хухлаенва О. Е., Первушина И. М. «Тропинка к своему Я», Пазухина И. А. «Давай познакомимся!»
  • Развитие познавательной сферы, интеллектуальное развитие: Баль Н. Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ОНР на коррекционных занятиях».
  • Социально-коммуникативное развитие: Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. «Межличностные отношения дошкольников: диагностика. Проблемы. Коррекция».

Арт-терапевтические коррекционные программы и упражнения различной направленности Киселёва М. В. «Арт-терапия в работе с детьми», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапию».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...