Содержание и особенности проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР. Консультация
консультация по логопедии
Если у ребёнка обнаруживаются речевые нарушения, в подавляющем большинстве случаев они дополняются и некоторыми нарушениями психического развития, которые важно выявить при проведение психолого-педагогической диагностики и компенсировать при проведении развивающе-коррекционной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая диагностика проводится при направлении ребёнка на ПМПК, а затем повторно после зачисления в группу компенсирующей направленности. Это необходимо для уточнения актуального уровня речевого и психического развития и составления коррекционно-развивающей программы.
Интеллект у детей с ТНР полностью сохранен, однако зачастую в дошкольном возрасте наблюдаются некоторые из следующих особенностей:
- Некоторое снижение уровня познавательной деятельности в целом и некоторых отдельных её компонентов: снижение объема произвольной и непроизвольной памяти (особенно слуховой), меньшая точность воспроизведения, неустойчивость внимания, отвлекаемость и неусидчивость, высокая истощаемость во время продуктивной деятельности.
- Недостаточность представлений об окружающем мире.
- Неразвитость социально-коммуникативной сферы, неумение договариваться, трудности в общении со взрослыми и со сверстниками.
- Ограниченность игровой деятельности.
- Ограниченность творческой деятельности, склонность к творческим проявлениям по образцу и ограниченность креативных проявлений.
- Общий эмоциональный фон имеет негативную окраску, обидчивость.
- Чрезмерная возбудимость, раздражительность или напротив общая заторможенность, замкнутость.
Дети с нарушениями речи нуждаются в психолого-педагогической помощи и проведении коррекционно-развивающей работы.
В ходе коррекционно-развивающей работы педагогом-психологом решаются следующие задачи:
- развитие познавательной активности;
- развитие навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сравнения и классификации по существенному признаку;
- развитие эмоционально-волевой сферы, формирование способности к волевому усилию, формирование адекватной самооценки;
- коррекция негативных поведенческих особенностей; - формирование навыков общения;
- формирование благоприятной атмосферы в детском коллективе (которая сама по себе будет положительной действовать на развитие детей).
Направления коррекционно-развивающей работы включают в себя работу с познавательной, эмоционально-волевой и социально коммуникативной сферами развития ребёнка.
- Коррекционно-развивающая работа с познавательной сферой будет направлена на формирование учебной мотивации, развитие важнейших психических процессов, тренировку интеллектуальных функций.
- Коррекционно-развивающая работа с эмоционально-волевой сферой будет направлена на развитие произвольности, повышение уровня мотивации, снижение психоэмоционального напряжение, избавление от неэффективных паттернов поведения, формирование навыков самоконтроля, снижение уровня тревожности, снижение уровня агрессивности, формирование адекватной самооценки и ощущения самоценности, развитие эмоционального интеллекта.
- Коррекционно-развивающая работа с социально-коммуникативной сферой предполагает совершенствование коммуникативных качеств личности, формирование понимания своих и чужих личных границ, укрепление дружеских связей с другими детьми, формирование понимания и считывания контекста разных социальных ситуаций.
Педагогу-психологу для выстраивания коррекционно-развивающей работы нужны также более узконаправленные программы. Их может быть несколько, все зависит от того, какие цели работы педагог-психолог поставит в работе с конкретными детьми после диагностики.
- Развитие эмоционально-волевой сферы: Калинина Р. Р. «тренинг развития личности дошкольника», Хухлаева О. В., Хухлаенва О. Е., Первушина И. М. «Тропинка к своему Я», Пазухина И. А. «Давай познакомимся!»
- Развитие познавательной сферы, интеллектуальное развитие: Баль Н. Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ОНР на коррекционных занятиях».
- Социально-коммуникативное развитие: Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. «Межличностные отношения дошкольников: диагностика. Проблемы. Коррекция».
Арт-терапевтические коррекционные программы и упражнения различной направленности Киселёва М. В. «Арт-терапия в работе с детьми», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапию».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
«Особенности проведения коррекционно-развивающих занятий в группах для детей с задержкой психического развития»
Консультация для педагогов...
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...