Проект "Моя любимая буква"
проект по логопедии (старшая группа)

Сомова Елена Анатольевна

Задачи проекта:развитие связной речи,автоматизация звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_lyubimaya_bukva.docx54.35 КБ

Предварительный просмотр:

Проект учителя-логопеда

«Мой любимый звук и буква»

 

«

Продолжительность: краткосрочный

Участники: дети, посещающие логопунктучитель-логопед, родители

Возраст детей: 5-7 лет        

Цель проекта:

Повышение уровня мотивации детей старшего дошкольного возраста к занятиям по обучению грамоте, предупреждение дисграфии и дислексии, развитие речи детей.

Задачи проекта:

закреплять знания детей о зрительных образах букв;

научить различать звук и букву;

сформировать звуковую сторону речи, познавательные способности и творческое воображение;

расширять словарный запас детей.    

Актуальность проекта

В последнее время учителя начальных классов отмечают тенденцию увеличения количества детей, поступающих в школу, с речевыми нарушениями.  В дальнейшем это приводит к стойким нарушениям письменной речи: письма и чтения. Для дошкольников с нарушениями устной речи характерно плохое запоминание зрительного образа буквы, смешение похожих элементов букв. Они значительно дольше своих сверстников учатся читать и писать. Проблема нарушений письменной речи у детей с нарушениями устной речи – одна из самых актуальных для школьного обучения, т.к. стойкие специфические нарушения чтения и письма неизбежно сказываются на успеваемости, общении, самооценке, общем развитии ребенка. Возникают серьезные личностные изменения: неуверенность в себе, замкнутость, тревожность, раздражительность, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Работу по профилактике нарушений письма и чтения у детей дошкольного возраста, необходимо проводить на протяжении всего периода ознакомления с графическим изображением букв.  Усвоение букв будет происходить быстрее и эффективнее, если ребенок в процессе совместной творческой деятельности со своими родителями и воспитателями изготовит «любимую букву».

Организационный этап:

- составление плана совместной работы с детьми, родителями

- подбор материала и оборудования для бесед, игр с детьми.

Практический этап:

Речевое развитие:

- Чтение художественной литературы: Т. Синицина «Алфавитная семья», В. Степанов «Азбука в загадках», Виктор Драгунский «Заколдованная буква», ежедневная артикуляционная и дыхательная гимнастика; разучивание загадок, стихотворений о буквах.

- Дидактические игры «Назови правильно», «Назови первый звук», «Угадай, что это?»

Социально-коммуникативное развитие:

Составление рассказов на тему «Почему я люблю книги» (по схеме, по серии сюжетных картинок), виртуальная экскурсия в библиотеку «Хочу все знать!»

Художественно-эстетическое развитие:

Пальчиковый театр «Кто как кричит?», лепка «Моя любимое имя», аппликация «Красивая буква», рисование «Заштрихуй букву» (точкой, вертикальной линией, горизонтальной линией, наклонной линией), изготовление поделок «Моя любимая буква»

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций к буквам в различных азбуках (В.А.Степанов «Азбука и букварь», Л.Е.Журова «Азбука. Пособие для семьи» и т.д.). 

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Придумай слово», «Определи место звука», «Подбери и назови», «Найди общий звук»

Словесные игры: «Исправь ошибку», «Назови слово на букву …», «Назови слово со звуком …»

Сюжетно-ролевые игры:

- «Школа»

- «Библиотека»

Взаимодействие с родителями:

- Семинар-практикум для родителей «Игры с буквами»

- Участие в конкурсе поделок «Моя любимая буква»

 

Заключительный этап:

- Выставка детских работ «Мой любимый звук и буква»;

- Конкурс «Моя любимая буква».

Ожидаемые результаты:

знание детьми букв алфавита;

развитие у детей фонематического слуха: умение находить заданный звук в начале, середине и конце слова;

повышение педагогической культуры родителей по воспитанию детей (научить родителей одному из приемов изучения букв, тем самым показать широкие возможности для занятий с ребенком дома);

развитие мелкой моторики рук: раскрашивание, лепка, конструирование из подручных материалов, создания своих букв;

развитие мышления и творческих способностей.

В результате реализации проекта: у детей повысились: познавательная активность, интерес к знаниям, любознательность, коммуникативные и  творческие  способности; отмечается обогащение и активизация  словарного запаса, совершенствование навыков звукового анализа слов и фонематических процессов. Включение родителей в совместный с учителем-логопедом и воспитателем процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы. Родители стали более заинтересованы в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, повысился их интерес к работе ДОУ, к успехам своих детей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием. 

Дидактические и словесные игры (примеры)

 

Игра «Исправь ошибку»:

- Арбуз деревянный, а ящик спелый.

- Ножик сладкий, груша острая.

- Варенье мягкое, кресло вкусное.

- Шуба речная, рыба меховая.

 

https://documents.infourok.ru/cf3427f8-49a6-4dd3-a108-b36dcc65a848/0/image014.jpg

 

Назови слова. Найди общий звук.

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2019/08/kartinki-vorony-dlya-detej-31.jpg                 https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJy3tsZg0w6shROOLOx3fwSxhVTJKrXCv6F8pwM5=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo          https://rozaroz-d.ru/img/cveti15.jpeg

 

                 https://printonic.ru/uploads/images/2016/03/26/img_56f695d71f2ad.jpg            https://www.rodnye-igrushki.ru/upload/ammina.optimizer/jpg/q80/upload/iblock/0d3/0d34d807be5ec0468a95f888212db1e6.jpg

Игра «Придумай слова»

Цель: Развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность.

Задание 1: Предложить ребенку придумать слова, которые начинаются на буквы, входящие в состав слова лимон.

Например:

Л – лось      М – молоко      Н - нос

И – игла      О – орел

Может быть несколько вариантов ответов.

Задание 2: Предложить ребенку придумать слова, которые начинаются на буквы, входящие в состав слова яблоко.

Я – ястреб      Л – лев       К – кот

Б – баран       О – очки     О – остров

Может быть несколько вариантов ответов.

Задание 3: Предложить ребенку за 1 минуту подобрать как можно больше слов, начинающихся на слог ко-

Например: корова, корица, коза, косарь, кони, котел, король, конец, корень, коробка и т.д.

Задание 4:

Предложить ребенку за 1 минуту подобрать как можно больше слов, начинающихся на слог ли-

Например: лиса, липа, лилипут, ливень и т.д.

Игра «Беседа»

Цель: Выявление у ребенка наличия познавательной мотивации, направленности его интересов.

Ход проведения. Ребенку задается следующий перечень вопросов (предварительно заучиваются).

В какие игры любишь играть? Почему?

Во что чаще играешь? Почему?

Есть ли любимая игрушка?

В какие игры ты с ней играешь?

Чем любишь заниматься дома? А в детском саду?

Какое занятие нравится? Почему?

Любишь ли ты рассматривать (читать) книги?

Есть ли дома животные? Какие? Ухаживаешь ли ты за ними?

Лепка «Мое любимое имя»

Цель: Развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность.

Задание 1: Предложить ребенку вылепить буквы из пластилина и сложить их в слово.

Задание 2: Предложить ребенку придумать слова, которые начинаются на первую букву своего имени, а также на буквы входящие в состав слова.

   

 

  

Консультация для родителей

«Игры с буквами»

Уважаемые родители!

Вы задались целью научить своего ребенка читать, но заметили, что дошкольник не всегда может с первого предъявления запомнить букву. Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогут ребенку лучше запомнить букву. Данные игры не потребуют от вас специальной длительной подготовки.

Главное ваше желание и интерес ребенка. Учить с ребенком буквы можно ВМЕСТЕ интересно и весело!

Помните, что правильнее учить дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают: не (ЭМ), а (М), не (ПЭ), а (П)

Успехов Вам и вашим детям!

Выучить стихотворение на изучаемую букву

 

А – Букву А узнать легко, ноги ставит широко.

К – На палочку села галочка.

Б – Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.

О – Посмотри на колесо и увидишь букву О.

«Угадай букву»

- Родитель «пишет» любую букву на ладони, спине ребенка, а ребенок отгадывает ее.

- Ребенок с закрытыми глазами ощупывает объемную букву (из конструктора) и отгадывает ее.

«Вкус буквы», «Какая буква на вкус?»

Л – кислая, как Лимон.

М – сладкая, как Мармелад.

П – горькая, как Перец.

 

Б – вкус Батона.

Ш – вкус Шоколадки.

З – вкус Зефира.

 

Рассказывайте детям

«Буквенные сказки»

Э: Жила-была на свете буква. Она была круглая, у нее был длинный язык. Буква очень любила поговорить. Она разговаривала со всеми так долго, что все устали ее слушать. И, наконец, наступил такой день, когда никто не захотел с ней общаться. Буквы проходили мимо, не останавливаясь. А наша буква все кричала им вслед:

- Э! Э! Э!

- Так и стали ее называть буква Э.

 

«Назови – покажи»

(Родитель называет букву, а ребенок показывает ее.

Родитель показывает букву, а ребенок называет ее)

 

     А        И        Т

       М        П        Х

  К         О        У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Назови все красные (синие) буквы»

«Назови все большие (маленькие) буквы»

 

А           И           Т

      м          п            х

К         о            У

 

«Найди букву О и зачеркни ее»

 

А     У     И     О     И

О     О     К     М     Х

Н     И     С     Я     О

 

 

 

 

«Превращения»

(выложить из палочек одну букву и превратить ее в другую букву)

Щ – Ш

 

Н – П – И

 

Эти книги помогут Вам:

1.    Крупечук О.И. Учим буквы – Изд-во: Литера, 2016.

2.    Курдвановская Н.В., Лопская Р.Ю. Использование методики точек в работе по формированию плоскостной пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Мурманск, 2005.

3.    Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие – СПб.: «Стройлеспечать», 1996.

4.    Нищева Н.В. мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению/Худ О.Н. Капустина. – СПб: Детство-Пресс, 2011.

5.    Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет/ автор-составитель Л.М. Граб – Волгоград: Учитель, 2010

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект МОЯ ЛЮБИМАЯ БУКВА

совместный проект с родителями и детьми подготовительная группа...

Логопедический проект "Моя любимая буква"

В конце марта в нашем детском саду  завершился 1 этап логопедического проекта "Моя любимая буква".Чтобы вызвать интерес детей к буквам, чтению и обучению в школе, дети  в сотворчестве с роди...

Любимая буква великана Кащея (звук и буква щ)

Ознакомление детей с буквой щ, уточнение артикуляции, развитие графо-моторного навыка....

Занятие - викторина для детей и родителей по ФГОС в подготовительной к школе группе по теме: «Моя любимая буква» (Речевое развитие)

Занятие - викторина для детей и родителей «Моя любимая буква »Цель:Активизация знаний детей по обучению грамоте и развитию речи.Задачи:Образовательные задачи:Закрепление навыков звукобуквенного анализ...

Конкурс "Моя любимая буква" в подготовительной логопедической группе детского сада.

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами опытом работы в проведении логопедических конкурсов....

Презентация "Моя любимая буква Б"

Презентация  на тему "Моя любимая буква Б" Краткий и интересный рассказ про  букву Б...

Презентация на тему: "Творческий проект - Моя любимая буква"

Представляю вашему вниманию презентацию по творческому проекту "Моя любимая буква"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14647978","attributes":{"alt":"","class":"media-image","h...