Рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей 5-6 лет
статья по логопедии (старшая группа)
В статье приведены рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsiii_po_razvitiyu_fonematicheskogo_vospriyatiya_u_detey_5-6_let.docx | 15.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей 5-6 лет
На шестом году жизни дети учатся чётко произносить все звуки, различать на слух такие группы звуков, как с-з, с-у, ж-ш, г-щ, с-ш, з-ж, у-ч, с-щ, л-р. Только в том случае ребёнок овладеет правильным звукопроизношением, если он умеет различать собственные звуки и звуки, слышимые им в речи других людей.
Удобнее всего начать тренировку фонематического восприятия (именно фонематическое восприятие и есть умение дифференцировать звуки) с предъявлением так называемых предметных картинок, то есть картинок, на которых изображены те или иные предметы, в названии которых есть искомый звук. Результат работы над фонематическим восприятием связан и с развитием слухового внимания и слуховой памяти. Ребёнок должен уметь вслушиваться в речь окружающих.
Рассмотрим начальный этап работы в этом направлении: узнавание неречевых звуков. Именно это способствует также и развитию слухового внимания и слуховой памяти, без чего ребёнок не сможет дифференцировать звуки.
Слушаем звуки за окном
- Что гудит? (Машина.)
- Что шумит? (Ветер.)
- Кто лает? (Собака.)
Слушаем звуки из соседней комнаты
- Что гудит? (Пылесос)
- Что играет? (Музыка.)
- Кто смеётся? (Брат.)
Угадай, что за звук?
Разорвать бумагу.
Звякнуть ложкой по стакану.
Постучать по стене.
Громче – тише
- Что это за звук?
(Упражнение с использованием звучащих предметов – погремушек, колокольчика, барабана и т.д.
Дифференциация звуков С и Ш
Звуки с и шотличаются тем, что они имеют разный артикуляционный уклад (при их произнесении органы артикуляции занимают различное положение). При произнесении звука сязык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука шязык поднимается вверх, за верхние зубы. Общее между этими двумя звуками то, что оба они – звуки глухие (при их произнесении голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.)
Повтори слоги:
со-шо шо-со; са-ша ша-са; сы-ши ши-сы; су-шу шу-су; | са-ша-са; со-шо-со; су-шу-су; сы-ши-сы; ша-са-ша; шо-со-шо; шу-су-шу; ши-сы-ши; аша-аса-аша; ошо-аша-аса; ушу-аши-асы; аши-асы-усы. |
Повтори слова парами.
шайка – сайка;
шок – сок;
шут – суд;
шутки – сутки;
шип – сип;
шитый – сытый;
пошёл – посол;
нашить – носить;
смешить – смесить;
шрам – срам;
штиль – стиль;
штопор – стопор;
шифон – сифон;
шкала – скала.
Повтори слова:
Саша; сушка; сушь; спешить; смешить; смешать; скушать; насмешить; стишок; слишком; сынишка; солнышко; смышлёный; соловушка; сушёный; стёклышко; смешной; поспешно; | успешно; насмешка; душистый; пушистый; послушный; скворушка; смешок; старушка; шелест; шесть; шествие; шоссе; пастушок; посошок; слушок; машинист; веснушки; путешествие. |
Попробуй повторить.
Шишки на сосне, шашки на столе.
В шалаше шесть шалунов.
Шапкой Саша шишки сшиб.
Мамаша дала Саше сыворотку из-под простокваши.
Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.
На горе-горушке стоит избушка.
В этой избушке живёт старик со старушкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН
В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частн...
Развитие фонематического восприятия у детей 3 - 4 лет.
Эта информация предназначина для родителей, для папки-передвижки....
Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР
Обобщенная и дополненная собственными разработками методика по развитию фонематического восприятия у детей с ОНР....
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
Методическая разработка игр и рекомендаций на летний период для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Материал предназначен для учителей-логопедов дошкольных логопунктов и родителей...