Рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей 5-6 лет
статья по логопедии (старшая группа)

В статье приведены рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей 5-6 лет

На шестом году жизни дети учатся чётко произносить все звуки, различать на слух такие группы звуков, как с-з, с-у, ж-ш, г-щ, с-ш, з-ж, у-ч, с-щ, л-р. Только в том случае ребёнок овладеет правильным звукопроизношением, если он умеет различать собственные звуки и звуки, слышимые им в речи других людей.

Удобнее всего начать тренировку фонематического восприятия (именно фонематическое восприятие и есть умение дифференцировать звуки) с предъявлением так называемых предметных картинок, то есть картинок, на которых изображены те или иные предметы, в названии которых есть искомый звук. Результат работы над фонематическим восприятием связан и с развитием слухового внимания и слуховой памяти. Ребёнок должен уметь вслушиваться в речь окружающих.

Рассмотрим начальный этап работы в этом направлении: узнавание неречевых звуков. Именно это способствует также и развитию слухового внимания и слуховой памяти, без чего ребёнок не сможет дифференцировать звуки.

Слушаем звуки за окном

- Что гудит? (Машина.)

- Что шумит? (Ветер.)

- Кто лает? (Собака.)

Слушаем звуки из соседней комнаты

- Что гудит? (Пылесос)

- Что играет? (Музыка.)

- Кто смеётся? (Брат.)

Угадай, что за звук?

Разорвать бумагу.

Звякнуть ложкой по стакану.

Постучать по стене.

Громче – тише

- Что это за звук?

(Упражнение с использованием звучащих предметов – погремушек, колокольчика, барабана и т.д.

Дифференциация звуков С и Ш

Звуки с и шотличаются тем, что они имеют разный артикуляционный уклад (при их произнесении органы артикуляции занимают различное положение). При произнесении звука сязык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука шязык поднимается вверх, за верхние зубы. Общее между этими двумя звуками то, что оба они – звуки глухие (при их произнесении голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.)

Повтори слоги:

со-шо

шо-со;

са-ша

ша-са;

сы-ши

ши-сы;

су-шу

шу-су;

са-ша-са;

со-шо-со;

су-шу-су;

сы-ши-сы;

ша-са-ша;

шо-со-шо;

шу-су-шу;

ши-сы-ши;

аша-аса-аша;

ошо-аша-аса;

ушу-аши-асы;

аши-асы-усы.

Повтори слова парами.

шайка – сайка;

шок – сок;

шут – суд;

шутки – сутки;

шип – сип;

шитый – сытый;

пошёл – посол;

нашить – носить;

смешить – смесить;

шрам – срам;

штиль – стиль;

штопор – стопор;

шифон – сифон;

шкала – скала.

Повтори слова:

Саша;

сушка;

сушь;

спешить;

смешить;

смешать;

скушать;

насмешить;

стишок;

слишком;

сынишка;

солнышко;

смышлёный;

соловушка;

сушёный;

стёклышко;

смешной;

поспешно;

успешно;

насмешка;

душистый;

пушистый;

послушный;

скворушка;

смешок;

старушка;

шелест;

шесть;

шествие;

шоссе;

пастушок;

посошок;

слушок;

машинист;

веснушки;

путешествие.

Попробуй повторить.

Шишки на сосне, шашки на столе.

В шалаше шесть шалунов.

Шапкой Саша шишки сшиб.

Мамаша дала Саше сыворотку из-под простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

На горе-горушке стоит избушка.

В этой избушке живёт старик со старушкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частн...

Развитие фонематического восприятия у детей 3 - 4 лет.

Эта информация предназначина для родителей, для папки-передвижки....

Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР

Обобщенная и дополненная собственными разработками методика по развитию фонематического восприятия у детей с ОНР....

Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....