Консультация для педагогов "Влияние игры на речевое развитие детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости.

 

В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vliyanie_igry_na_rech.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в речевом развитии дошкольников

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости.

В Концепции дошкольного воспитания обозначен подход к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении, как к процессу личностно-развивающего взаимодействия. В данном документе подчеркивается, что проблема развития речи, как основного средства общения и познания у детей дошкольного возраста является приоритетным направлением, поскольку от степени ее решения зависит во многом полноценное психическое и социальное развитие детей дошкольного возраста.

Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает новый подход к планированию и организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Игровой деятельности как форме организации детской деятельности отводится особая роль, так как игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается.

В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Поэтому целесообразно выделить противоречие между педагогическими требованиями к процессу развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточностью игровых технологий по данному направлению, с  другой.

       Цель: Максимальное воздействие на уровень  развития звуковой культуры речи детей, путем  игровых технологий.  

В соответствии с выдвинутой  целью были поставлены следующие задачи:

Развивать устойчивый интерес к играм по развитию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Формировать правильное произношение всех звуков, внятное и четкое произношение слов.

Воспитывать выразительность речи и культуру речевого общения.Игровые технологии в развитии звуковой культуры речи

В последнее время проблемы развития и коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями и организация специально организованного обучения средствами игровых технологий позволяют сформировать правильное построение  речи дошкольника и исправить дефекты в ее звуковой культуре.

Федеральные государственные  требования в  системе дошкольного образования вносят изменения в  сегодняшний воспитательно – образовательный процесс, отказ от учебной модели в детском саду, точнее сказать от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе обучение и воспитание.

Игровые технологии могут стать эффективными в процессе развития звуковой культуры речи, если соблюдать следующие условия:

-  использовать игровые технологии в совместной, самостоятельной и непосредственно – образовательной деятельности детей;

- систематически включать игровые технологии в воспитательно – образовательный  процесс;

- игровые технологии должны включаться в работу поэтапно, от простого к сложному:  сначала в слогах, словах, предложениях, затем в связной речи и  самостоятельной речи детей.

Игровые технологии в развитии звуковой культуры речи предполагают включение в себя группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных  игр, направленных на развитие речи детей.

Игровые методы и приемы обязательно включаются в воспитательно – образовательный процесс.

Это позволяет решить сразу несколько задач:

пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

повысить познавательную активность и работоспособность детей;

активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты .

Например: для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков в технологии Л.С. Волковой используются сказки-игры о “Весёлом Язычке”.

 Для детей используются приемы на развитие артикуляционного аппарата, такие как «Сказки о Весёлом Язычке» и наглядное пособие «Весёлый Язычок». Хорошо понять и запомнить то, что гласные звуки  «поются», помогает “Звуковая полянка”.

Когда звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно, то следует этап закрепления и  автоматизации – это правильное произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи.

При автоматизации звука в слогах используются такой игровой  прием, как «Волшебная палочка», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз, упражнения «Игра на пианино», когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог несколько раз, затем компания их.  Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

Использование игры “Проведи слог по звуковой дорожке” помогает закрепить изолированный звук в произношении, произнося различным темпом голоса быстрым, медленным, громким.

Для автоматизации звука в словах применяются игры:

«Рыбалка», в аквариуме находятся  рыбки, на которых прикреплены буквы, и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав “рыбки” – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”;

игра «Веселый урожай» (выложить название овоща или фрукта на заданный звук);

«Украсим ёлочку», наряжая её, игрушками (со звуком С).

Работа над автоматизацией звука в предложениях развивается через игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть согласованными.

Последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эффективным приемом является пересказ и рассказ  с использованием фигурок на фланелеграфе пересказы-драматизации, стихи-драматизации.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения и развития новых способностей. Изве...

Дидактическая игра в речевом развитии детей дошкольного возраста

Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения и развития новых способностей....

Мастер - класс подвижной игры на речевое развитие детей дошкольного возраста

Рече.вые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников.Задачи:упражнять детей в беге, отрабатывать умение сохранять направление движения, при этом, не сталкиваясь друг с...

Дидактические игры в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, ре...

Влияние сюжетно-ролевой игры на речевое развитие детей дошкольного возраста

Развитие речи является одной из самых важных задач современного дошкольного образования....