Консультация «Развитие правильного речевого дыхания у дошкольников»
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_pravilnogo_rechevogo_dyhaniya_2.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Развитие правильного речевого дыхания у дошкольников»
Учитель-логопед
Л.Г.Черепинова
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому в логопедической практике так важна роль дыхания как «пускового механизма» вначале постановки звукопроизношения и голосоподачи.
Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Различают речевое и неречевое дыхание
Неречевое, или физиологическое дыхание, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходит произвольно (человек сам себя контролирует). При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения, меняя при этом громкость и речевую мелодику. Другими словами, речевое дыхание -это дыхание в процессе речи.
Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:
- Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.
- Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».
- Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.
- Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.
Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем.
Главным источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Важно помнить, что звуки мы произносим на фазе выдоха и при произнесении различных звуков воздушная струя различна. Давайте посмотрим, какие звуки образуются с помощью носового выдоха. Подставьте ладонь тыльной стороной к носу и произнесите: М и Н, другие звуки произносятся с помощью ротового выдоха. Причем, воздушная струя для разных звуков не одинаковая: для одних звуков плавная, для других толчкообразная. Подставьте ладонь к губам и произносите ЩЩЩЩ, БББББ.
Воздушная струя может быть тёплая и холодная, слабая и сильная, направленная, плавная и толчкообразная
При диагностике речевого развития учителя-логопеды всегда обращают внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы и продолжительности его вдохи и выдохи, как он расставляет паузы.
Формирование речевого дыхания - это один из первых этапов коррекционной работы с малышом, имеющим какие-либо речевые нарушения.
Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:
- Короткий вдох через нос;
- Плавный выдох, воздух выходит через рот;
- Выдох осуществляется до конца;
- После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).
Только научившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их можно разделить на две большие группы:
- первая группа - это дыхательные упражнения, направленные на формирование правильного выдоха;
- вторая группа - упражнения, направленные на тренировку дыхания с использованием различного речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание стихов).
Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:
- Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи;
- Увеличить количество слов, которые малыш произносит на одном выдохе;
- Сформировать внятную связную речь;
- Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.
Обучение, конечно же проводится в игровой форме.
Во время проведения игр и упражнений необходимо соблюдать некоторые правила:
#1044;уем всегда плавно, не надувая щеки и не поднимая плечи, слегка вытянув губы вперед, либо дуем на широко распластанный передний край языка, лежащий на нижней губе.
#1042;дыхаем «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхаем - длительно и плавно.
#1055;о длительности упражнения короткие - не более 30 секунд непрерывной работы.
#1053;ельзя играть сразу после принятия пищи.
#1051;юбые дыхательные упражнения проводить в хорошо проветренном помещении.
6. Следить за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;
7. Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут
При проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что такие упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени с перерывами на отдых. Так, например, у детей 4-6 лет длительность игры составляет 4-6 минут (количество слов 4-6), дети 6-7 лет – могут играть по 5-7 минут (норма слов на одном выдохе 5-7).
Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:
- без участия речи;
- на материале гласных звуков;
- на материале согласных звуков;
- на материале слогов, слов;
-на материале предложений, фраз.
Во время развития речевого дыхания без голоса, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.
• Упражнения для развития ротового выдоха. «Подуем на вертушки» или «Султанчики», «Снежинки», «Подуем на листочки». Аналогично дети дуют на цветы, на бабочек, на птичек, на елочки и т. д. «Загони мяч в ворота», «Самый быстрый карандаш», «Горячий чай», «Мыльные пузыри»
Игры с водой: «Весёлые пузырьки», «Кораблик» и т.д.
• Упражнения, направленные на закрепление центрального выдоха. «Подуем на пальчик», «Подуем в бутылочку», «Фокус» и т.д.
Хорошо помогают развивать речевое дыхание игры с музыкальными инструментами – губными гармошками, дудочками. Эти занятия помогают детям контролировать вдох и выдох.
Можно воспользоваться мыльными пузырями и воздушными шариками. Смысл этих игр, в целом, аналогичен, так как вы учите ребенка длительному и плавному выдоху (при этом происходит тренировка мышц губ). Воздушные шарики можно надувать, либо играть с уже надутыми, подбрасывать их вверх и дуть снизу, чтобы они не опускались.
- Можно подарить ребёнку или использовать свистульку – это игрушка,
вырезанная из дерева или выполненная из керамики, в которую можно дуть. Первый музыкальный инструмент доставит много удовольствия, но главное, с ним можно развивать силу выдоха.
- В работе по формированию речевого дыхания можно использовать как стандартное оборудование, так и не стандартное, изготовленное своими руками, все зависит от фантазии учителя-логопеда
- Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов.
Литература:
- Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. - М.: Творческий Центр Сфера, 2005.
- Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2005.
- Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА-принт, 2004.
- Леонова СВ. Веселая разминка // Логопед. - 2004. - №6.
- Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. -М.: Центр-полиграф, 2002.
- Воробьёва Т.А., Воробьёва П.А., Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. - СПб.: Издательский Дом «Литера»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников.
В материале говорится о пользе и важности правильно сформированного речевого выдоха....
Консультация "Развитие физиологического и речевого дыхания"
quot;Развитие физиологического и речевого дыхания"...
Развитие правильного речевого дыхания у дошкольников
При неправильном речевом дыхании у ребенка наблюдается: проглатывание окончаний слов, договаривание длинной фразы шепотом, ребенок делает вдох в середине слова, ускоренный темп речи, несоблю...
Развитие правильного речевого дыхания у дошкольника
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивае...
Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи
Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи...