Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи
консультация по логопедии

Мещерякова Татьяна Анатольевна

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_pravilnogo_rechevogo_dyhaniya.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и  голос. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:

- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом;  

- профилактике возникновения болезней  дыхательных путей;

- восстановлению носового дыхания при его  нарушении.

При проведении дыхательной гимнастики  необходимо соблюдать следующие требования:

- Упражнения  можно выполнять ежедневно, но не более 3-6 минут, в зависимости от возраста детей.

- В комплекс с артикуляционной гимнастикой  должно быть включено 1 упражнение на дыхание.

- Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении.

- Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.

- Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. Например, дуем сначала на гладкий карандаш, лежащий на столе, а затем - на ребристый.

- Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.

- Вдыхать легко  и коротко, а выдыхать длительно и экономно.

- В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе  и не опускать при выдохе.

- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

- Все упражнения выполнять в игровой форме.

- Можно дуть на предмет, привязанный к ниточке или сдувать его с ладони, со стола.

Дыхательные упражнения делятся на:

- упражнения, вызывающие длительный направленный  выдох (вертушки, мельницы, предметы на воде);

 - игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики);

 - игры на развитие физического дыхания (ребенок надувает шарики, пускает мыльные пузыри);

- упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох  через рот и нос);

- упражнения с проговариванием звуков.

Можно использовать предметы: вату, карандаши, листочки, шарики, катушки, вертушки, наборы для купания (уточки, кораблики), мыльные пузыри, перышки, свечки, свистульки, свистки, дудочки, пузырьки, надувные игрушки, музыкальные игрушки и т.п.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр, развивающих продолжительный, равномерный выдох у детей. Все упражнения имеют свой игровой сюжет, вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, способствуют развитию творческого воображения, фантазии.

Игры, развивающие речевое дыхание:

«Кораблики»

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».

«Снег и ветер»

Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

«Кто спрятался?»

На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

«Пузырьки»

Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным.

«Дудочка»

 Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них длительно.

«Фокус»

 Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа вверх.

«Свеча»

Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.

«Деревья»

Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

«Греем руки»

Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Таким образом, за счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно исправляются речевые нарушения, улучшается общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии при формировании правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи»

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в после...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи

В статье подобрана информация об особенностях физиологического и речевого дыхания дошкольников с нарушением речи, даны этапы работы по развитию дыхания....

«Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи в условиях сотрудничества учителя–логопеда и инструктора по физической культуре»

Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия. Оно выполняет очень важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма. Кроме своей основной физиологической функции ...

"Развитие правильного речевого дыхания у детей с нарушениями речи"

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхател...

Консультация "Здоровьесберегающии технологии по формированию правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи"

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Авторы коррекционных м...