«Использование приёмов моделирования в коррекционно-логопедической деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста языковому анализу»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Как ребёнка старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ подготовить к успешному овладению письменной речи в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_tekst_vystupleniya_-_kopiya.docx | 97.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование приёмов моделирования в коррекционно-логопедической деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста языковому анализу».
Цель: как ребёнка старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ подготовить к успешному овладению письменной речи в школе.
Задачи:
- Вспомнить, что должен знать педагог, обучающий детей элементам грамоты:
- отличие устной речи от письменной;
- дифференциация понятий «ЗВУК» - «БУКВА»;
- понятия, которые должны усвоить дети, после прохождения курса занятий элементам обучения грамоте по программе ДОУ.
- Продемонстрировать приёмы моделирования, используемые при обучении детей навыкам языкового анализа.
- Проанализировать алгоритм «Звукового анализа слова».
- Перечислить игры, способствующие формированию навыков языкового анализа и синтеза.
Оборудование: 8 зеркал, набор пластилина Play-Doh«Мистер Зубастик», артикуляционный профиль «Проша», раздаточный материал для звукового анализа слова: звуковые линейки, полоски черного и желтого цвета; квадратики красного, зеленого и синего цветов; шнурок и деревянные бусины красного, синего, зелёного цветов.
Ход мастер-класса:
Актуальность: многие выпускники детских садов, приходя в школу, умея правильно произносить все звуки, сталкиваются с проблемой - у них с трудом формируется навык письма. Почему? Сейчас мы попробуем в этом разобраться.
Мой мастер-класс будет больше теоретико-методического направления, но будут и элементы практики.
Тема:Использование приёмов моделирования в коррекционно-логопедической деятельности при обучении детей языковому анализу.
Часто от воспитателей, родителей, иногда с экрана телевизора приходится слышать:
«Ребенок не умеет говорить букву «РЭ»!»
- Как вы относитесь к такому высказыванию? Вас ничего не настораживает? (В нём две ошибки).
- Наша речь состоит из звуков речи, а не букв. Педагоги должнычётко дифференцировать такие понятия как «звук речи» и «буква».Чтобы понятно и доходчиво объяснить детям дошкольного возраста, чем звук отличается от буквы, я в своей работе использую такую схему:
Существует два вида речи:
- устная
- письменная.
- Над каким видом речи работают педагоги в детском саду?(В детском саду педагоги работают над развитием устной речи детей, а в начальной школе учитель работает над формированием письменной речи).
Устная речь состоит из двух компонентов:
Устная речь | |||||
Звуковая сторона | Смысловая сторона | ||||
Звукопроизношение | Фонематические процессы | Словарь | Грамматический строй речи | Связное высказывание | |
Слух | Языковой анализ |
Звуковая сторона оказывает большое влияние на формирование письменной речи.
- Чем в школе на уроках письма и чтения занимается учитель?(учит зашифровать – записать, и расшифровать – прочитать).
Чтобы в 1 классе у ребёнка не было проблем с формированием письменной речи, дети подготовительной группы на конец учебного года по программе детского сада должны овладеть приёмами языкового анализа.
На слайде вы видите, какими понятиями должны оперировать дошкольники:
Я считаю, что эти понятия дети усвоят только тогда, когда смогут их осмыслить.
Как этому можно научить детей, используя приёмы моделирования?!
- Дети должны иметь представления о том, как издаётся звук, какие органы артикуляции способствуют образованию того или иного звука(губы, зубы, язык, голосовые связки, воздушная струя).
Мои помощники:
- Игра «Мистер Зубастик» - дядя Федя: изучаем части языка и рассматриваем зубы.
Язык: кончик, боковые края, спиночка (средняя часть языка) и задняя часть языка (корень языка). Можем смоделировать «чашечку», «иголочку», «лопаточку» (то, что мы не увидим на артикуляционном профиле).
- Артикуляционный профиль «Проша» – с его помощью мы моделируем положение органов артикуляции при произнесении того или иного звука.
- Общая справка:
Русский язык | ||||
В алфавите -33 буквы | Звуковая сторона (фонетика) – 42 звука | |||
Гласные | Согласные | Беззвучные | Гласные | Согласные |
10 | 21 | 2 (ъ, ь) | 6 | 36 из них: - 3 мягкие (Й, Ч, Щ); - 3 твёрдые (Ж, Ш,Ц); - 15 пар по твёрдости / мягкости |
- В русском алфавите 33 буквы, а звуков – 42. Почему такая разница?
- Почему гласных букв 10, а гласных звуков – 6? (Найдём ответы и на эти вопросы).
- Поговорим о гласных звуках. Почему их так назвали?
Гласные звуки – голосистые, от слова гласить, их можно петь, тянуть, воздушная струя свободно выходит изо рта.
Принято обозначать гласные красным цветом. Дети быстро запоминают: «Гласные – красные».
На слайде вы видите символы гласных в виде геометрических фигур, похожих на контуры губ при их произнесении.
- Попробуйте широко открыть рот и произнести звук [У]. Что у вас получилось?
- А теперь произнесите [И], [О], на что похожи губы?
- Согласные звуки.
Названы они не очень удачно. Но языки мира не очень любят отказываться от уже придуманных названий. По мнению изобретателей слова «согласный», его предназначение состоит не в «соглашательстве» с гласным, а в том, что согласный может произноситься только с гласным.
СО-сед – тот, кто сидит СО-СЕДОМ.
СО-ГЛАСНЫЙ звук – тот, который обязательно должен произноситься рядом СО-ГЛАСНЫМ.
Согласные звуки нельзя пропеть, это скорее шум, воздушная струя проходит с трудом, встречает преграду в виде языка, зубов или губ.
Попробуйте произнести звук [Ф], [Г]. Символы согласных звуков по типу звукоподражания позволяют быстро их запомнить.
- Алгоритм анализа
То, что звук согласный, дети запоминают быстро, а вот как распознать, какой это согласный: - звонкий или глухой, твердый или мягкий нам поможет тактильный контроль.
Схема звукового разбора
Шаги алгоритма:
1. Произношу звук. Наблюдаю, как произношу: это ротосмыкатель или ротооткрыватель.
Если гласный звук, то выполняю шаг 1а.
1а. Проговариваю слово и проверяю, ударный или безударный гласный.
Если согласный звук, то выполняю шаги 2 и 3.
2. Наблюдаю, в каком положении губы при произнесении звука (мягкий согласный – “на улыбочке”, без “улыбочки” - твёрдый согласный).
3. Проверяю пальчиками, работают ли голосовые связки: звонкий или глухой согласный.
Алгоритм звукового анализа слова «Кот»
- Выкладывание на звуковой линейке, слева – направо.
- Утрировано выделяем первый звук: ККККот – звук [к].
- Анализируем: шумок или тянется, поётся; как выходит ветерок.
- Вывод: гласный (цвет квадрата или кружочка красный) или согласный.
- Если согласный как произносим – на улыбочке (мягкий - цвет фигурки зелёный) или нет (твёрдый – цвет фигурки синий)
утрированно выделяемвторой звук: кООООт, анализируем и обозначаем цветом; затем выделяем последний звук - коТТТТТ: анализируем и обозначаем цветом.
Вывод: - Сколько звуков в слове кот?
- Сколько гласных?
- Сколько согласных?
- Где в слове кот находится гласный звук? (в середине слова)
- Попробуйте сами выложить слово КОТИК
Слогообразующая роль гласных
- А теперь сравним схемы слов КОТ и КОТИК:
Похожи тем, что это СЛОВА.
Отличие:
- разное количество слогов - вслове кот 1 слог, а в слове котик 2 слога;
- разное количество звуков - в слове КОТ их3, а в слове КОТИК 5 звуков;
- в слове кот 2 согласных звука, а в слове котик 3 согласных - - в слове котик есть мягкий звук [Т'];
- в слове кот 1 гласный звук, а в слове котик 2 гласных.
ЗАПОМНИМ ПРАВИЛО:
Сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.
- Опорная таблица
В конце учебного года я предлагаю родителям как памятку вклеить в коней дневника опорную таблицу, для лучшего восприятия детьми звуков и букв. Это удобное наглядное пособие для осознанного и прочного усвоения фонетических знаний. Информация, помещённая на этой таблице, буквально отпечатывается в сознании детей.
Преимущества опорной таблицы перед традиционной таблицей алфавита:
- Компактность при большом объеме информации.
- Не смешивает понятия - «звук» и «буква».
- Закрепляет знания о твёрдых и мягких согласных.
- Звонких – глухих согласных
- Позволяет осознать особую роль йотированных гласных.
Условные обозначения:
• — безударная гласная
/ — ударная гласная
— гласный звук
— йотированный гласный
— звонкий согласный
— глухой согласный
— твёрдый согласный
— мягкий согласный
Буквы в таблице прописаны:
- Гласные -10
- Согласные – 21
- Беззвучные – 2
Звуки обозначены цветом:
- Гласных – красных 6 и 4 йотированные хитрые буквы (красно-зелёные), чьё имя состоит из двух звуков: й-а, й-о, й-у, й-э.
Вывод: вот почему гласных звуков - 6, а букв – 10.
В таблице видно, какие согласные звонкие, а какие - глухие.
Какие согласные могут обозначать – твёрдые и мягкие звуки – 15 пар
Выделены согласные, обозначающие только твёрдые звуки -из три: Ж, Ш, Ц.
Выделены согласные, обозначающие только мягкие звуки -их тоже три; Й, Ч, Щ.
- Игры на звуковой анализ слова не требующие затрат.
(Бусы на мне).
Важно научить детей последовательно выделять звуки из слова, не пропуская их.
У слова есть начало- (первый звук), середина, конец (последний звук)
- Игра «Нанизь слово на ниточку» (нанизывание бусин).
Слово ДОМИК:
[Д]- согласный, твёрдый звук - синяя бусинка;
[О]- гласный звук - красная бусинка;
[М']- согласный, мягкий звук - зелёная бусинка;
[И]- гласный звук - красная бусинка;
[К]- согласный, твёрдый звук - синяя бусинка.
- Догадайся:
- с какого гласного начинается слово;
- с какого звука начинается слово;
- какой звук последний в слове;
- какой звук в середине слова (из 3 - 4 звуков).
- Игра в слова «Придумай слово со звука, на который оканчивалось предыдущее слово».
- Рассыпь слово мак на звуки.
- Собери слово из звуков[с][о][м].
- Посчитай, сколько звуков в слове усы,дом, каша,
- Зашифруй слово лукточками.
Итог:
И в заключении моего мастер-класса давайте вспомним фразу, с которой я начала своё выступление:
«Ребенок не умеет говорить букву «РЭ»!»
- Назовите две ошибки…
1. Буквы не говорим, а видим и пишем.
2. В русском алфавите нет буквы «РЭ», она называется «ЭР»!
Подумайте, как правильно нужно произнести фразу….
«Ребёнок не может выговаривать звук [P]»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. «Наша улица»
Представленный конспект является частью проекта «Наша улица», но может использоваться самостоятельно после определенной предварительной работы с детьми....
Использование игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста ПДД
Проведя анализ методической литературы, мы можем проследить, обучение детей правилам поведения на улице и дороге широко используют объяснительно-иллюстративные методы: бе...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения с использованием интерактивной доски Тема: «Всем на свете надо знать, как по улице шагать!»
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода....
Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы.)
В статье отражены актуальные вопросы образовательного процесса, связанные с дефицитом игровой, продуктивной деятельности на занятиях. Опираясь на опыт работы, были раскрыты признаки партнерской деятел...
Статья "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность использования приёмов мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Ребёнку легче запомнить то, что подкреплено...