Консультация для педагогов на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии

Полупанова Мария Анатольевна

Воспитание звуковай культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Разработано учителем-логопедом

Полупановой М.А.

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Понятие "звуковая культура речи" широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующую звучащую речь (звукопроизношение, дикцию и т. д)., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп, и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза, и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Для правильного звукопроизношения губы и язык ребенка должны быть сильными и гибкими, удерживать определенное время необходимое положение и совершать многократные переходы от одного движения к другому. В этом ребенку может помочь артикуляционная гимнастика, которая необходима не только детям логопедических групп. Регулярные занятия артикуляционной гимнастикой приводят часто к тому, что дети сами без помощи специалиста начинают говорить правильно. Дети со сложными нарушениями смогут быстрее преодолеть речевые дефекты, а мышцы артикуляционного аппарата будут подготовлены к постановке звуков.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной грамматически правильной речи.

Развивая у детей правильную, хорошо развитую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
  • звуковысотный слух;
  • слуховое внимание;
  • фонематический слух;
  • восприятие темпа и ритма речи.
  1. Формировать произносительную сторону речи:
  • учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
  •  развивать артикуляционный аппарат;
  • работать над речевым дыханием;
  • вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
  • вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию;
  • формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и на замедляя речь, тем самым, создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать её.
  1. Развивать произношение слова согласно нормам орфографии русского литературного языка.
  2. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, темпа, ритма и тембра.

Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например: носовой оттенок произношения слов, заикание, замена одного звука на другой и т.д.), для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту-логопеду.

Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

1. На занятиях, которые могут проводится, как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному зыку.

2. Различные разделы могут быть включены в содержание занятий по родному языку.

3. Отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включают в музыкальные занятия (слушание музыки, песен, музыкально-ритмические движения).

4. Дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятия (игры, упражнения в игровой форме и др.)

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

  • дидактические игры («Чей домик?»);
  • подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», « Каравай»);
  • дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повтори слова с трудным звукам, менять высоту голоса и т. д);.
  • метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение( «Подуем на пушинки» и др.).

Пользуясь указанными методами, можно применять разнообразные приёмы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

  • образец правильного произношения ,выполнения задания, которые дает педагог;
  • образное называние звука или звукосочетаний (з-з-з песенка комара, туп-туп-туп топает козленок);
  • хоровые и индивидуальные повторения;
  • индивидуальная мотивировка заданий;
  • совместная речь ребёнка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребёнком речи-образца);
  • оценка ответа или действия и исправления;
  • образная физкультурная пауза;
  • показ артикуляционных движений и картинок.

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребёнка, постоянно используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в...

Консультация для родителей на тему «Воспитание звуковой культуры речи у детей раннего возраста»

*Как помочь детям овладеть родным языком*Накопить значительный запас слов* Научить произносить звуки....

Консультация для воспитателей на тему "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"...

Консультация на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С к...

Семинар-практикум для педагогов Тема «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами....