Консультация для педагогов на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии
Воспитание звуковай культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Разработано учителем-логопедом
Полупановой М.А.
Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Понятие "звуковая культура речи" широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующую звучащую речь (звукопроизношение, дикцию и т. д)., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп, и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза, и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
Для правильного звукопроизношения губы и язык ребенка должны быть сильными и гибкими, удерживать определенное время необходимое положение и совершать многократные переходы от одного движения к другому. В этом ребенку может помочь артикуляционная гимнастика, которая необходима не только детям логопедических групп. Регулярные занятия артикуляционной гимнастикой приводят часто к тому, что дети сами без помощи специалиста начинают говорить правильно. Дети со сложными нарушениями смогут быстрее преодолеть речевые дефекты, а мышцы артикуляционного аппарата будут подготовлены к постановке звуков.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной грамматически правильной речи.
Развивая у детей правильную, хорошо развитую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
- Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
- звуковысотный слух;
- слуховое внимание;
- фонематический слух;
- восприятие темпа и ритма речи.
- Формировать произносительную сторону речи:
- учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
- развивать артикуляционный аппарат;
- работать над речевым дыханием;
- вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию;
- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и на замедляя речь, тем самым, создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать её.
- Развивать произношение слова согласно нормам орфографии русского литературного языка.
- Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, темпа, ритма и тембра.
Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например: носовой оттенок произношения слов, заикание, замена одного звука на другой и т.д.), для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту-логопеду.
Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:
1. На занятиях, которые могут проводится, как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному зыку.
2. Различные разделы могут быть включены в содержание занятий по родному языку.
3. Отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включают в музыкальные занятия (слушание музыки, песен, музыкально-ритмические движения).
4. Дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятия (игры, упражнения в игровой форме и др.)
Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:
- дидактические игры («Чей домик?»);
- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», « Каравай»);
- дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повтори слова с трудным звукам, менять высоту голоса и т. д);.
- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение( «Подуем на пушинки» и др.).
Пользуясь указанными методами, можно применять разнообразные приёмы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:
- образец правильного произношения ,выполнения задания, которые дает педагог;
- образное называние звука или звукосочетаний (з-з-з песенка комара, туп-туп-туп топает козленок);
- хоровые и индивидуальные повторения;
- индивидуальная мотивировка заданий;
- совместная речь ребёнка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребёнком речи-образца);
- оценка ответа или действия и исправления;
- образная физкультурная пауза;
- показ артикуляционных движений и картинок.
В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребёнка, постоянно используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...
Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО»
тематическое родительское собрание...
Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в...
Консультация для родителей на тему «Воспитание звуковой культуры речи у детей раннего возраста»
*Как помочь детям овладеть родным языком*Накопить значительный запас слов* Научить произносить звуки....
Консультация для воспитателей на тему "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"...
Консультация на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С к...
Семинар-практикум для педагогов Тема «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами....