Грамотная речь педагога как средство развития речи.
консультация по логопедии
В данной статье рассматриваются вопросы о грамотной речи педагога, который является для детей основным образцом родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheski_pravilnaya_rech_pedagoga.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Русский язык – один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят «великий, могучий»! Из энциклопедических источников известно, что активный словарь В. Шекспира насчитывает 16 тыс. слов, А.С Пушкина – 21 тыс. слов, Н.В. Гоголя – 17 тыс. слов. Активный словарь нашего современника включает в среднем 7-12 тысяч слов. Это не так уж плохо, например, по сравнению с Эллочкой – «Людоедочкой» - активный словарь которой состоял из 30 слов, как мы помним это «Хо-Хо! Парниша! Блеск! Мрак! Жуть!»
Сегодня 21 век, остро встает вопрос о культуре речи. И это не случайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений.
Актуальная для наших дней проблема – низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.
Одной из первых и самых важных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения является грамотная речь педагога. Педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, оказывает огромное влияние на все стороны речи ребенка.
В настоящее время известна поговорка – «Слово – визитная карточка человека» От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Если вслушаться, как говорят воспитанники детских садов, то непременно можно заметить, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей – папы и мамы, бабушки и дедушки, но и языковые особенности воспитателя. Ребенок передает ваши жесты и мимику, использую характерные и часто употребляемые обороты речи.
Пожалуй, перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как сказать правильно, избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще всего появляются при письменном изложении выступления на педсовете, педагогических чтениях и т.д. В этом случае воспитатель проявляет довольно высокую взыскательность к слову. Почему?
Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и потому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т.д. В общем, работаем над точным выражением мысли.
Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.
Вот один из примеров: - «Эти мячи ты взял со старшей группы, отнеси их туда», - говорит воспитатель детям. Рядом стоящие дети утверждают:»И Нина взяла со старшей группы скакалку» - неправильное употребление предлога «со» тут же подхватывается детьми.
Иногда воспитатель употребляет специально педагогические, непонятные детям термины: «Сейчас мы будем заниматься дидактическими играми».
Здесь можно слышать второпях неправильно употребляемые фразеологические обороты типа «иметь роль», «играть значение» (вместо «играть роль», «иметь значение»); смешение однокоренных слов (паронимов): абонемент – абонент, поступок – проступок; нелитературную просторечную конструкцию – «грустить за кем или за чем – нибудь» вместо «грустить о ком или о чем или по кому – нибудь», так же неправильные ударения в словах. Вот давайте сейчас правильно поставим ударения в некоторых словах:
договОр, каталОг, квартАл, магазИн, срЕдства, тУфля. жалюзИ, столЯр, пОрты, тОрты
Часто можно слышать: «Я кушаю». При этом человек и не подозревает, что слово «кушать» употребляется в современном литературном языке с определенными ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому-либо с вопросом о еде. Например: «Садитесь, пожалуйста, кушать», «Кушайте на здоровье». По отношению к детям тоже обычно говорят «кушать» и в данном случае это уместно, т.к. употребленное слово выражает ласку, внимание. Но о себе всегда нужно говорить: «Я ем».
Нередко педагог, давая поручение ребенку, говорит: «Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи ей, что я велела дать книжку.»
Правильно ли это? В чем ошибка педагога?
Ведь говорить Вере Петровне «велела» невежливо; велеть – значит приказывать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой, т.е. передал не приказ, а просьбу в вежливой форме, и значит сформулировать поручение следует другим образом. КАК? «Скажи, пожалуйста, Вере Петровне, что я ее прошу…»
Можно слышать, как говорят: «В нашей группе родительское собрание пройдет в октябре месяце».
Скажите, в этой фразе, где ошибка? Это неправильно: слово «месяц» лишнее, т.к. словосочетание «в октябре» уже содержит понятие месяца.
Одна из первостепенных задач воспитателя – подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Может ли служить моя речь образцом для ребят?
Дети учатся у воспитателя произносить звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т.д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами, а не громоздкими и витиеватыми; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова – сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.)
Известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если он слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «О» - «пойду, посмотрю») или «якающий («нямного» вместо «немного»), то и сам станет так же говорить. Поэтому воспитателю необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения.
Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье». Например, слова Москва, пойду, вода произносятся Масква, пайду, вада.
Интонационная выразительность речи – немаловажный фактор воздействия на ребенка, да что на ребенка, даже на нас взрослых. Давайте вспомним нашу учебу в училищах, колледжах, институтах – у всех, я думаю были такие преподаватели, у которых просто в сон кидало и вспомните, как они преподносили свой материал – скучно, бедно, без эмоций, в одной интонации, не модулируя голос. Воспитатель должен стараться разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят. Фраза может прозвучать интригующе, и ребенок ожидает, что ему сообщат что-то интересное, даже таинственное. Если же интонация деловая – возможно, доверят ответственное поручение.
Сейчас я бы хотела, ради разминки, вместе с вами произнести слово «Молодец» в разных интонациях:
тихо громко нежно удивленно иронично восторженно ласково требовательно таинственно
Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей (например: постоянные окрики, разговор на повышенных тонах) может привести к аномалиям связок. В результате голос становится тусклым, хриплым, невыразительным, человек начинает разговаривать в неудобном для него регистре. Если все – таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи. И это более действенный метод.
Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится, углубляют понимание слова, усиливают его эмоциональный оттенок. И здесь воспитатель является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста.
Давайте вместе подумаем и покажем жестами следующие сигналы:
«мне нужна помощь» «прекратите шуметь» «я иду на помощь» «поспешите» «успокойтесь» «приходите в гости» «я иду на помощь»
Так же положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, изобилующая эпитетами. У педагога, обладающего искусством употребления эпитета, и ребята более чутки к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что на них произвело впечатление. Старшие дошкольники говорят: «Зима – художница! Вон как разрисовала стекла.» Или «Ветки – как лапы» Или «Поле – как ситцевое платье – яркое и пестрое»
А также не менее важно для воспитателя умение пользоваться афоризмами, крылатыми выражениями, что помогает глубже воздействовать на слушателя. И это, конечно, высший пилотаж! И это присуще начитанному педагогу, хорошо знающему произведения русских классиков – писателей и поэтов.
Например, стараясь привлечь внимание ребят к красоте заснеженной березы, что стоит перед окном групповой комнаты, воспитатель, конечно, вспоминает четверостишие из стихотворения С. Есенина «Белая береза»:
«Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром».
Одна из важнейших задач воспитателя, которую он решает в процессе повседневного общения с детьми – это учить их на лучших образцах родного языка.
Педагог – активный пропагандист чистоты родного слова.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ: Речь педагога – основной источник развития речи детей. Требования к культуре речи педагога.
Речь воспитателя как образец для подражания дошкольников....
Консультация для педагогов. Тема: "Речь педагогов как средство развития речи у детей"
Консультация для педагогов.Тема: "Речь педагогов как средство развития речи у детей"...
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционное средство развития речи: Су - Джок терапия»
обучение участников мастер-класса применению нетрадиционной методики в речевом развитии детей в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, освоение и последующее активное применение здоро...
Консультация для педагогов " Речь педагога как средство развития речи дошкольников"
Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет фо...
Презентация к семинару для педагогов ДОУ на тему: "Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"
Презентация для выступления на семинаре о речевой культуре педагога...
Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционное средство развития речи: Су-Джок терапия"
Цель: обучение участников мастер– класса применению нетрадиционной методики в речевом развитии детей в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, освоение и последующее активное примене...
Проект по развитию речи "Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
В материалах представлен опыт работы использования мнемотаблиц в речевом развитии детей при разучивании стихов, физминуток, пословиц, отгадывании загадок...