«В гости к Эдуарду Николаевичу Успенскому»
проект по логопедии (подготовительная группа)
Информационно - творческий проект: " В гости к Эдуарду Успенкому"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_2.docx | 44.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта:
«В гости к Эдуарду Николаевичу Успенскому»
Авторы проекта:
Пряничникова Людмила Викторовна - воспитатель
Брехова Екатерина Александровна - воспитатель
Талагаева Алена Сергеевна – учитель - логопед
Консультанты проекта:
Татарченко Татьяна Андреевна - заведующий МДОБУ ЦРР Д/С № 11 ЛГО
Название образовательного учреждения:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 11 Лесозаводского городского округа»
Аннотация:
«За одну хорошую книгу я бы мог отдать пять телевизоров.
И, если ребенок завален книгами, у него появляется воображение.
А если он завален телевизорами, у него появляются шишки.
Ребята, читайте больше и больше».
Э. Успенский
В наше время у детей дошкольного возраста отсутствует интерес к российской художественной литературе. Книги часто заменяются телевизором, планшетом, телефоном, где дошкольники смотрят фильмы не очень хорошего качества. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно - эстетического воспитания ребенка. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью.
Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.
Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Анализ сказок и стихов Э. Успенского позволяет детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства, поэтические образы пронизаны гуманизмом: верой в победу добра и справедливости, в торжества и правды, в великую Дружбу.
Нами было проведено анкетирование среди родителей «Роль книги в воспитании детей». Проанализировав результаты, большая часть родителей не читают детям книги дома, объясняя это отсутствием свободного времени.
Именно поэтому мы решили создать проект, в ходе реализации которого постараемся определить степень важности и необходимости ознакомления детей с художественной литературой, сформировать у детей и их родителей устойчивый интерес к совместному домашнему чтению (через ознакомление с творчеством Э. Успенского).
Творчество Успенского - неизведанная гавань для многих, оно несет огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Все его книги просты и понятны детям. Главное достоинство его книг – мир сказочных героев. Будь то Шапокляк, кот Матроскин - у каждого свой язык, свой характер, которые помогают расширять знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Что дает участие в проекте педагогу?
Участие в проекте даст педагогу ДОУ возможность пополнить, уточнить и активизировать словарный запас детей, приобщить детей к чтению художественной литературы; осуществить педагогическое просвещение родителей по проблеме.
Что дает участие в проекте воспитаннику?
Проект поможет активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей, освоить окружающую действительность.
Что дает участие в проекте родителям?
Родители, участвуя в проекте, проявят интерес к совместной деятельности по реализации проекта, повысят уровень просвещенности в вопросах развития и воспитания детей с помощью произведений Успенского.
Проблемы, которые нужно решить в данном проекте:
Недостаточно знаний о российском детском писателе Эдуарде Успенском.
Основополагающий вопрос проекта:
Как с помощью сказок Э. Успенского развить у ребенка волевые качества и веру в себя?
Проблемные вопросы проекта:
- Почему дети так мало интересуются сказками Успенского?
- Откуда берёт Успенский героев своих сказок?
- Чему учат герои сказок Успенского?
Направление воспитательной деятельности, в рамках которого проводится работа по проекту:
Работа по проекту проводится в рамках образовательной области «Познавательное развитие».
Состав проектной группы:
Пряничникова Людмила Викторовна - воспитатель
Брехова Екатерина Александровна - воспитатель
Талагаева Алена Сергеевна – учитель - логопед
Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: проведение ОД, экскурсий, привлечение детей и родителей к творческой и продуктивной деятельности, осуществление педагогического просвещения родителей по проблеме.
Дети: участвуют в разных видах деятельности.
Родители: участвуют в анкетировании и совместной деятельности; оказание необходимой помощи педагогу.
Тип проекта:
Информационно - творческий,
По количеству участников: групповой
Краткое описание ситуации проекта:
Ситуация, в которой будет проходить проект следующая. Привлечь внимание детей через чтение произведений Э. Успенского, просмотр мультфильмов, чтобы показать им чувственность и доброту героев сказок. С помощью сказок научить детей давать оценку героям произведений.
Основные принципы и подходы к реализации проекта:
Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний с учетом возраста детей, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип наглядности – используются наглядные средства (пособия, иллюстрации, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результатов.
Принцип целостности – предполагает построение деятельности участников проекта на основе единства процессов развития, создания уравновешенного образовательного пространства, который учитывает адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования и воспитания.
Принцип доступности – предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности дошкольников.
Принцип обучения деятельности – главное, не передача готовых знаний, а организация такой деятельности, в процессе которой дети сами узнают новое путем решения проблемных задач.
Заказчики проекта:
Родители, сотрудники дошкольной организации.
Цели проекта:
Педагогическая:
приобщение ребенка к чтению художественной литературы через творчество Э. Н. Успенского
Практическая:
Театрализация произведения Э. Успенского «Разгром»
Задачи проекта:
Обучающие:
-Познакомить детей с жизнью и творчеством Э. Успенского
-Формировать у детей желание самостоятельно обращаться к книге, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
-Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
-Обогащать и активизировать словарный запас.
Развивающие:
-Развивать связную речь.
-Развивать творческие способности детей.
-Развивать психические процессы (внимание, память, воображение, образное мышление, любознательность).
Воспитательные:
-Воспитывать любовь к художественной литературе, бережному отношению к книгам.
-Воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество, вызвать у детей положительный эмоциональный отклик, навыки взаимодействия и сотрудничества.
-Воспитывать активность и самостоятельность.
Продукты проекта:
1.Выставка книг Э. Успенского
2.Мнемотаблицы по сказкам: «Чебурашка», «Простоквашино»
3.Выставка детских работ «Мои любимые герои»
4. Мини - музей героев сказок Э. Успенского.
5. Коллаж «Герои любимых сказок Э. Успенского»
6.Театрализация произведения «Разгром» Э. Успенского
Временные рамки:
Продолжительность проекта: с 25.11.2022г. – 16.12.2022г.
Сроки реализации проекта:
1 этап | 25 ноября 2022г. - 30 ноября 2022г. |
2 этап | 1 декабря 2022г. - 9 декабря 2022г. |
3 этап | 12 декабря 2022г. - 16 декабря 2022г. |
Показатели эффективности проекта:
- Наличие у детей стойкого познавательного интереса
- С удовольствием участвуют в творческой деятельности
Необходимое оборудование:
Наглядный материал, атрибуты для сюжетно - ролевых игр, ноутбук, книги Э. Успенского.
Использование современных педагогических технологий:
Игровые технологии | Здоровьесберегающие технологии |
Технологии сотрудничества | Технология проектной деятельности |
Информационно – коммуникативные технологии |
Формы взаимодействия организаторов с участниками:
С детьми | С родителями |
- образовательная деятельность; - сюжетно - ролевые игры - беседы - чтение художественной литературы - рассматривание книг, иллюстраций - экскурсии - игра - драматизация | - анкетирование - консультации - презентация реализованного проекта |
Возможные трудности и риски и способы их преодоления:
Трудности и риски | Способы их преодоления |
Отказ детей от активного участия в проектной деятельности (специфика возраста) | Таким детям нужно позволить быть слушателями, не принуждать к высказыванию, активным действиям |
Возможно, нежелание родителей принимать участие в совместном творчестве с ребенком и деятельности по проекту | Работа по проекту выстраивается так, чтобы такие дети, также имеет возможность для активного участия Индивидуальные беседы с родителями, консультации |
Дети не посещают детский сад, в связи с отпуском родителей или по причине болезни | Дети с родителями включаются в работу над проектом на 2 или 3 этапе |
Жизненный цикл проекта:
1 этап: | Подготовительный | ||
Продолжительность: | 25 ноября 2022г. - 30 ноября 2022г. | ||
Цель: | Заинтересовать, привлечь каждого ребенка и родителей тематикой проекта. Познакомить с творчеством детского писателя Э. Успенского | ||
Форма | Сроки | Место работы | Содержание работы |
1. Подготовка методического обеспечения проекта | 25.11.22 | группа | |
2.Разработка содержания бесед, занятий, презентаций | 28.11.22 | группа | |
3.Формирование мотивационной готовности родителей к участию проектной деятельности. | 29.11.22 | группа | Анкетирование родителей «Роль книги в воспитании ребенка»: выявить уровень просвещенности родителей по данному вопросу. |
Ожидаемые результаты: | Все участники проекта теоретически готовы к работе над проектом | ||
Продукты этапа | 1.Выставка книг Э. Успенского |
2 этап: | Основной | ||
Продолжительность: | 1 декабря 2022г. - 9 декабря 2022г. | ||
Цель: | Формирование и расширение представлений детей о творчестве детского писателя Э. Успенского. | ||
Форма: | Сроки: | Место работы: | Содержание работы |
1. Экскурсия в библиотеку им. Гайдара | 1.12.22 | Библиотека им. Гайдара | Беседа «Этот неизвестный Эдуард Успенский»- расширять знания о биографии и творчестве писателя, дать представление о том, чему учат его сказки, развивать речь детей, обогащая, словарь новыми словами. |
2.Чтение произведения Э. Успенского «Про девочку Веру и обезьянку Анфису». | 2.12.22 | группа | Беседа по содержанию прочитанной сказки. |
3.Рассказывание сказки по мнемотаблице «Вера и Анфиса» | 5.12.22 | группа | Закрепить знания детей о персонажах сказки, умение пересказывать сказку по мнемотаблице, развивать связную речь детей. |
4.Чтение произведения «Крокодил Гена и его друзья » | 6.12.22 | группа | Познакомить с волшебной и занимательной сказкой, ее героями. |
5.Лепка героев сказки «Крокодил Гена и его друзья» | 6.12.22 | группа | Продолжать развивать художественно - эстетические навыки, закреплять знакомые приемы лепки. |
6.Дидактические игры «Найди ошибку», «Найди пару», «Сказочная путаница» | 7.12.22 | группа | Игры на развитие внимания, мышления, памяти. |
7. Презентация «Музей Чебурашки» | 8.12.22 | группа | Просмотр и беседа о музее Чебурашки в Москве и значимости героев в зарубежных странах. |
8.Рисование героев сказки по произведениям Успенского | 8.12.22 | группа | Рисование любимых героев.
|
9. Просмотр мультфильмов Э. Успенского: «Дядя Федор пес и кот и другие» | 9.12.22 | группа | Беседа о героях сказочного произведения |
10. Коллаж из фрагментов сказок Э. Успенского по сказкам | 9.12.22 | группа | Создание коллажа к юбилею Э. Успенского |
11.Работа с родителями | 10.12.22 11.12.22 | дома | Чтение детям произведений Э. Успенского |
Ожидаемые результаты: | У детей сформированы представления о творчестве Э. Успенского. | ||
Продукты: | 1.Мнемотаблицы по сказкам: «Чебурашка», «Простоквашино» 2.Выставка детских работ «Мои любимые герои» 3. Мини - музей героев сказок Э. Успенского. 4. Коллаж «Герои любимых сказок Э. Успенского» |
3 этап | Заключительный | ||
Продолжительность: | 12 декабря 2022г. - 16 декабря 2022г. | ||
Цель: | Совершенствование результатов проекта | ||
Форма: | Сроки: | Место работы: | Содержание работы |
1. Викторина по сказкам «В гостях у Э. Успенского» | 12.12.22 | музыкальный зал | Закрепление полученных знаний о произведениях Э. Успенского. |
2.Разучивание текста произведения «Разгром» Э. Успенского | 13.12.22 14.12.22 | группа | Разучивание текста, создание проблемной ситуации. |
3.Театрализация произведения «Разгром» Э. Успенского | 15.12.22 16.12.22 | Музыкальный зал | Показ театрализации воспитанникам и родителям ДОО. |
1.Работа с родителями | 12.12.22-14.12.22 | домашнее задание | Изготовление атрибутов и костюмов к произведению «Разгром». |
Ожидаемый результат: | У детей сформировался интерес к произведениям российского писателя Э. Успенского. | ||
Продукты: | 1.Театрализация произведения «Разгром» Э. Успенского |
Перспективы развития проекта: Повышение уровня развития личностных компетенций: познавательной активности, самостоятельности, инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством литературных произведений.
Распространение информации о деятельности по проекту и его результатах:
Результаты внедрения проекта будут использовать педагоги других групп при изучении темы.
Распространение информации о деятельности по проекту и его результатах:
Результаты проекта будут представлены педагогам ДОУ. Планируется размещение материалов на интернет сайте ДОУ. Рассматривается также возможность представить данный проект на всероссийских и международных конкурсах.
Список используемых информационных ресурсов:
Валькова В. Г. Эдуард Николаевич Успенский (рекомендации по проведению праздника писателя для младших школьников) Начальная школа. - 2002. - № 12. - C. 10-12.
Власова Е. Ю. Книжкины именины: «У Крокодила Гены и его друзей" - юбилей! (литературная конкурсная программа к 40-летию книги Э.Н. Успенского). Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2006. - № 1. - С. 16-18.
Вяткина Н. В. «День рожденья только раз в году»: театрализованная викторина к 70-летию Э.Н. Успенского для детей 4-5 лет, Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - № 10. - С. 14-15.
Дмитриевич В. Кроссворд «Стихи Эдуарда Успенского» АБВГД. - 2002. -№ 7.
Горшкова Л. В. Дядя Фёдор и его друзья : (сценарий литературного лото по книгам Э. Успенского), Читаем, учимся, играем. - 2004. - № 1. - С. 45-47.
Кудрявцева Е. О. нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников, (обсуждение стихотворения Э. Успенского "Если бы я был девчонкой...") Е. Кудрявцева, Н. Ледовских, Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 24-25.
Мельникова О. В. литературная олимпиада, вопросы викторины по сказкам Э. Успенского, Л. Лагина, А. Волкова и А. Линдгрен , Начальная школа. - 2006. - № 3. - С. 80-81.
Могильникова Т.В. Любимые книги любимого писателя, (кукольное представление по творчеству Э. Н. Успенского) Читаем, учимся, играем. - 1998. - № 7. - С. 13-17.
Шишигина Т. С. Добро пожаловать в Простоквашино! сценарий семейного конкурса по книжкам Э. Н. Успенского, Т. С. Шишигина, Н. И. Зырянова, Читаем, учимся, играем. - 2004. - ; 3. - С. 88-92.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эдуард Николаевич Успенский "Дядя Федор пес и кот"
Чтение художественной литературы в детском саду. Дети ПРОСТО ОБАЖАЮТ ЭТУ КНИЖКУ!...
Презентация: В гости к Эдуарду Успенскому
Презентация: В гости к Эдуарду Успенскому...
Презентация для родителей. Эдуард Николаевич Успенский – наш любимый детский писатель .
Успенский Эдуард Николаевич – поэт, детский прозаик, драматург, сценарист. Родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске Московской области. Еще в школе был назначен вожатым к малышне. С тех ...
Мини-презентация на тему "Сказочные повести Успенского Эдуарда Николаевича в воспитании личностных качеств детей"
Мини-презентация поможет при знакомстве с творчеством Э.Н.Успенского. Несет познавательный характер, послужит примером в воспитании личностных качеств детей....
Педагогический проект В гости к Эдуарду Успенскому
Ознакомление с творчеством писателя (поэта) как средство воспитания положительного отношения к книге...
«Путешествие по страницам произведений Эдуарда Николаевича Успенского» (для детей с ОВЗ 4-6 лет )
Совместная работа педагогов, детей и их родителей над творческим наследием Эдуарда Успенского...
знакомство с творчеством Эдуарда Николаевича Успенского
Знакомство детей с писателем Успенским. С его произведениями и главными героями....