Лепбук "Остров сокровищ"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Тверскова Ирина Анатольевна

Постановка звука [р] от изолированного до предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx400.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской  

    области  основная общеобразовательная школа № 34 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

         Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования - «Детский сад №64»

Название: Доклад из опыта работы «Использование лепбука «Остров сокровищ» для постановки и автоматизации в речи звука Р »

        Автор:                

Учитель – логопед

1 квалификационной категории

Тверскова Ирина Анатольевна

                                                            тел: 8-927-261-77-32

                                                                                               

2023г.

Актуальность

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Речевое развитие в содержании программы по ФГОС включает владение речью как средством общения и культуры.

В связи с увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые, были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе интересное методическое пособие – лэпбук.    Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях, на столе.

        На мой взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда. При работе с детьми с ОНР лэпбук «Остров сокровищ» выполняют функцию развития речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.

        

         Такая интерактивная папка позволяет: пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов; ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков; формировать грамматические категории; развивать связную речь; формировать психологическую базу речи; совершенствовать мелкую моторику.

         Актуальность пособия «Остров сокровищ» обусловлена возможностью автоматизации звука [Р]. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместных видов взрослого и одного ребёнка.         Дидактическое пособие лэпбук «Остров сокровищ» представляет собой заламинированную папку формата А3. На страницах папки имеются различные конверты, карточки, в которых собрана информация по теме.

Цель:

-Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука [Р] с использованием дидактического пособия лэпбук.

Задачи:

Образовательные:

-Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Р], используя тематические карточки;

-Научить правильно проговаривать звук [Р] изолированно, в слогах, словах;

 -Обучать чтению слогов с использованием буквы Р, находить в словах нужный слог в разных позициях, как в начале слова, так и в середине слова;

-Определять место (позицию) звука [Р] в словах;

-Автоматизировать звук [Р] в предложениях, в цепных текстах с использованием наглядных схем;

-Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;

- Развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Найди все слова со звуком [Р]», называния накладываемых друг на друга контуров картинок со звуком [Р];

-Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных изображений (пособие «Собери букву Р»);

-Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

-Воспитывать усидчивость;

-Формировать самоконтроль за речью;

-Побуждать к активности в получении новых знаний;

-Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.

В лэпбуке собраны материалы по автоматизации звука [Р] для развивающих видов совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

- Полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

- Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участиемвзрослого как играющего партнера);

- Обладает дидактическими свойствами;

- Является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

- Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Методическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Пособие состоит из различных игр, которые помогут поэтапно закрепить звук [Р] от изолированного произношения до фразы.

Практическая часть

В лепбуке «Остров сокровищ» находятся  карточки, содержащие картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение, направленное на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности артикуляционных органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционные упражнения подготавливают ребенка к правильному произношению звуков. 

Упражнение МалярУпражнение ГрибокУпражнение ГармошкаУпражнение Лошадка

Для развития плавного целенаправленного ротового выдоха представлены игры: «Живые картинки», «Подводный мир». Эти игры используется на занятиях по формированию звукопроизношения на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Овладеть выдохом, точным по силе и направлению – это очень сложная для ребенка задача, на ее решение направлены следующие задания: «Подуй на картинку так, чтобы она не вылетела за границы игрового поля», «Дунь на Колобка так, чтобы он докатился сначала до Зайца, а затем до Волка». F:\фото доклад\2021-11\IMG_0859 (2).JPG     F:\фото доклад\2021-11\IMG_0858.JPG 

Для развития мелкой моторики рук я использую камешки «Марблс». Они положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию.

Для закрепления изолированного произношения звука [Р] используются «Дорожки-рычалки». Ребенок машинкой или собачкой (лежат в кармашке пособия), ведет по дорожке и тянет звук.

Для закрепления звука [р] в слогах подобраны «Ритмические ряды»

В игре «Что спрятано в рамке? ребенку предлагаются карточки с изображением моря и сундука. С помощью фонарика ребенок узнает, что находится в море, в сундуке. Игра направлена на закрепление звука [Р] в словах.

Также для закрепления звука [Р] в словах  подобраны «Морские загадки», игра «Узнай по тени».

В  игре «Слоговые вагончики» дети продолжают учиться делить слова  на слоги, четко проговаривая звук [Р]. 

Карточки «Читаем слова» способствуют обучение чтению, развитию зрительной и мелкой моторики.

       http://tmndetsady.ru/upload/news/2018/10/thumb_060a5b646a40aa03ea010b18560a0b2b.jpg

Игра «Солнышко, ладошка»  позволяет расширить словарный запас детей; развивает умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением; способствует развитию связной речи, внимания, памяти, мышления.

 Игра «2,5» направлена на закрепление звука [Р] в стечениях согласных в словосочетаниях. Ребенку предлагается назвать картинки на карточках.

2,5-согласование существительных с числительными  2,5. Ребенок берет в одну руку цифру 2, а в другую цифру-5. Подносит поочередно к карточке и согласовывает существительное с числительным. Например: два матроса, 5 матросов.

Игра «Мой, моя, мое, мои», рекомендованы для закрепления у детей навыков правильного согласования местоимений и прилагательных с существительными женского, мужского, среднего рода. И направлена на закрепление звука [Р] в стечениях согласных ТР, ДР

 В игре «Какой?» ребенок упражняется в произнесении звука [Р] в cловосочетаниях,  в умении подбирать определения к существительному.

Игры «Подбери картинку», «У пирата  на корабле» способствуют правильному произношению  звука [Р] в предложениях

Игра «Составь рассказ» направлена на закрепление звука [Р] в предложениях, на составление связного рассказа по сюжетным картинкам. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Задача логопеда вместе с родителями–заинтересовать ребенка так, чтобы он сам захотел участвовать в процессе коррекции речи. И для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой.Играя, ребенок получает широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения должны проводиться в спокойной и дружественной обстановке. Количество заданий, предлагаемых ребенку, должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда.

Каждый педагог может совершенствовать, дополнять и находить новые способы проведения предложенных игр, опираясь на свой творческий потенциал.

 Используемая литература:

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
  2. Комарова А.А. «Альбом для автоматизации звуков, в игровых упражнениях». Составь предложения- с.17;, Слово рассыпалось.

«Звуковая дорожка», автор: Андреева М.С, учитель-логопед с.Андреевск

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Дыбина, О.В. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты [Текст] / О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, А.Ю. Козлова, Е.А. Сидякина, // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014г. – № 1. – 220 – 223с.

2.Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, – М.: 2014г. – 567 с.

3.Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Союз, 2014г. – 218 с.

4.Левина, Р.Е. Нарушения развития речевой деятельности детей //Вопросы патологии речи / Р.Е Левина, – Харьков, 2015г. – 23 – 28 с.

5. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы) / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982г.

6.Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. -- Ярославль: «Академия развития», 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе "В поисках Осторова Сокровищ"

Праздник на воде с детьми старшей группы «В поисках Острова Сокровищ» Цель: Организация здорового образа жизни детей. Задачи:  закреплять умение держаться на воде на груди и на спине,  ...

"Путешествие по карте сокровищ"

Учить детей составлять изображение из частей по схеме, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.  Закреплять умение детей обозначать положение того или иного чело...

Конспект занятия в старшей группе "В поисках острова Сокровищ"

Материал представляет собой авторскую разработку развлечения на воде с детьми старшей группы....

Игра по станциям " В поисках сокровищ"

Увлекательная игра по станциям под руководством воспитателей, физ. руководителя, логопеда и обязательно мед. работника. Игру можно проводить как в помещении так и в лесу. В игре могут участвовать и ро...

Карта сокровищ

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе...