Консультация для родителей "Фонематический слух. Важно ли это?""
консультация по логопедии (старшая группа)
Варианты игр, чтобы узнать о степени развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fanematicheskiy_sluh._vazhno_li_eto.docx | 140.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Фонематический слух. Важно ли это?
Слух - это важнейшая особенность организма. Он присущ не только человеку, но и многим животным. Он помогает сохранить ориентацию в пространстве. Это так же важно для организма, как наличие рук или ног. Если слух отсутствует, человек получает инвалидность. Существует мнение, что ребёнок рождается с абсолютным слухом, но если это умение не поддерживать, его «абсолютность» исчезает. Что же останется? Как же не давать слуху снизиться? Об этом стоит поговорить.
Что такое абсолютный слух? Это максимальное развитие всех его сторон. Почему некоторые дети говорят сразу чисто, а другим приходится потеть на занятиях с логопедом? Почему у некоторых людей есть музыкальный слух, а другим «медведь на ухо наступил»? Почему количество людей с развитым музыкальным слухом довольно-таки небольшое, если сравнивать с количеством правильно говорящих людей? Всё зависит от того, какие звуки окружали ребёнка.
Слух ребёнка начинает развиваться во время беременности матери. Ещё находясь в утробе матери, малыш слышит её сердцебиение, шум, создаваемый движением крови по сосудам, громкие звуки, доносящиеся снаружи. Когда он родится, количество звуков увеличится в десятки тысяч раз. Все эти звуки сливаются в один монотонный шум, среди которого ребёнок различает свой плач. Вот почему слух считается абсолютным. Ребёнок слышит всё, даже то, на что мы не обращаем внимания. Взрослые умеют сосредоточиваться на тех звуках, которые важны в данный момент, не обращая внимания на сопутствующие. У новорождённого слуховое внимание не развито. Этому предстоит научиться в ближайшее время. За разделение шума на звуки и отвечает фонематический слух. В первую очередь ребёнок научится выделять звуки, которые повторяются часто. Одним из первых достижений будет выделение маминого голоса, изучение его интонации. Часто его использование в общении с ребёнком его имени позволит ему запомнить это слово. Он ещё не будет знать, что его так зовут, но то, что этот набор звуков говорит о нём, поймёт точно. Вот так с первых минут жизни ребёнок развивает свои фонематические процессы.
Если в этот период ребёнок будет часто слышать музыку, она станет его неотъемлемой частью. Когда мама поёт колыбельную песню и в такт укачивает ребёнка, у него развивается чувство ритма. Когда малыш подрастает, можно потанцевать с ним на руках. Пусть учится двигаться в такт музыке. Если мама в своё время это сделала, она помогла своему ребёнку понять значение музыки, научила его слышать мелодию, выделять в ней сильные и слабые доли, весёлый и грустный характер. Это и есть что иное, как музыкальный слух. Если он развился в младенчестве (что, согласитесь, не так уж сложно), никуда он уже не денется, музыкальный слух останется на всю жизнь, даже если ребёнок не будет музыкантом.
Что же будет с ребёнком, если ничего не развивать? Например, слышащий ребёнок родился у глухонемых родителей. Речевые звуки слышит редко (на улице, в поликлинике), а значит не чувствует их важность, а потому не умеет их различать, а тем более пользоваться (до попадания в постоянную речевую среду такие дети не умеют разговаривать). Немного лучше положение у детей, которые растут в доме малютки. Они речь слышат, но в недостаточном количестве. Конечно же, о музыкальном слухе таких детей и говорить не приходится. Из-за недоразвитого фонематического слуха практически все дети отстают в речевом развитии, у них нарушена звукопроизносительная сторона.
Задумайтесь, почему совершенствовать знания иностранного языка лучше в той стране, где все говорят на нём? Нужно побывать в речевой среде изучаемого языка, чтобы уловить его характерные черты и научиться им подражать.
Если у ребёнка нет анатомических изъянов артикуляционного аппарата, если не нарушена его иннервация, проблем со звукопроизносительной стороной речи не будет при условии развитого фонематического слуха. Как ребёнок учится говорить? Глядя на артикуляцию взрослых, пытается по подражанию создать звук. Прислушивается к нему, сравнивает с правильным вариантом, а потом тренируется, пока не получится необходимый звук. А если он не умеет вслушиваться, не может найти необходимую интонацию, не видит различий в правильном и неправильном произношении, он не будет пытаться совершенствовать свои умения. Если ребёнок не может установить очерёдность звуков в слове на слух, он не сможет его написать или напишет, но поменяв слоги местами, перепутав похожие звуки между собой. Так важно ли иметь развитый фонематический слух? Думаю, да. Надеюсь, что и у вас, уважаемые родители, другого ответа не будет.
Как же узнать о степени развития фонематических процессов вашего ребёнка? Предложите ему игры, описанные ниже. Их можно использовать как диагностические, так и развивающие. Не стоит забывать о возрасте. Если вашему малышу, и он не справляется с последним заданием, ничего страшного, а вот если ребёнку пора идти в школу, а он не осилил и половины, нужно срочно начинать занятия. И не обязательно с логопедом, здесь родители могут справиться самостоятельно. Главное – захотеть помочь своему ребёнку.
Итак, первый этап заключается в обучении различать неречевые звуки, то есть те, которые мы слышим, но не умеем произносить.
Что звучит?
В этой игре есть три этапа по сложности различения звуков:
- Барабан, колокольчик или погремушка?
- Связка ключей, деревянные ложки или шелест бумаги?
- Запакованные в коробочку макароны, рис или манка?
Солнце – дождик.
Взрослый говорит ребёнку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит солнышко (при этом взрослый тихонько звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошёл дождь (при этом он сильно ударяет в бубен и просит ребёнка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
Угадай, что нужно делать?
У ребёнка в руке флажок. Если взрослый ударяет сильно в бубен, ребёнок поднимает вверх флажок и машет им. Если ударяет тихо, руки лежат на коленях.
Угадай, на чём играю?
Взрослый знакомит ребёнка с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, бубном, пианино, дудочкой, свистком. Демонстрирует их звучание. Затем убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из них, просит ребёнка угадать, что звучало.
Слышим звон и знаем, где он.
Попросите ребёнка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
Только после того как ребёнок легко и непринуждённо сможет различать неречевые звуки, можно переходить к более сложным упражнениям. Даём элементарное представление о звуке. Объясняем, что один и тот же звук может звучать по-разному.
А-А-А – покажи горло врачу
А-А-А – покачай куклу
А-А-А - тебе больно
О-О-О – стонет бабушка
О-О-О – потянулся папа
О-О-О - поёт певец
Сначала ребёнок сам учится воспроизводить звук, а потом за него это делает взрослый, а он отгадывает, что в данный момент происходит.
Кто так умеет.
На столе лежат игрушки: барабан, часы, молоток, поезд. Взрослый объясняет, что каждый их них умеет издавать определённый звук: барабан – бам – бам - бам, часы – тик – тик – тик, поезд – чух-чух-чух.
Потом просит ребёнка показать, на что похож звук «бам-бам-бам»?
Отгадай, кто говорит?
В гости пришли животные: кошка с котёнком, собака со щенком, мышь с мышонком, утка с утёнком. Продемонстрируйте, кто как говорит (мама-более грубым голосом, ребёнок – тоненьким). А потом играем в прятки: все сидят тихо, и вдруг кто-то заговорил. Сначала пусть ребёнок выступит в роли животных, а потом он будет отгадывать.
Три медведя.
Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка произносят одну и туже фразу: «Кто ел мою кашу?» - разными голосами. Потом ребёнок, не видя героев, должен угадать, кто говорит в данный момент.
От звукоподражаний переходим к словам.
Горячий – холодный.
Эта игра очень напоминает игру «Съедобное – несъедобное». Нужно поймать мяч на услышанное слово «холодный» или оттолкнуть на слово «горячий».
Один – много
На столе лежат картинки с изображением предметов, обозначенных словами в форме единственного и множественного числа. Например, на одной картине изображена конфета, а на другой конфеты (чашка, чашки, мяч, мячи, окно, окна и т. д.). Спрашиваем: «Где чашка? Где окна?» Если ребёнок справится с этим заданием, значит, он выделил последний звук в слове. Это уже начало звукового анализа.
Для того чтобы ребёнку было легче ориентироваться в потоке звуков, нужно ему объяснить, как получается звук. В его образовании принимают участие губы, зубы, язык. Чтобы это увидеть, понадобится зеркало. Теперь можно попробовать выделить звук в потоке произносимых. Сначала пусть ребёнок следит за вашей артикуляцией, постепенно делайте её менее выразительной и, в конце концов, прикройте рот или отвернитесь, чтобы в определении звука участвовал только слух. Начинать нужно с гласных, которые можно произнести протяжно:
Найди А среди букв: У, А, О, И, Р, С, Э, А, М, А
Найди Ш среди букв: А, О, Ш, С, У, Ш, О, Н, Ш
Если ребёнок справляется с заданием, можно предложить ему несколько слов для анализа с первым гласным звуком. Сначала пусть первый звук будет ударным, потом безударным, а затем придёт время и согласных.
Например: если услышишь звук А, хлопни в ладоши.
МИР, СТОЛ, АНЯ, СУП АСТРА, БОРЩ, АЛЛА
АНАНАС, ДОМ, АВТОБУС, СОК, РУКИ, АНТОН
Как только ребёнок научился выделять первый звук в словах, можно в виде закрепления выполнить графический диктант, смысл которого состоит в том, чтобы раскрасить клеточку в правильный цвет. Название цвета будет зависеть от первого звука произнесённого слова, например, «ракета». Понадобится лист, расчерченный на квадратики 8 на 9, карандаши синего и зелёного цветов. Если слово начинается на Б, БЬ, значит, цвет клеточки белый, т.е. закрашивать её не нужно, просто пропускаем.
- Саранча, сок, собака, стол, бегать, снег, стул, самокат, сад;
- Смелый, сильный, строгий, батон, бизон, бор, слово, свежий, сложный;
- Столб, сезон, свет, белка, жизнь, бак, слёзы, Саша, сутки;
- Сумка, соль, сазан, бомба, буря, баня, слон, самолёт, сова;
- Самосвал, Сеня, стадо, бабушка, живот, бок, слепой, солёный, сладкий;
- Салют, баран, сапоги, буква, билет, солнце, блестит, слива;
- Слив, бодаться, будет, Боря, боль, балет, бал, баритон, смеяться;
- Бочка, банка, ступа, слёзы, сверло, сметана, батарея, борщ.
После таких упражнений самое время поработать над слуховой памятью. Что это такое? Это способность упорядочивать услышанные звуки, составляя из них слова. Мы используем этот вид памяти каждый день и не только в момент обращения, но и при написании слов. Например, вы хотите написать слово «ёжик». Практически любой взрослый человек может его написать без ошибок, при этом даже с закрытыми глазами и думая о совершенно другом. Почему-то все взрослые быстро забывают, как это же слово они в первом классе писали 10 минут! Ребёнок в уме разложил это слово на звуки: (ЙЬ ожык). Вспомнил, что Й и О объединяются в букву «Ё», что после «Ж» никогда не пишется буква «Ы». И в момент такой серьёзной работы мозга ребёнок старается выводить буквы в своей тетради. Вот сколько сил мы затрачиваем для того, чтобы написать такое короткое, и, казалось бы, лёгкое слово. Но ребёнку было бы ещё тяжелее, если бы он был не в состоянии сделать самый первый шаг – разложение слова на звуки. Здесь можно услышать не только наличие звука в слове, но и порядок звуков в слове. К сожалению, многие дети, приходят в школу, не умея этого делать. И если ребёнок начнёт писать слова, не умея делать звуковой анализ, ему грозит дисграфия. А её преодолеть намного тяжелее, чем развивать фонематические процессы. Итак, приводим первое упражнение на концентрацию слухового внимания и развитие слуховой памяти.
Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
Мак-бак-так
Ток-тук-так
Бык-бак-бок
Дам-дом-дым
Молоток-каток-поток
Батон-бутон-бетон
Будка-дудка-утка
Клетка-плётка-плёнка
Или предложите ребёнку послушать четыре слова и выбрать из них то, которое отличается от остальных:
Канава-канава-какао-канава
Ком-ком-кот-ком
Билет-балет-билет-билет
Дудка-будка-дудка-дудка
Важно научить детей подбирать рифмы. Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов. Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.
Футбол.
Представьте, что вы пришли на стадион. Ребёнок – болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова: по-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско-рей, спе-шу, у-ра.
Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов), учим сравнивать слова по слоговому составу.
Следующим заданием на пути к умению подбирать рифму будет игра «Третий лишний»
Третий лишний.
Из трёх слов названных взрослым, ребёнок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на два остальных.
Мак-бак- банан
Сом-индюк-ком
Лимон- вагон-кот
Так – рак-веник
После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.
Два брюшка и четыре ушка
Все зовут её…(подушка).
Никуда не спешит,
Никогда не бежит,
Под панцирем без страха
Гуляет…(черепаха).
Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха. Возможно, многое из изложенного здесь вы знаете, уже использовали в игре со своим ребёнком, даже не подозревая, что в ходе этой игры занимаетесь его развитием. Наверняка вы играли в «Города», где нужно придумывать названия городов на последнюю букву названия предыдущего города, или «Слова», в ходе которой можно называть по тому же принципу любые слова, кроме собственных имён. Эти игры очень известны, потому что скрашивают досуг людей любого возраста. Но если разобраться, это очень сложная обучающая игра. Ведь в ходе этой игры ребёнок учится выделять первый и последний звук в словах, расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление.
Все игры, изложенные выше, очень просты и доступны даже самым маленьким детям, но по своей значимости не уступают обучению чтению и письму. Начните с простого, чтобы потом не было проблем с обучением сложному.
Материал подготовила учитель – логопед:
Мальцева Ольга Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ "Развитие фонематического слуха у детей"
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звук...
Консультация: "Развитие музыкального слуха"
«В детях с самых ранних лет должно развиватьсячувство изящного, как один из первейших элементовчеловечности. Влияние музыки благодатно, и чемраньше они начнут испытывать его на себе - тем ...
Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?» (Консультация для родителей)
Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»(Консультация для родителей) Сказка устно создавалась и передавалась из поколения в поколение. Сказка...
Развиваем фонематический слух. Важный этап в подготовке к обучению чтению.
Развиваем фонематический слухВажный этап в подготовке к обучению чтению Одним из важных подготовительных этапов к обучению чтению и письму является развитие фо...
Консультация родителям: Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...
Консультация " Развивать фонематический слух - это важно!"
Значение развтия фонематического слуха в формировании звуковой культуры речи...
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – важная основа правильной и грамотной речи.
Фонематический слух - способность человека слышать и распознавать звуки речи. ребёнку он очень необходим, чтобы не было в дальнейшем проблем в школе....