Консультация для родителей «Активизация речемыслительной деятельности у дошкольников как важного фактора готовности к школьному обучению».
консультация по логопедии

Татаренцева Евгения Владимировна

Консультация для родителей: «Активизация речемыслительной деятельности у дошкольников как важного фактора готовности к школьному обучению».

 

Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением всех психических процессов и функций. Правильно считать, что критерием качества речи ребенка, его речевой зрелости, являются не столько отдельные количественные накопления в речевом развитии, сколько существенные качественные показатели, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника. Иными словами, важно не то, сколько слов употребил ребенок в своем высказывании, а насколько действенным это высказывание является для собеседника и насколько отвечает целям вербального поведения ребенка. Понятие развития речемыслительной деятельности включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе. Медленно читающий, долго думающий, трудно запоминающий ребенок не может сосредоточиться на задании, выслушать его полностью, вдуматься в его смысл: что требуется выполнить и как это сделать? И это не потому, что он «неспособный», а лишь по той причине, что не успевает прочитать задание или продумать услышанное, вникнуть в детали инструкции. Такого ребенка отличает неспособность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. У него не развивается способность классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями. Эти особенности приводят его к раздражительности, срывам в поведении, к росту его зависимости от других, к потребности в помощи. В связи с этим перед родителями встает задача, заключающаяся в том, чтобы своевременно заметить эти проблемы, найти нужные слова и примеры, которые помогут ребенку преодолеть трудности и не потерять интереса к учению. Если ребенок теряет потребность в познании, это ограничивает возможности его развития. Увлеченный чем-либо ребенок забывает и о голоде, и об усталости. А тот, у которого что-то не ладится и кто не получает помощи, замыкается в себе, усугубляя свое положение. А как легкомысленны могут быть мамы и папы, отмахиваясь от проблем ребенка на том основании, что сами они были такими же и никто их не учил, и ничего — научились. Общеизвестна способность бабушек и дедушек баловать внуков, но если бы они задумались о том, что, жалея ребенка, стараясь ему помочь, многое в его воспитании они могут поставить с ног на голову! Очень часто в процессе подготовки уроков они не учат ребенка искать решение, а сами за него это делают, оставляя малышу лишь механическую работу: переписать уже исправленный текст, сосчитать уже определенные величины, обвести рисунок и т. д. Родителям и родным следовало бы избегать такой «помощи». Речь возникает вместе с возникновением сознания — высшей, специфически человеческой формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление, характеризующееся именно тем, что оно отражает действительность в понятиях, т. е. в обобщениях, которые оформляются и закрепляются в слове. Та трудность, которую мы переживаем при выражении мысли во внешней речи, вовсе не есть трудность только самой речи. Эта трудность является трудностью оформления данной мысли вербально, в словах. Оформить ее так, чтобы сделать понятной для другого, это значит сделать ее вполне ясной и для самого себя. Чем более неясной является для нас наша мысль, тем труднее выразить ее словами, и наоборот. Поэтому нельзя не придавать значения тому, как выражается мысль в словах. Это особенно нужно иметь в виду при обучении и воспитании. Правильность и развернутость высказываний важны не только для воспитания речи детей, но и для развития мышления, воспитания у них умения логически оформлять и развивать свою мысль, формируя таким образом рассуждающее (логическое) мышление. Для активизации мышления необходимо проводить такие виды работ: • развитие познавательной активности; • развитие внимания, памяти, временны́х представлений; • формирование мыслительных операций сравнения и обобщения; • развитие способностей к установлению и пониманию причинно-следственных связей между предметами и явлениями; Для активизации словаря можно использовать такие виды работ: • отгадывание предметов по описанию. • сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству; • подбор синонимов и антонимов к определенным словам; • подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, фары; дно, носик, крышка — чайник). Проводится с опорой на конструктивную деятельность; • толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря; бьется стекло, сердце, ученик над задачей, птица; холодная погода, рука, вода, снежинка); • объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок; • пересказ рассказа: Для активизации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы: • развивать подражательную деятельность в бытовых ситуациях. • разыгрывать сценки с ситуативным общением, проводить ролевые игры (врач — больной, учитель — ученик, продавец — покупатель); • активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка; • расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью; • насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина); • создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы. И главное, хотим вам напомнить: никого ничему нельзя научить, можно только помочь научиться (научиться учиться); чтобы добиться успеха в работе, надо сделать ее интересной, эмоциональной, наглядной; проводить ее систематически и системно; отмечать достижения ребенка (незнание не наказывается, стимулируется стремление к знаниям). Приятного вам общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Активизация речемыслительной деятельности у дошкольников как важного фактора готовности к школьному обучению». 

Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением всех психических процессов и функций. Правильно считать, что критерием качества речи ребенка, его речевой зрелости, являются не столько отдельные количественные накопления в речевом развитии, сколько существенные качественные показатели, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника. Иными словами, важно не то, сколько слов употребил ребенок в своем высказывании, а насколько действенным это высказывание является для собеседника и насколько отвечает целям вербального поведения ребенка. Понятие развития речемыслительной деятельности включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе. Медленно читающий, долго думающий, трудно запоминающий ребенок не может сосредоточиться на задании, выслушать его полностью, вдуматься в его смысл: что требуется выполнить и как это сделать? И это не потому, что он «неспособный», а лишь по той причине, что не успевает прочитать задание или продумать услышанное, вникнуть в детали инструкции. Такого ребенка отличает неспособность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. У него не развивается способность классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями. Эти особенности приводят его к раздражительности, срывам в поведении, к росту его зависимости от других, к потребности в помощи. В связи с этим перед родителями встает задача, заключающаяся в том, чтобы своевременно заметить эти проблемы, найти нужные слова и примеры, которые помогут ребенку преодолеть трудности и не потерять интереса к учению. Если ребенок теряет потребность в познании, это ограничивает возможности его развития. Увлеченный чем-либо ребенок забывает и о голоде, и об усталости. А тот, у которого что-то не ладится и кто не получает помощи, замыкается в себе, усугубляя свое положение. А как легкомысленны могут быть мамы и папы, отмахиваясь от проблем ребенка на том основании, что сами они были такими же и никто их не учил, и ничего — научились. Общеизвестна способность бабушек и дедушек баловать внуков, но если бы они задумались о том, что, жалея ребенка, стараясь ему помочь, многое в его воспитании они могут поставить с ног на голову! Очень часто в процессе подготовки уроков они не учат ребенка искать решение, а сами за него это делают, оставляя малышу лишь механическую работу: переписать уже исправленный текст, сосчитать уже определенные величины, обвести рисунок и т. д. Родителям и родным следовало бы избегать такой «помощи». Речь возникает вместе с возникновением сознания — высшей, специфически человеческой формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление, характеризующееся именно тем, что оно отражает действительность в понятиях, т. е. в обобщениях, которые оформляются и закрепляются в слове. Та трудность, которую мы переживаем при выражении мысли во внешней речи, вовсе не есть трудность только самой речи. Эта трудность является трудностью оформления данной мысли вербально, в словах. Оформить ее так, чтобы сделать понятной для другого, это значит сделать ее вполне ясной и для самого себя. Чем более неясной является для нас наша мысль, тем труднее выразить ее словами, и наоборот. Поэтому нельзя не придавать значения тому, как выражается мысль в словах. Это особенно нужно иметь в виду при обучении и воспитании. Правильность и развернутость высказываний важны не только для воспитания речи детей, но и для развития мышления, воспитания у них умения логически оформлять и развивать свою мысль, формируя таким образом рассуждающее (логическое) мышление. Для активизации мышления необходимо проводить такие виды работ: • развитие познавательной активности; • развитие внимания, памяти, временны́х представлений; • формирование мыслительных операций сравнения и обобщения; • развитие способностей к установлению и пониманию причинно-следственных связей между предметами и явлениями; Для активизации словаря можно использовать такие виды работ: • отгадывание предметов по описанию. • сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству; • подбор синонимов и антонимов к определенным словам; • подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, фары; дно, носик, крышка — чайник). Проводится с опорой на конструктивную деятельность; • толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря; бьется стекло, сердце, ученик над задачей, птица; холодная погода, рука, вода, снежинка); • объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок; • пересказ рассказа: Для активизации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы: • развивать подражательную деятельность в бытовых ситуациях. • разыгрывать сценки с ситуативным общением, проводить ролевые игры (врач — больной, учитель — ученик, продавец — покупатель); • активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка; • расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью; • насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина); • создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы. И главное, хотим вам напомнить: никого ничему нельзя научить, можно только помочь научиться (научиться учиться); чтобы добиться успеха в работе, надо сделать ее интересной, эмоциональной, наглядной; проводить ее систематически и системно; отмечать достижения ребенка (незнание не наказывается, стимулируется стремление к знаниям). Приятного вам общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация речемыслительной деятельности у дошкольников как важного фактора готовности к школьному обучению»

Понятие развития речемыслительной деятельности  включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. От уровн...

Семинар-практикум с родителями старшей и подготовительной группы на тему: "Социально-психологическая готовность к школьному обучению"

Обеспечение родителей знаниями по проблемам подготовки и адаптации к обучению в школе. Обучение в режиме тренинга продуктивному взаимодействию с детьми....

Развитие мелкой моторики рук дошкольника как важнейший этап подготовки к школьному обучению

Развитие мелкой моторики рук дошкольника как важнейший этап подготовки к школьному обучению...

Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"

«Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»                                ...

Развитие мелкой моторики руки как важный фактор готовности к школьному обучению

В статье расскрывается значимость подготовки руки дошкольников к овладению письмом. Говорится о письме как особой графической деятельности, необходимой в школьном обучении....

Консультация для родителей "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"

Консультация для родителей "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"...

Консультация для родителей «Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению».

Консультация для родителей «Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»....