Развитие мелкой моторики руки как важный фактор готовности к школьному обучению
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Ирина Владимирская

В статье расскрывается значимость подготовки руки дошкольников к овладению письмом. Говорится о письме как особой графической деятельности, необходимой в школьном обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  РУКИ  КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР  ГОТОВНОСТИ  К  ШКОЛЬНОМУ  ОБУЧЕНИЮ

Подготовил учитель-логопед МАДОУ №13 г. Химки Евсюкова И.В.

Готовность к обучению в школе выделяют три тесно связанных аспекта: физиологический, личностный (социально–психологический) и психологический. Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе. Психологическая готовность к школе влияет на мотивацию, познавательные процессы (внимание, восприятие, мышление, воображение, память), произвольную сферу, развитие мелкой ручной моторики. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием.

Наряду с общей физической подготовкой требуется, чтобы у будущих первоклассников была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу даст большую нагрузку на кисти ребёнка – при обучении письму. В подготовительный период главной задачей является, как сказано в школьной программе, «подготовка кисти руки и мелких мышц пальцев к письму с помощью упражнений в обводке и штриховке контуров, соединении линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки». Готовность ребёнка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и в тоже время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Умение выполнять мелкие движения с предметами развиваются в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте эта работа должна стать важной частью подготовки к школе и подходящим периодом для развития кисти руки. Чтобы подготовить ребёнка к школе, нужно развивать не только те отделы опорно-двигательной системы, которые обеспечивают графическую деятельность и выполнение письменных упражнений, важно создать также условия для полноценного физического развития ребёнка, обеспечить необходимую для этого двигательную активность. Движение – главное условие нормального роста и развития организма. У подвижного ребёнка, как правило, крепкий сон, ровное, весёлое настроение, он более вынослив и меньше устаёт. Малоподвижные, пассивные дети отстают от сверстников в развитии, часто болеют, плохо учатся. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуют их нормальному росту. В дошкольном возрасте необходимо развивать и поддерживать у детей потребность в движении, формировать навыки ходьбы, бега, лазанья, метания, плавания.

Зрительно–моторная координация также является одной из составляющих «готовности к школе». Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому – то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз.

В своей работе я уделяю большое внимание подготовке руки дошкольников к овладению письмом. Под руководством учителя-логопеда и воспитателей дети логопедических групп приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебного труда: рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом

и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения. И только письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно недоступно. Вместе с тем подготовка к письму осуществляется через созданный в этом году проект «Умелый карандаш», направленный на развитие тонких движений руки и рекомендуется на дошкольном этапе воспитания и обучения, активно используя доступные средства. В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости. Ведь письмо – это базовый навык, то есть навык, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребёнок, не освоивший его во время, непременно будет отставать в учёбе. Вот почему важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – сложный координированный навык, требующий сложенной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Поэтому видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребёнка, в дошкольный период.

  1.  С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребёнка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития.
  2.  С другой – готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребёнка к обучению в школе.

         Письмо – особая графическая деятельность, и овладеть ею можно только в процессе графических упражнений. Но специально подобранные физические упражнения будут способствовать совершенствованию у ребёнка координации движений, научат ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, разовьют руку – то есть дадут ему всё, что необходимо для спешного овладения этим сложным навыком. Подготовка детей к овладению графикой письма является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика.

Организация всей жизни ребёнка идёт таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, то есть качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму. Эти движения развиваются у ребёнка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если специально не упражнять руку ребёнка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения. В раннем и дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного контроля. В преддошкольном возрасте наблюдаются первые действия с карандашом на основании двигательной расторможенности: размашистые движения без попытки зрительного контроля. В дошкольном возрасте у ребёнка появляется зрительный, хотя и недостаточно совершенный, контроль за движением карандаша в процессе рисования. Уже в дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, словесного объяснения. В случае недостаточности указанных приёмов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения их руки взрослыми. Рука как рабочий орган должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений или «ручная умелость» невозможна без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков и т.д. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи ребенка, но и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития. А также готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Для чего нужно развивать мелкую моторику рук детей. Значение мелкой моторики рук детей в структуре готовности к школе....

«Активизация речемыслительной деятельности у дошкольников как важного фактора готовности к школьному обучению»

Понятие развития речемыслительной деятельности  включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. От уровн...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №93  г.Карталы»...

Развитие мелкой моторики ребёнка как показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Развитие мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к письму. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию....

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...

Проект «Развитие мелкой моторики как один из показателей готовности дошкольника к обучению школе»

Проблема  развития  мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.Развитие тонкой моторики является важным показ...

Консультация для родителей «Активизация речемыслительной деятельности у дошкольников как важного фактора готовности к школьному обучению».

Консультация для родителей: «Активизация речемыслительной деятельности у дошкольников как важного фактора готовности к школьному обучению». Развитие речи представляет собой сложный мн...