Актуализация лексики дошкольников методом ассоциаций.
статья по логопедии (старшая группа)
Актуализация лексики дошкольников методом ассоциаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед: Волганова А.В. | |
Актуализация лексики дошкольников методом ассоциаций. Развитие словаря дошкольников у детей с ОНР является одной из приоритетных задач. Мы, логопеды, сталкиваемся с тем, что у ребенка с общим недоразвитием речи, очень бедный словарный запас. Дети не умеют пересказывать, им трудно выучить стихотворение, в их речи много аграмматизмов. Словарь является фундаментом развития всех компонентов речи. Сделать работу по обогащению лексики ребенка более интересной, продуктивной помогает использование такого игрового ассоциативного приема, как составление синквейна. С его помощью на любом этапе изучения лексической темы мы можем проверить что находится у ребенка на уровне ассоциаций. Что же такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского «пять» и означает стихотворение. Синквейн – стихотворная форма, состоящая из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это стих, написанный по следующим правилам: Первая строка – одно существительное выражающее главную тему. Вторая строка – два прилагательных. Это описание признаков предмета и его свойств. Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающих действие предмета. Четвертая строка – предложение, фраза несущая определенный смысл. Пятая строка – вывод — одно (иногда два) слова. Выражение своих чувств, ассоциаций связанных с предметом. Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хоку. Это маленький стих состоящий из трех строк без рифмы. Как же я строю работу с этим приемом? В начале работы детям целесообразно предлагать готовые синквейны для прослушивания, например: Зима Красивая, снежная Морозит, засыпает, сверкает Снег засыпал дорожки. Холодно. Затем я веду работу по следующему алгоритму. На первом этапе вводится понятие: слово-предмет, предъявляется модель – существительное, актуализируется номинативная лексика. Схема модель-существительное Кто это? ёжик (заяц, медведь) Что это? зима (листопад, лес) Второй этап. На нем происходит расширение словаря прилагательных. Дети учатся составлять словосочетания, например: Ежик какой? (колючий, маленький) Заяц какой? (пугливый, шустрый) Схема модель-прилагательное На третьем этапе ведется работа над предикативной лексикой. Появляется модель — действия предмета: Схема модель-глагол Ежик что делает? Бегает, спит, собирает На четвертом этапе дети учатся составлять предложения о предъявленном предмете. Кто? Какой? Что делаетет? Далее детям предъявляется схема составления синквейна (стиха), сначала в виде картинок: Когда дети овладевают составлением синквейна по картинке им предлагается алгоритм составления стиха (синквейна) Предмет (тема) – одно слово-существительное. Два прилагательных по теме. Три глагола по теме. Предложение по теме. Ассоциация по теме: одно слово-предмет (или свое отношение) Почему я беру именно такие схемы-модели? Это связанно с тем, что в дальнейшем, работая в школе, над разбором предложения дети с легкостью и без ошибок находят все члены предложения. И я не раз слышала слова благодарности от учителей начальных классов. Вы можете попробовать свои обозначения и сделать как будет удобно вам и вашим воспитанникам. Вот несколько примеров синквейнов составленные моими воспитанниками: Лось рогатый, сильный пьет, ест, гуляет Лось пьет воду из реки. Испуг, смелость. (Арсений, 6лет) Колобок Круглый, добрый Катится, поет, печется Веселый колобок поет песни. Смешно. (Кирилл , 6 лет) При составлении первых синквейнов строгое соблюдение правил не обязательно. Дети могут сказать не два, а три прилагательных, или составить предложение из трех, пяти и более слов, а свое отношение в пятой строчке стиха могут выразить двумя или тремя словами. Так же первые синквейны могут быть коллективными, а логопед на этом этапе помогает своими вопросами. Постепенно дети привыкают к правилам составления синквейна. Придумывание нерифмованных стихов превращается в игру. Составлять с детьми такие стихи весело, полезно и интересно. У детей развивается мышление, память, интерес к окружающему миру, а главное – увеличивается и обогащается словарный запас, развивается речь. Когда дети хорошо овладевают техникой составления синквейна можно предлагать их сочинения как итог изучения какой-то лексической темы, например «Одежда», «Животные» и т. п. А можно и наоборот, составлять синквейны в начале изучения лексической темы, чтобы проверить, что дети уже знают. Проанализировав эти данные можно корректировать ход изучения темы. В чем же эффективность этого приема?
Попробуйте поиграть с детьми в такие стихи! Уверенна у вас все получится! А какой заряд энергии, позитива получат дети и вы от совместного творчества! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/14/picture-108721-1686730409.jpg)
Коррекция тревожности у дошкольников методом игровой терапии.
Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он м...
Характеристика внимания и памяти дошкольников. Методы развития внимания и памяти дошкольников (игры и упражнения)
Методы развития внимания и памяти дошкольников (игры и упражнения)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/14/picture-946965-1505353250.jpg)
мастер-класс "Развитие зрительной памяти у дошкольников через ассоциации"
Один из способов запомнить факт – ассоциировать его с каким-либо другим фактом. "Все, что возникает в сознании, - говорит профессор Уильям Джеймс, - должно быть внесено в него, а будучи вне...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-971594-1510312643.jpg)
Развитие лексики дошкольников при помощи педагогической песочницы.
Аннотация. В статье рассматриваются нетрадиционные методы развития лексики дошкольников при помощи педагогической песочницы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499544-1413402754.jpg)
«Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря у обучающихся с нарушением слуха». План работы по самообразованию.
Тема самообразования: «Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря у обучающихся с нарушением слуха».Цель самообразования: повышение методологиче...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-971594-1510312643.jpg)
Развитие лексики дошкольников при помощи педагогической песочницы.
Аннотация.В статье рассматриваются нетрадиционные методы развития лексики дошкольников при помощи педагогической песочницы. Ключевые слова. Речевая компетентность, развивающее обучение, педагогическая...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/14/picture-1265575-1600070300.jpg)
Развитие лексики дошкольников в системе Монтессори-педагогики
В статье ракссматривается методика развития лексики дошкольников по системе Монтнссори-педагогики....