Актуализация лексики дошкольников методом ассоциаций.
статья по логопедии (старшая группа)

Актуализация лексики дошкольников методом ассоциаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_ns_portala_3.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуализация лексики дошкольников методом ассоциаций.

Учитель-логопед: Волганова А.В.

Актуализация лексики дошкольников методом ассоциаций.

Развитие словаря дошкольников у детей с ОНР является одной из приоритетных задач. Мы, логопеды, сталкиваемся с тем, что у ребенка с общим недоразвитием речи, очень бедный словарный запас. Дети не умеют пересказывать, им трудно выучить стихотворение, в их речи много аграмматизмов. Словарь является фундаментом развития всех компонентов речи. Сделать работу по обогащению лексики ребенка более интересной, продуктивной помогает использование такого игрового ассоциативного приема, как составление синквейна. С его помощью на любом этапе изучения лексической темы мы можем проверить что находится у ребенка на уровне ассоциаций.

Что же такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского «пять» и означает стихотворение.

Синквейн – стихотворная форма, состоящая из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это стих, написанный по следующим правилам:

Первая строка – одно существительное выражающее главную тему.

Вторая строка – два прилагательных. Это описание признаков предмета и его свойств.

Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающих действие предмета.

Четвертая строка – предложение, фраза несущая определенный смысл.

Пятая строка – вывод — одно (иногда два) слова. Выражение своих чувств, ассоциаций связанных с предметом.

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хоку. Это маленький стих состоящий из трех строк без рифмы.

Как же я строю работу с этим приемом? В начале работы детям целесообразно предлагать готовые синквейны для прослушивания, например:

Зима

Красивая, снежная

Морозит, засыпает, сверкает

Снег засыпал дорожки.

Холодно.

Затем я веду работу по следующему алгоритму.

На первом этапе вводится понятие: слово-предмет, предъявляется модель – существительное, актуализируется номинативная лексика.

Схема модель-существительное

Кто это? ёжик (заяц, медведь) Что это? зима (листопад, лес)

Второй этап. На нем происходит расширение словаря прилагательных. Дети учатся составлять словосочетания, например:

Ежик какой? (колючий, маленький)

Заяц какой? (пугливый, шустрый)

Схема модель-прилагательное

На третьем этапе ведется работа над предикативной лексикой. Появляется модель — действия предмета:

Схема модель-глагол

Ежик что делает? Бегает, спит, собирает

На четвертом этапе дети учатся составлять предложения о предъявленном предмете. Кто? Какой? Что делаетет? Далее детям предъявляется схема составления синквейна (стиха), сначала в виде картинок:

Когда дети овладевают составлением синквейна по картинке им предлагается

алгоритм составления стиха (синквейна)

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме: одно слово-предмет (или свое отношение)

Почему я беру именно такие схемы-модели? Это связанно с тем, что в дальнейшем, работая в школе, над разбором предложения дети с легкостью и без ошибок находят все члены предложения. И я не раз слышала слова благодарности от учителей начальных классов. Вы можете попробовать свои обозначения и сделать как будет удобно вам и вашим воспитанникам.

Вот несколько примеров синквейнов составленные моими воспитанниками:

Лось

рогатый, сильный

пьет, ест, гуляет

Лось пьет воду из реки.

Испуг, смелость.

(Арсений, 6лет)

Колобок

Круглый, добрый

Катится, поет, печется

Веселый колобок поет песни.

Смешно.

(Кирилл , 6 лет)

При составлении первых синквейнов строгое соблюдение правил не обязательно. Дети могут сказать не два, а три прилагательных, или составить предложение из трех, пяти и более слов, а свое отношение в пятой строчке стиха могут выразить двумя или тремя словами. Так же первые синквейны могут быть коллективными, а логопед на этом этапе помогает своими вопросами. Постепенно дети привыкают к правилам составления синквейна. Придумывание нерифмованных стихов превращается в игру. Составлять с детьми такие стихи весело, полезно и интересно. У детей развивается мышление, память, интерес к окружающему миру, а главное – увеличивается и обогащается словарный запас, развивается речь.

Когда дети хорошо овладевают техникой составления синквейна можно предлагать их сочинения как итог изучения какой-то лексической темы, например «Одежда», «Животные» и т. п. А можно и наоборот, составлять синквейны в начале изучения лексической темы, чтобы проверить, что дети уже знают. Проанализировав эти данные можно корректировать ход изучения темы.

В чем же эффективность этого приема?

  • составление синквейна актуализирует словарный запас, развивает речь.
  • Синквейн является игровым приемом, что очень важно для дошкольников.
  • Синквейн развивает ассоциативное мышление, творческие возможности детей, учит выражать свои мысли.
  • При составлении синквейна совершенствуются коммуникативные навыки.
  • У детей появляется интерес к НОД.

Попробуйте поиграть с детьми в такие стихи! Уверенна у вас все получится! А какой заряд энергии, позитива получат дети и вы от совместного творчества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция тревожности у дошкольников методом игровой терапии.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он м...

мастер-класс "Развитие зрительной памяти у дошкольников через ассоциации"

Один из способов запомнить факт – ассоциировать его с каким-либо другим фактом. "Все, что возникает в сознании, - говорит профессор Уильям Джеймс, - должно быть внесено в него, а будучи вне...

Развитие лексики дошкольников при помощи педагогической песочницы.

Аннотация. В статье рассматриваются нетрадиционные методы развития лексики дошкольников при помощи педагогической песочницы....

«Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря у обучающихся с нарушением слуха». План работы по самообразованию.

Тема самообразования: «Применение метода ассоциаций в процессе формирования речевого словаря  у обучающихся с нарушением  слуха».Цель самообразования: повышение методологиче...

Развитие лексики дошкольников при помощи педагогической песочницы.

Аннотация.В статье рассматриваются нетрадиционные методы развития лексики дошкольников при помощи педагогической песочницы. Ключевые слова. Речевая компетентность, развивающее обучение, педагогическая...

Развитие лексики дошкольников в системе Монтессори-педагогики

В статье ракссматривается методика развития лексики дошкольников по системе Монтнссори-педагогики....