ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫЧОК"
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Шилова Ангелина Владимировна

Программа рассчитана на детей 3-4 лет. С помощью программы происходит развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; развитие чувства ритма, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня слуховой, зрительной и двигательной координации; развитие эмоционально-личностных качеств ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №124 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ НЕВСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №124 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 

193231, г. Санкт-Петербург, ул. Латышских стрелков, д 11, корп. 3, литер А
Телефон: 8-812-583-98-00, факс 8-812-583-98-00

E-mail:luchiki124@bk.ru

ОКПО  53241755   ОГРН 1027806078992

ИНН/КПП 7811066622/781101001

УТВЕРЖДЕНА

приказом ГБДОУ детского сада №124

Невского района Санкт-Петербурга

От       №

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК»

Срок освоения: 1 год

Возраст обучающихся: 3-4 года

Разработчик:

Шилова А.В.

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2023г

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка        3

1.1.        Актуальность ДОП        3

1.2.        Уровень освоения        4

1.3. Адресат программы        4

1.4.Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы        6

1.5. Планируемые результаты освоения        6

1.6. Организационно-педагогические условия реализации        6

1.7. Формы организации и проведения занятий        7

1.8. Материально-техническое оснащение        7

1.9. Кадровое обеспечение        7

2.Учебный план        8

3.Календарный учебный график        10

4. Рабочая программа        11

4.1. Особенности организации образовательного процесса        11

4.2. Задачи        11

4.3. Содержание программы        12

4.4. Планируемые результаты обучения        17

4.5. Календарно-тематический план        18

5. Методические и оценочные материалы        23

5.1. Используемые практики, технологии и методы        23

5.2. Дидактические средства        23

5.3. Информационные источники        23

Список литературы        23

Электронные ресурсы        24

5.4. Оценочные материалы        24

Формы фиксации результатов        25

Форма, порядок и периодичность текущего контроля        25

1.Пояснительная записка

Программа «Весёлый язычок» имеет социально-педагогическую направленность.

Адресат дополнительной общеразвивающей программы – дети 3-4 года.

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый язычок» разработана с учетом:

  • Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства просвещения России от 09.11.2018 N 196 (ред. от 30.09.2020) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам")
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  • Устава государственного бюджетного образовательного учреждения детского сада №124 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга;
  • Лицензии №726 от 12.10.2011 ГБДОУ детского сада №124 на образовательную деятельность; приложения №4 к лицензии «Дополнительное образование детей и взрослых» №2441-р от 28.07.2017

Рабочая программа составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса.

  1.  Актуальность ДОП  

Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Этот чудесный дар природы не дается человеку от рождения, и взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно. Также развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата благотворно влияют на речь ребенка.

В настоящее время отмечается рост количества детей с задержкой речевого развития. В дошкольном образовании возникает необходимость применения комплексных логопедических методик, направленных на формирование речи детей младшего дошкольного возраста.

Отличительная особенность программы является то, что она предусматривает логопедическое воздействие на детей раннего возраста. Традиционно учителя – логопеды работают в ДОУ с детьми 5 – 7 лет. Они устраняют сформировавшиеся у ребенка недостатки в речевом развитии. Мы считаем целесообразным оказывать логопедическое воздействие на детей  с 3 летнего возраста  с целью профилактики речевых расстройств и предотвращения тяжелых нарушений речи. Программа полностью соответствует тематическому планированию образовательной деятельности ДОУ, включает работу над формированием коммуникативной компетенции детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. На занятиях реализуются здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста

  1. Уровень освоения

Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы – общекультурный.

Показатели

Целеполагание

Требования к результативности освоения программы

Срок реализации

Объем программы /

в год

1 год

64 часа

развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики;

развитие эмоционально-личностных качеств дошкольника;

развитие чувства ритма

активизация речевого развития;

формирование правильного дыхания;

формирование необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации

 

Программа рассчитана на 1 год обучения с 1.09.2023 по 31.05.2024 – 64 часа в год.

1.3. Адресат программы

Адресат дополнительной общеразвивающей программы – дети 3-4 лет.

Возрастные особенности

В этом возрасте в норме происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка.  

Однако, речь многих детей не соответствует норме развития. По нашим наблюдениям, с каждым годом становится все больше детей, которые не говорят до 3-4 лет. Активная речь детей формируется гораздо позже, говорить начинают эти дети неразборчиво, для их речи характерны полиморфные нарушения звукопроизношения, нарушение слогового строя речи, несформинрованость грамматического строя и связной речи.

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности, и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого; он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Поэтому следует родителям объяснить своему ребенку о важности взаимоотношений воспитателя и ребенка. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Возрастные особенности детей 3–4 лет формируют предпосылки к дальнейшей учебной деятельности. Младшие дошкольники с помощью взрослого осваивают элементы и правила коллективных, индивидуальных игр. Это способствует развитию взаимоотношений, становлению личности ребенка, формирует познавательную и творческую активность.

1.4.Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы

Цель: профилактика речевых и психомоторных нарушений у младших дошкольников (3 – 4 года)

Задачи:

Образовательные

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Развивающие:

  • развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками
  • развитие речевого дыхания;
  • развитие подвижности и переключаемости артикуляционного аппарата;
  • развитие тонких движений пальцев рук;
  • развитие фонематического восприятия
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества.
  • Развитие навыков, способствующих правильному формированию, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;
  • Развитие двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации

Воспитательные:

  • воспитание эстетического отношения к окружающему миру
  • воспитание развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • воспитание трудолюбия и потребности в труде;
  • формировать умение строить отношения с товарищами в процессе труда,
  • воспитывать интеллектуальное и физическое развитие личности, воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус

1.5. Планируемые результаты освоения

Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

В результате освоения Программы повысится уровень развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка:

  • зрительного восприятия, внимания и памяти;
  • слухового внимания и памяти;
  • статической координации движений;
  • произвольной регуляции мышечного тонуса;
  • ориентировки в схеме собственного тела;
  • ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
  • восприятия пространственных признаков предметов;
  • динамической координации движений рук;
  • артикуляционной моторики;
  • мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
  • слогоритмической структуры слов;
  • поставленных звуков;
  • функций фонематического слуха;
  • понимания предметного, глагольного словаря.

Результаты освоения Программы определяются в ходе диагностики, являются ориентиром для педагогов и родителей и определяют направленность воспитательной деятельности взрослых.

1.6. Организационно-педагогические условия реализации

Язык реализации – русский.

Форма обучения – очная.

Особенности реализации дополнительной образовательной программы – модульный принцип представления содержания дополнительной образовательной программы.

Условия набора и формирования групп: принимаются все желающие. Занятия проводятся в группах по 15 человек и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Условия формирования групп: одновозрастные

1.7. Формы организации и проведения занятий

Наглядные

Словесные

Практические

предметные и сюжетные картинки иллюстрации

игрушки

фотографий

метод демонстрации (при выполнении артикуляционной, пальчиковой гимнастики, при упражнениях на координацию речи с движением)

просмотр презентаций.

Слушание

пояснение

объяснения

ситуативный разговор беседа

рассказ

заучивание и  рассказывание стихов

игровые упражнения

элементы театрализации пальчиковая гимнастика дыхательная гимнастика  игры с кинетическим песком

самомассаж

Структура НОД

Ритуал приветствия.

Здоровьесберегающие упражнения

Пальчиковая гимнастика

Массаж кистей рук

Кинезиологические упражнения.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика

Проговаривание чистоговорок

Игры и упражнения, направленные на формирование координации речи с движением.

Игры и упражнения, направленные на развития лексико – грамматических    средств языка и формирования связной речи детей.

Ритуал прощания

Технологии реализации программы

Применение современных образовательных технологий:

Здоровьесберегающие технологии;

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

игровая технология.

1.8. Материально-техническое оснащение

Занятия проводятся в групповом помещении

Перечень оборудования: доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Демонстрационная магнитная доска или мольберт.

Магнитофон, записи музыкальных игр и логоритмических упражнений.

Ноутбук, интерактивная доска, видео и аудиоматериалы, записи интерактивных игр и развивающих занятий.

Картотеки: здоровьесберегающих упражнений, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики

Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам

Дидактические игры и пособия

Пособия для реализации здоровьесберегающих технологий: дыхательные тренажеры, (вертушки, трубочки, воздушные шарики и др.), пособия для развития мелкой моторики (су – джок, шнуровки, бусинки, мелкие игрушки, кинетический песок)

Индивидуальные зеркала

Игрушки.

1.9. Кадровое обеспечение

Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, прошедшим курсы повышения квалификации «Педагог дополнительного образования в дошкольной образовательной организации».

2.Учебный план

2023-2024 учебного года

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля/аттестации

Всего

Теоретических

Практических

Ротик – дом у язычка

1 час

+

+

входной

Путешествие Язычка.

1 час

+

текущий

Солнышко и дождик

1 час

+

текущий

Тучка

1 час

+

текущий

Во саду ли в огороде.

1 час

+

текущий

Осень в гости к нам пришла

1 час

+

текущий

Дудочка

1 час

+

текущий

Осенние листья

1 час

+

текущий

Осень в лесу

1 час

+

текущий

Животные нашего леса

1 час

+

текущий

Чудесное яблоко 

1 час

+

текущий

Как растили капусту

1 час

+

текущий

До свидания, птицы!

1 час

+

текущий

Холодно!

1 час

+

текущий

Приближается зима

1 час

+

текущий

Моя семья.

1 час

+

текущий

Наш детский сад.

1 час

+

текущий

Мы – девочки и мальчики.

1 час

+

текущий

Моя любимая игрушка

1 час

+

текущий

Дом, в котором я живу

1 час

+

текущий

Про то, как рыжий кот у бабушки живет

1 час

+

текущий

Маленькой ёлочке холодно зимой

1 час

+

текущий

Украшаем ёлочку

1 час

+

текущий

Наступает Новый год!

1 час

+

текущий

Зимушка, зима!

1 час

+

текущий

Улицей гуляет Дедушка Мороз

1 час

+

текущий

Серебряный ключик

1 час

+

текущий

Рукавичка

1 час

+

текущий

Снеговик

1 час

+

текущий

День рождения зайчика

1 час

+

текущий

Спит в берлоге бурый мишка.

1 час

+

текущий

Кошка и котята

1 час

+

текущий

Зимние забавы

1час

+

текущий

Сколько птиц в кормушке нашей

1час

+

текущий

Дикие животные. У кого какие шубки.

1час

+

текущий

У бабушки в гостях

1 час

+

текущий

Профессии

1 час

+

текущий

Наши папы

1 час

+

текущий

Парад игрушек

1 час

+

текущий

Как снеговики солнце искали

1 час

+

текущий

Новоселье у куклы

1 час

+

текущий

Иван Иваныч Самоварыч

1 час

+

текущий

У меня полно хлопот

1 час

+

текущий

Как козлик маму искал

1 час

+

текущий

Как цыплята солнце будили

1 час

+

текущий

В гости к вам пришли матрешки

1 час

+

текущий

Паровозик из Ромашково

1 час

+

текущий

Храбрый цыпленок

1 час

+

текущий

Мамы и малыши

1 час

+

текущий

Прилетайте, птицы

1 час

+

текущий

Кораблик 

1 час

+

текущий

Зайкина шубка

1 час

+

текущий

Как петушок утро проспал

1 час

+

текущий

Прогулка в весеннем лесу

1 час

+

текущий

Дел много у зверей

1 час

+

текущий

Чей это домик?

1 час

+

текущий

Утренние лучики

1 час

+

текущий

Петушок и его семья

1 час

+

текущий

Колечко

1 час

+

текущий

Пароходик

1 час

+

текущий

Насекомые.

1 час

+

текущий

Котята и щенок

1 час

+

текущий

Дуся ехала на дачу

1 час

+

текущий

Наш весёлый язычок. Заключительное занятие. Диагностика

1 час

+

итоговый

Итого: 64 часа

3.Календарный учебный график

Год обучения, группа

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.10.2023

31.05.2024

64

64

64

15 минут

4. Рабочая программа

4.1. Особенности организации образовательного процесса

Образовательный процесс представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач дополнительной общеразвивающей программы. Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер, не имеет жестких рамок.

Особенности образовательного процесса (занятий):

- имеют развивающий характер, направленный на развитие у детей природных задатков и интересов;

- занятия разнообразные по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и

практические, исполнительские и творческие занятия) и по содержанию;

- базируются на развивающих методах обучения детей;

- основываются на социальном заказе общества;

- отражают региональные особенности Санкт-Петербурга и традиции детского сада.

4.2. Задачи

Задачи программы:

Образовательные

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Развивающие:

  • развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества.
  • Развитие навыков, способствующих правильному формированию, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;
  • Развитие двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации

Воспитательные:

  • воспитание эстетического отношения к окружающему миру
  • воспитание развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • воспитание трудолюбия и потребности в труде;
  • формировать умение строить отношения с товарищами в процессе труда,
  • воспитывать интеллектуальное и физическое развитие личности, воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус

4.3. Содержание программы

Дата

Тема

Теоретические понятия

Практическая деятельность

Октябрь

Ротик – дом у язычка

Познакомить детей с органами артикуляции. Формирование умения выполнять простые артикуляционные движения. Формировать представления детей о правильном речевом дыхании

Артик. упражнения: «Бегемот», «Лягушка», «Слоник», «Змейка».

дыхательная гимнастика «Вертушки».

Стихотворение «Ротик - дом у Язычка».

Октябрь

Путешествие Язычка

Формирование умения выполнять простые артикуляционные движения. Формировать правильное речевое дыхание детей.

 Артик. упражнения: «Бегемот», «Лягушка», «Слоник», «Змейка», «Окошечко», «Лошадка»;

дыхательная гимнастика «Вертушки»;

Массаж кистей рук су – джоком, стихотворение «Колючий ежик»

Октябрь

Солнышко и дождик

формирование динамической координации движения рук

развитие речевого дыхания

развивать фонематическое восприятие

Пальчиковая игра «Прогулка»

Двигательное упражнение «Ноги и ножки»

Игра «Прогулка и дождик»

Упражнение на развитие дыхания «К солнышку»

Октябрь

Тучка

развитие темпо-ритмической организации речи

развитие ритмической выразительности.

стимулирование двигательных умений и навыков

Пальчиковая игра «Дружба»

Ритмическая игра «Капли»

Шумовой оркестр

Игра «Прогулка и дождик»

Ритмическая игра «Прощание с дождем»

Пальчиковая игра «Прогулка»

Октябрь

Во саду ли в огороде.

Развитие артикуляционного праксиса детей

Формирование правильного речевого дыхания

Развитие мелкой и общей моторики

Формирование словаря детей по теме

обучать приемам массажа

Д/игра «Урожай в мешке»

Артик. упражнение «Окошечко»

Ритмическая игра «Прощание с дождем»

Массаж кистей рук

Октябрь

Осень в гости к нам пришла

Формирование правильного речевого дыхания

Развитие ритмической выразительности

Развитие фонематического восприятия

Дыхательное упражнение «Листопад»

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Артикул. упражнения «Змейка», «Лошадка»

Ритмическая игра «Капли»

Октябрь

Дудочка

развитие чувства ритма.

развивать координацию движений и моторных функций.

формировать пространственные представления

Артикуляционная гимнастика «Дудочка»

Песня с движениями «Ку-ку!»

Стихотворение с движениями «Ветер»

Песня с движениями «Ай ты, дудочка-дуда»

Пальчиковая игра «Ладушки-ладушки»

Песня с движениями «Ладушки»

Октябрь

Осенние листья

обучать приемам массажа.

развитие эмоциональной выразительности.

формировать правильную осанку, походку.

Массаж «Дождик»

Упражнение «Лужа»

Ритмическая игра «Падают листья»

Двигательные упражнения «Осенние листочки»

Упражнение «Грибы большие и маленькие»

Пальчиковая игра «Осенний букет»

Танец-игра с листьями 

Ноябрь

Осень в лесу

развитие чувства ритма.

развивать координацию движений и моторных функций.

формировать пространственные представления.

Двигательные упражнения «Мы ногами – топ-топ-топ»

Динамическая пауза «Ветер»

Шумовой оркестр

Упражнение на развитие чувства ритма «Прогулка»

Танец-игра с листьями

Пальчиковая игра «Осенний букет»

Ноябрь

Животные нашего леса

Развитие артикуляционного праксиса детей

Формирование правильного речевого дыхания

Развитие мелкой и общей моторики

Формирование словаря детей по теме

обучать приемам массажа

Дидактическая игра «Чей малыш?»

Пальчиковая игра «Ладушки»

Двигательные упражнения «Листочки»

самомассаж кистей рук

стихотворение «Лиса»

стихотвлорение с движением «Дождик»

Ноябрь

Чудесное яблоко 

        развитие чувства ритма.

        развивать координацию движений и моторных функций.

        формировать пространственные представления

Стихотворение с движением «Ножки»

Стихотворение с движением «Гриб»

Стихотворение с движением «Ветер»

Песня с движением «Ай ты, дудочка-дуда»

Песня «Жучка»

Пальчиковая игра «Царапки»

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Речевая игра «Кто как поёт»

Пальчиковая игра «Ладушки-ладушки»

Песня с движениями «Ладушки»

Ноябрь

Как растили капусту

формирование динамической координации движения рук.

развитие речевого дыхания.

развивать фонематическое восприятие.

Стихотворение с движением «Ножки»

Французский народный хоровод «Вы умеете сажать капусту?»

Стихотворение с движением «Шла собака»

Стихотворение с движением с элементами артикуляционной гимнастики «На грядке»

Песня «Жучка»

Игра «Яблочко»

Танец с листьями

Стихотворение с движением «Филин»

Пальчиковая игра «Зайчик»

Ноябрь

До свидания, птицы!

формирование динамической координации движения рук.

развитие речевого дыхания.

развивать фонематическое восприятие.

Танец «Веселые сапожки»

Физкультминутка «Клен»

Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»

Двигательные упражнения «Перелетные птицы»

Игра «Птички»

Пальчиковая игра «Птички»

Ноябрь

Холодно!

развитие темпо-ритмической организации речи.

развитие ритмической выразительности.

стимулирование двигательных умений и навыков.

Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам»

Ритмическое упражнение «Снежинки»

Упражнение на развитие чувства ритма «Падают снежинки»

Упражнение «Снег-снежок»

Пальчиковая игра-массаж «Пальчик – мальчик»

Ноябрь

Приближается зима

формирование динамической координации движения рук.

развитие речевого дыхания.

развивать фонематическое восприятие

Стихотворение с движением «Валенки»

Артикуляционная гимнастика «Погреем ручки»

Песня об осени

Стихотворение с движением «Дом»

Песня «Жучка»

Танец «Весёлая пляска»

Стихотворение с движением «Воробей»

Речевая игра «Кто как кричит»

Стихотворение с движением «Помощник»

Пальчиковая игра «Ватрушка»

Стихотворение с движением «Дубок»

Игра «Колокольчик»

Ноябрь

Моя семья.

Развитие артикуляционного праксиса детей

Формирование правильного речевого дыхания

Развитие мелкой и общей моторики

Формирование словаря детей по теме

обучение приемам массажа

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик – папочка»

Песня об осени

Стихотворение с движением «Дом»

Артикул. Упражнеине «Окошко», «Змейка», «Лошадка»

Декабрь

Наш детский сад.

Формирование правильного речевого дыхания

Развитие мелкой и общей моторики

Формирование словаря детей по теме

Координация речи с движением «В детский сад иду опять»

Массаж пальцев «Этот пальчик»

Ритмическая игра «Кто как идет»

Ритмическая игра «Жили мыши на квартире»

Двигательное упражнение «Репка»

Декабрь

Мы – девочки и мальчики.

развитие темпо-ритмической организации речи.

развитие ритмической выразительности.

стимулирование двигательных умений и навыков.

Пальчиковая гимнастика «В нашей группе все друзья»

Стихотворение с движением «Дом»

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Песня «Жучка»

Танец «Весёлая пляска»

Декабрь

Моя любимая игрушка

формирование динамической координации движения рук.

развитие речевого дыхания.

развивать фонематическое восприятие.

Стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки»

Пальчиковая игра «Зайчик»

Артикуляционная гимнастика «Качели»

Танец «Весёлая пляска»

Декабрь

Дом, в котором я живу

развитие чувства ритма.

развивать координацию движений и моторных функций.

формировать пространственные представления

Дидактическая игра «Жадина»

Двигательное упражнение «Ноги и ножки»

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Артикуляционное упражнение «Слоник»

Песня с движениями «Ладушки»

Декабрь

Про то, как рыжий кот у бабушки живет

развитие темпо-ритмической организации речи.

развитие ритмической выразительности, слуха.

стимулирование двигательных умений и навыков.

Стихотворение с движениями «Про кота»

Упражнение на звукоподражание «Дудочка»

Пальчиковая игра «Царапки»

Стихотворение с движениями «Ветер»

Игра «Кот и мыши»

Песня с движениями «Ай ты, дудочка-дуда»

Речевая игра «Кто как поёт»

Декабрь

Маленькой ёлочке холодно зимой

Развитие артикуляционного праксиса детей.

Формирование правильного речевого дыхания

Формирование умения детей составлять предложения по картинке.

Артикуляционная гимнастика «Окошко»

Координация речи с движением «Что такое зима?»

Составление рассказа «Маленькая ёлочка»

Пальчиковая гимнастика «Мы веселые ребята»

Декабрь

Украшаем ёлочку

развитие динамического слуха.

развитие мелкой моторики.

укрепление костно-мышечного аппарата.

Физкультминутка «Наша елка»

Аппликация «Бусы повесили»

Дидактическая играна развитие динамического слуха «Колокольчики звенят»

«Танец с фонариками»

Пальчиковая игра «Наряжаем елку»

Закличка «Морозушка – Мороз»

декабрь

Наступает Новый год!

развитие воображения.

развивать подвижность артикуляционного аппарата.

формирование грамматического строя речи.

Пальчиковая игра «Наряжаем елку»

Игра «Ритмическое эхо»

Ритмическое упражнение «Зажигаем огоньки»

Танец кукол

Игра «Прятки»

Игра «Колпачок»

Январь

Зимушка, зима!

Формирование правильного речевого дыхания

Формирование умения детей составлять предложения по картинке.

Развитие динамического слуха

Координация речи с движением «Снеговик»

Упражнение на развитие дыхания «Вьюга»

Физкультминутка «Дед Мороз»

Ритмическое упражнение «Снежинки»

Игра «Снежинки и Дед Мороз»

Стихотворение с движением «Едем на лошадке»

Песня о зиме

Январь

Улицей гуляет Дедушка Мороз

формирование динамической координации движения рук.

развитие речевого дыхания.

развивать фонематическое восприятие.

Развитие общей и мелкой моторики

Упражнение на развитие дыхания «Вьюга»

Физкультминутка «Дед Мороз»

Ритмическое упражнение «Снежинки»

Песня о Деде Морозе

Январь

Серебряный ключик

развитие темпо-ритмической организации речи.

развитие ритмической выразительности, слуха.

стимулирование двигательных умений и навыков.

Песня с движениями «Зимние забавы»

Стихотворение с движением «Снежинки»

Песня о зиме

Ритмическая игра «Снегирь»

Артикуляционная гимнастика

Стихотворение с движением «Ёлка»

Пальчиковая игра «Ватрушка»

Игра «Снежинки»

Январь

Рукавичка

развитие динамической и статистической координации общих движений.

расширение активного и пассивного словаря.

формирование правильной осанки.

Потешка

Ритмическая игра «Зайка»

Танец «Снежок»

Игра «Зайцы и волк»

Танец мишек

Январь

Снеговик

развитие чувства ритма.

закрепление навыков массажа.

развитие зрительного восприятия.

Потешка

Игра «Метелица»

Массаж «Снеговик»

Физкультминутка «Попляшите»

Игра на развитие чувства ритма «Снеговики и снежинки» 

Январь

День рождения зайчика

развитие темпо-ритмической организации речи.

обучать приемам массажа.

развитие ритмической выразительности, слуха.

стимулирование двигательных умений и навыков.

Стихотворение с движением «Ножки»

Стихотворение с движением «Зайка»

Песня «В огороде заинька»

Пальчиковая игра «Зайчик»

Артикуляционная гимнастика

Январь

Спит в берлоге бурый мишка.

развитие темпо-ритмической организации речи.

обучать приемам массажа.

развитие ритмической выразительности, слуха.

стимулирование двигательных умений и навыков.

Стихотворение с движением «Валенки»

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

Стихотворение с массажем пальцев «Шел медведь»

Стихотворение «Медведица ласково сына качает»

Январь

Кошка и котята

развитие слуха.

закрепление навыков массажа.

развитие зрительного восприятия.

Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»

Дидактическая игра на развитие слуха «Кошка и котенок»

Массаж тела «Заболела кисонька»

Ритмическая игра «Цапки»

Игра «Киса и мыши»

Февраль

Зимние забавы

развитие динамической и статистической координации общих движений.

расширение активного и пассивного словаря.

формирование правильной осанки.

Координация речи с движением «Что мы делаем зимой?»

Д. и. «Найди отличия на картинке»

Пальчиковая игра «Ватрушка»

Стихотворение с движением «Снежинка»

Февраль

Сколько птиц в кормушке нашей

развитие темпо-ритмической организации речи.

развитие ритмической выразительности, слуха.

стимулирование двигательных умений и навыков.

Игра «Снежинки»

Стихотворение с движением «Снеговик»

Стихотворение с движением «Птички»

Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц в кормушке нашей»

Игры с кинетическим песком

Февраль

Дикие животные. У кого какие шубки.

Формирование правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения.

Развитие мелкой и общей моторики

Игры с кинетическим песком.

Лепка фигур животных, называние частей тела животных.

Стихотворение «Спит в берлоге бурый мишка»

Физкультминутка «Попляшите»

Самомассаж пальчиков

Февраль

У бабушки в гостях

формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.

формирование двигательных умений.

развитие слухового внимания и памяти.

Двигательные упражнения «В гости к бабушке»

Пальчиковая игра «Бабушка и внучок»

Ритмическое упражнение «Ладушки-ладошки»

Игра «Щенок Митрошка»

Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»

Ритмическая игра «Оркестр»

Игра «Киса и мыши»

Частушка «Хомячок»

Февраль

Профессии

Активизация словаря антонимов

Формирование навыков употребления существительных в винительном падеже

Д. .и. «Скажи наоборот»

Д. и. «Кому что нужно?»

Игра с движением «Филин»

Самомассаж кистей рук

Ритмическое упражнение «Снежинки»

Февраль

Наши папы

развитие динамического слуха.

развитие мелкой моторики.

Развитие памяти

Укрепление артикул.аппарата

Разучивание стихотворения про папу

Песня «Папа может»

Артикул. упражнение «Лягушка»

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Игра с кинетическим песком

Февраль

Парад игрушек

развитие эмоциональной сферы, воображения.

развитие динамической и статистической координации общих движений.

расширение активного и пассивного словаря.

Стихотворение с движением «Танцуй моя кукла»

Французский танец «Куклы»

Песня с движением «Барабан»

Стихотворение с движением «Конь»

Стихотворение с движением «Самолёт»

Песня «Самолёт»

Стихотворение с движением «Аты-баты»

Пальчиковая игра «Хлебушек»

Песня «На парад идём»

февраль

Как снеговики солнце искали

развитие динамического слуха.

развитие мелкой моторики.

укрепление костно-мышечного аппарата.

Потешка

Массаж «Снеговик»

Физкультминутка «Снежная баба»

Ритмическая игра «Шагают снеговики»

Ритмическое упражнение «В лесу»

Игра «Ритмическое эхо»

Двигательное упражнение

Игра «Зайка»

Март

Новоселье у куклы

развитие воображения.

развивать подвижность артикуляционного аппарата.

формирование грамматического строя речи

Стихотворение с движением «Раз-два»

Песня с движением «Бобик»

Пальчиковая игра «Хлебушек»

Стихотворение с движением «Игрушки»

Артикуляционная гимнастика

Стихотворение с движением «Танцуй моя кукла»

Французский танец «Куклы»

Игра «Прятки с платком»

Март

Иван Иваныч Самоварыч

формирование динамической координации движения рук.

развитие речевого дыхания.

развивать фонематическое восприятие.

Танец с флажками

Пальчиковая игра «Семья»

Стихотворение с движением «Аты-баты»

Артикуляционная гимнастика

Песня с движениями «Барабан»

Песня о бабушке

Пальчиковая игра «Помощник»

Французский танец «Куклы»

Артикуляционная гимнастика «Киска лакает молоко»

Игра «Прятки с платком»

Март

У меня полно хлопот

формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.

формирование двигательных умений.

развитие слухового внимания и памяти.

Пальчиковая игра «Семья»

Французский танец «Куклы»

Пальчиковая игра «Хозяйка»

Песня с движениями «Буль-буль»

Стихотворение с движением «Аты-баты»

Пальчиковая игра «Барабан»

Пальчиковая игра «Помощники»

Артикуляционная гимнастика

Март

Как козлик маму искал

развитие воображения.

развивать подвижность артикуляционного аппарата.

формирование грамматического строя речи

Пальчиковая игра «Семья»

Пальчиковая игра «Хозяйка»

Стихотворение с движением «Козлята»

Песня с массажем «Из открытого окошка»

Артикуляционная гимнастика

Песня с движениями «Бобик»

Стихотворение с движением «Барашенька»

Песня о маме

Стихотворение с движением «Козлёнок»

Март

Как цыплята солнце будили

развитие чувства ритма.

развитие динамического слуха.

закрепление навыков самомассажа.

Упражнение на развитие чувства ритма «Цыплята»

Пальчиковый массаж «Сорока»

Двигательные упражнения «Зайчик»

Ритмическая игра «Сапожки»

Дидактическая игра на развитие динамического слуха «Тихие и громкие звоночки»

Закличка «Солнышки»

Пальчиковая игра «Мама»

Март

В гости к вам пришли матрешки

развивать тонкие движения пальцев рук.

развивать переключаемость движений.

развивать зрительное восприятие и внимание.

Игра «Бубен»

Игра «Карусель»

Игра «Матрешки и мышки»

Танец «Мы – матрешечки»

Частушка «Хомячек»

Март

Паровозик из Ромашково

развитие воображения.

развивать подвижность артикуляционного аппарата.

формирование грамматического строя речи

Пальчиковая игра «Семья»

Песня о маме

Стихотворение с массажем «Из открытого окошка»

Стихотворение с движением «Козлёнок»

Речевая игра «Пение птиц»

Песня о весне

Песня с движениями «Паровоз»

Пальчиковая игра «Подснежник»

Артикуляционная гимнастика «Ветерок»

Весенний хоровод

Март

Храбрый цыпленок

развивать тонкие движения пальцев рук.

развивать переключаемость движений.

развивать зрительное восприятие и внимание

Речевая игра «Пение птиц»

Песня о весне

Пальчиковая игра «Подснежник»

Песня «Петушок»

Артикуляционная гимнастика «Индюк»

Пальчиковая игра «Хрюшка»

Песня с движениями «Белые гуси»

Речевая игра «Кто как кричит»

Песня с движениями «Курица»

Песня с движениями «Цыплята»

Игра «Жуки»

Апрель

Мамы и малыши

развитие эмоциональной сферы, воображения.

развитие динамической и статистической координации общих движений.

расширение активного и пассивного словаря.

Речевая игра «Пение птиц»

Фонопедическое упражнение «Весенняя песенка»

Весенний хоровод

Песня «Петушок»

Стихотворение с движением «Козлёнок»

Песня с движениями «Белые гуси»

Артикуляционная гимнастика

Стихотворение с движением «Конь»

Пальчиковая игра «Хрюшка»

Стихотворение под музыку «Курочка»

Песня с движениями «Цыплята»

Игра «Жуки»

Апрель

Прилетайте, птицы

развивать тонкие движения пальцев рук.

развивать переключаемость движений.

развивать зрительное восприятие и внимание.

Игра «Я бегу, бегу, бегу»

Музыкально-дидактическая игра «Колокольчик»

Игра-массаж ног «Строители»

Игра «Скворушки»

Игра «Замри»

Массаж пальцев «Воробьи»

Пальчиковая игра «Ладушки»

Апрель

Кораблик 

формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.

формирование двигательных умений.

развитие слухового внимания и памяти.

Упражнение «Цыплята»

Упражнение «Плавный подъем рук»

Ритмическая игра «Лягушки»

Игра «Ну-ка, зайка»

Закличка «Солнышко»

Дыхательное упражнение «Ветер»

Игра «Корабль пришел»

Апрель

Зайкина шубка

развитие эмоциональной сферы, воображения.

развитие динамической и статистической координации общих движений.

расширение активного и пассивного словаря.

Фонопедическое упражнение «Весенняя песенка»

Песня о весне «Весенняя песенка»

Песня с движениями «Паровоз»

Артикуляционная гимнастика

Речевая игра «Пение птиц»

Пальчиковая игра «Подснежник»

Стихотворение на развитие слухового внимания «Перепрыгни через лужу»

Игра «Жуки»

Весенний хоровод

Апрель

Как петушок утро проспал

развивать тонкие движения пальцев рук.

развивать переключаемость движений.

развивать зрительное восприятие и внимание.

Фонопедическое упражнение «Весенняя песенка»

Песня о весне

Стихотворение с движением «Козлёнок»

Стихотворение с движением «Барашеньки»

Артикуляционная гимнастика

Стихотворение с движением «Конь»

Пальчиковая игра «Хрюшка»

Стихотворение под музыку «Курочка»

Песня «Петушок»

Игра «Жуки»

Весенний хоровод

Апрель

Прогулка в весеннем лесу

развитие эмоциональной сферы, воображения.

развитие динамической и статистической координации общих движений.

расширение активного и пассивного словаря.

Стихотворение с массажем «Из открытого окошка»

Песня с движением «Поезд»

Стихотворение с движением «Солнышко»

Речевая игра «Кто как кричит»

Пальчиковая игра «Маленький зайчишка»

Артикуляционная гимнастика

Игра «Мишка, попляши»

Апрель

Дел много у зверей

развитие эмоциональной сферы, воображения.

развитие динамической и статистической координации общих движений.

расширение активного и пассивного словаря.

Песня с движением «Солнышко»

Стихотворение с движением «Солнышко»

Артикуляционная гимнастика

Речевая игра «Кто как кричит»

Песня с движением «Солнышко»

Стихотворение с массажем «Из открытого окошка»

Апрель

Чей это домик?

развивать тонкие движения пальцев рук.

развивать переключаемость движений.

развивать зрительное восприятие и внимание

Песня о весне

Песня с движением «Весёлый танец»

Пальчиковая игра «Маленький зайчишка»

Артикуляционная гимнастика «Хоботок»

Песня с движением «Солнышко»

Стихотворение с движением «Солнышко»

Речевая игра «Кто как кричит»

Стихотворение с движением «Улитка»

Игра «Мишка, попляши»

Песня с движением «Синичка»

Май

Утренние лучики

развитие речевого дыхания.

ориентировка в схеме собственного тела.

развитие мимических мышц, эмоциональной сферы.

Ритмическая игра «Курочки»

Пальчиковая игра «Цветы»

Дыхательное упражнение с цветами

Частушка «Хомячек»

Упражнение «Потягушки»

Массаж тела «Умывание»

Пальчиковая игра «Ладушки»

Май

Петушок и его семья

развивать тонкие движения пальцев рук.

развивать переключаемость движений.

развивать зрительное восприятие и внимание.

Потешка «Петушок»

Двигательное упражнение «Петушиная семья»

Игра «Куры и петух»

Ритмическая игра «Курочки»

Упражнение «Цыплята»

Игра «Курочка, цыплята и кошки»

Стихотворение «Храбрый цыпленок»

Ритмическая игра «Кто как ходит»

Май

Колечко

формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.

формирование двигательных умений.

развитие слухового внимания и памяти.

Упражнение «Мы посадим все цветы»

Танец с цветами

Упражнение для пальцев «Колечко»

Пальчиковая игра «Коготки»

Физкультминутка «Гуси на прогулке»

Ритмическая игра «Индюк и овечка»

Май

Пароходик

развитие эмоциональной сферы, воображения.

развитие динамической и статистической координации общих движений.

расширение активного и пассивного словаря.

Песня с движением «Солнышко»

Песня о пароходике

Пальчиковая игра «Маленький зайчишка»

Песня с движением «Синичка»

Стихотворение с движением «Улитка»

Артикуляционная гимнастика

Речевая игра «Кто как кричит»

Песня с движением «Весёлый танец»

Игра «Мишка, попляши»

Стихотворение с движением «Солнышко»

Французская народная песня «Идём гуськом»

Май

Насекомые.

развитие эмоциональной сферы, воображения.

развитие динамической и статистической координации общих движений.

расширение активного и пассивного словаря.

Д.игра «Что перепутал художник?»

Массаж су-джок

Игры с кинетическим песком

Стихотворение с движением «Солнышко»

Ритмическая игра «Пчела»

Май

Котята и щенок

развивать тонкие движения пальцев рук.

развивать переключаемость движений.

развивать зрительное восприятие и внимание.

Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»

Потешка

Игра «Киса и мыши»

Игра с собачкой

Ритмическая игра «Котенок и щенок»

Потешка «Кисонька-мурысонька»

Май

Дуся ехала на дачу

развитие эмоциональной сферы, воображения.

развитие динамической и статистической координации общих движений.

расширение активного и пассивного словаря.

Артикуляционная гимнастика

Игра «Мишка, попляши»

Пальчиковая игра «Семья»

Пальчиковая игра «Маленький зайчишка»

Речевая игра «Кто как кричит»

Песня с движением «Синичка»

Стихотворение с движением «Улитка»

Песня с движением «Весёлый танец»

Май

Наш весёлый язычок. Заключительное занятие. Диагностика

проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий

Диагностический инструментарий

4.4. Планируемые результаты обучения

К концу обучения по ДОП обучающийся будет знать:

К концу обучения по ДОП обучающийся будет уметь:

  • обладает сформированными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра)
  • обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»)
  • знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
  • проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
  • эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;
  • прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;
  • с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах
  • - выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

        отражает собственные впечатления, представления о событиях своей жизни в речи, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, короткие рассказы «из личного опыта»;  

        выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

        воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;

        усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;

        ;

обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей)

4.5. Календарно-тематический план

Название темы (базовые разделы)

Форма проведения

     занятий

Методы и приемы проведения занятий

Дидактические

материалы, техническая оснащенность

Форма

подведения

итогов

1

Ротик – дом у язычка

Игровое занятие

Артик. упражнения

дыхательная гимнастика

Стихотворение

2

Путешествие Язычка

Игровое занятие

 Артик. упражнения

дыхательная гимнастика

Массаж кистей рук су – джоком, стихотворение

3

Солнышко и дождик

Игровое занятие

Пальчиковая игра

Двигательное упражнение

Игра

Упражнение на развитие дыхания

4

Тучка

Игровое занятие

Пальчиковая игра

Ритмическая игра

Шумовой оркестр

Игра

5

Во саду ли в огороде.

Игровое занятие

Д/игра

Артик. упражнение

Ритмическая игра

Массаж кистей рук

6

Осень в гости к нам пришла

Игровое занятие

Дыхательное упражнение

Пальчиковая гимнастика

Артикул. упражнения

Ритмическая игра

7

Дудочка

Игровое занятие

Артикуляционная гимнастика

Стихотворение с движениями

Песня с движениями

Пальчиковая игра

8

Осенние листья

Игровое занятие

Массаж

Упражнение

Ритмическая игра

Двигательные упражнения

Пальчиковая игра

Танец-игра с листьями 

9

Осень в лесу

Игровое занятие

Двигательные упражнения

Динамическая пауза

Шумовой оркестр

Упражнение на развитие чувства ритма Танец-игра с листьями

Пальчиковая игра

10

Животные нашего леса

Игровое занятие

Дидактическая игра

Пальчиковая игра

Двигательные упражнения

самомассаж кистей рук

стихотворение с движением

11

Чудесное яблоко 

Игровое занятие

Стихотворение с движением

Песня с движением

Пальчиковая игра

Артикуляционная гимнастика

Речевая игра

12

Как растили капусту

Игровое занятие

Стихотворение с движением

Французский народный хоровод

Стихотворение с движением с элементами артикуляционной гимнастики

Песня

Пальчиковая игра

13

До свидания, птицы!

Игровое занятие

Танец

Физкультминутка

Упражнение на развитие дыхания

Пальчиковая игра

Массаж

Игры с кинет.песком

14

Холодно!

Игровое занятие

Физкультминутка

Ритмическое упражнение

Упражнение на развитие чувства ритма»

Пальчиковая игра-массаж

15

Приближается зима

Игровое занятие

Артикуляционная гимнастика

Песня

Стихотворение с движением «Дом»

Речевая игра

Стихотворение с движением

Пальчиковая игра

Игра

16

Моя семья.

Игровое занятие

Пальчиковая гимнастика

Песня

Стихотворение с движением

Артикул. упражнение

17

Наш детский сад.

Игровое занятие

Координация речи с движением

Массаж пальцев

Ритмическая игра

Двигательное упражнение

18

Мы – девочки и мальчики.

Игровое занятие

Пальчиковая гимнастика

Стихотворение с движением

Артикуляционная гимнастика

Песня

Танец

19

Моя любимая игрушка

Игровое занятие

Стихотворения

Пальчиковая игра

Артикуляционная гимнастика

Танец

20

Дом, в котором я живу

Игровое занятие

Дидактическая игра

Двигательное упражнение

Дыхательное упражнение

Артикуляционное упражнение

Песня с движениями

21

Про то, как рыжий кот у бабушки живет

Игровое занятие

Стихотворение с движениями

Упражнение на звукоподражание

Пальчиковая игра

Стихотворение с движениями

Игра

Песня с движениями

Речевая игра

22

Маленькой ёлочке холодно зимой

Игровое занятие

Артикуляционная гимнастика

Координация речи с движением

Составление рассказа

Пальчиковая гимнастика

23

Украшаем ёлочку

Игровое занятие

Физкультминутка

Аппликация

Дидактическая играна развитие динамического слуха

Пальчиковая игра

Закличка

24

Наступает Новый год!

Игровое занятие

Пальчиковая игра

Ритмическое упражнение

Танец кукол

Игра

25

Зимушка, зима!

Игровое занятие

Координация речи с движением

Упражнение на развитие дыхания

Физкультминутка

Ритмическое упражнение

Стихотворение с движением

Песня

26

Улицей гуляет Дедушка Мороз

Игровое занятие

Упражнение на развитие дыхания

Физкультминутка

Ритмическое упражнение

Песня

Самомассаж

27

Серебряный ключик

Игровое занятие

Песня с движениями

Стихотворение с движением

Ритмическая игра

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая игра

Игра

28

Рукавичка

Игровое занятие

Потешка

Ритмическая игра

Танец

Игра

Артикул.упражнения

29

Снеговик

Игровое занятие

Потешка

Игра

Массаж

Физкультминутка

Игра на развитие чувства ритма

Артикул. упражнения

30

День рождения зайчика

Игровое занятие

Стихотворение с движением

Песня

Пальчиковая игра

Артикуляционная гимнастика

31

Спит в берлоге бурый мишка.

Игровое занятие

Стихотворение с движением

Артикуляционная гимнастика

Стихотворение с массажем пальцев

Игры с кинет.песком

32

Кошка и котята

Игровое занятие

Пальчиковая игра

Дидактическая игра на развитие слуха

Массаж тела

Ритмическая игра

Игра

33

Зимние забавы

Игровое занятие

Координация речи с движением

Д. игра

Пальчиковая игра

Стихотворение с движением

34

Сколько птиц в кормушке нашей

Игровое занятие

Игра

Стихотворение с движением

Пальчиковая гимнастика

Игры с кинетическим песком

35

Дикие животные. У кого какие шубки.

Игровое занятие

Игры с кинетическим песком.

Лепка фигур животных,

называние частей тела животных.

Стихотворение

Физкультминутка

Самомассаж пальчиков

36

У бабушки в гостях

Игровое занятие

Двигательные упражнения

Пальчиковая игра

Ритмическое упражнение

Игра

Частушка

37

Профессии

Игровое занятие

Дидактическая игра

Игра с движением

Самомассаж кистей рук

Ритмическое упражнение

38

Наши папы

Игровое занятие

Разучивание стихотворения про папу

Песня

Артикул. упражнение

Пальчиковая гимнастика

Игра с кинетическим песком

39

Парад игрушек

Игровое занятие

Стихотворение с движением

Французский танец «Куклы»

Песня с движением

Пальчиковая игра

Песня

40

Как снеговики солнце искали

Игровое занятие

Потешка

Массаж

Физкультминутка

Ритмическая игра

Игра

Двигательное упражнение

41

Новоселье у куклы

Игровое занятие

Стихотворение с движением

Песня с движением

Пальчиковая игра

Стихотворение с движением

Артикуляционная гимнастика

Игра

42

Иван Иваныч Самоварыч

Игровое занятие

Танец с флажками

Пальчиковая игра

Стихотворение с движением

Артикуляционная гимнастика

Песня с движениями

43

У меня полно хлопот

Игровое занятие

Пальчиковая игра

Французский танец

Песня с движениями

Стихотворение с движением Артикуляционная гимнастика

44

Как козлик маму искал

Игровое занятие

Пальчиковая игра

Стихотворение с движением

Песня с массажем

Артикуляционная гимнастика

Песня с движениями

Стихотворение с движением

45

Как цыплята солнце будили

Игровое занятие

Упражнение на развитие чувства ритма

Пальчиковый массаж

Двигательные упражнения

Ритмическая игра

Дидактическая игра на развитие динамического слуха

Закличка

Пальчиковая игра

46

В гости к вам пришли матрешки

Игровое занятие

Игра

Танец

Частушка

Артикул. упражнения

47

Паровозик из Ромашково

Игровое занятие

Пальчиковая игра

Песня

Стихотворение с массажем

Речевая игра

Артикуляционная гимнастика

Весенний хоровод

48

Храбрый цыпленок

Игровое занятие

Речевая игра

Песня о весне

Пальчиковая игра

Песня

Артикуляционная гимнастика

49

Мамы и малыши

Игровое занятие

Речевая игра

Фонопедическое упражнение

Стихотворение с движением

Песня с движениями

Артикуляционная гимнастика

Игра

50

Прилетайте, птицы

Игровое занятие

Музыкально-дидактическая игра

Игра-массаж ног

Игра

Массаж пальцев

Пальчиковая игра

51

Кораблик 

Игровое занятие

Упражнение

Ритмическая игра

Игра

Дыхательное упражнение

52

Зайкина шубка

Игровое занятие

Фонопедическое упражнение

Песня с движениями

Артикуляционная гимнастика

Речевая игра

Пальчиковая игра

Стихотворение на развитие слухового внимания

53

Как петушок утро проспал

Игровое занятие

Фонопедическое упражнение

Песня

Стихотворение с движением

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая игра

54

Прогулка в весеннем лесу

Игровое занятие

Стихотворение с массажем

Песня с движением

Стихотворение с движением

Речевая игра

Пальчиковая игра

Артикуляционная гимнастика

55

Дел много у зверей

Игровое занятие

Песня с движением

Стихотворение с движением

Артикуляционная гимнастика

Речевая игра

56

Чей это домик?

Игровое занятие

Песня с движением

Пальчиковая игра

Артикуляционная гимнастика

Песня с движением

Стихотворение с движением

57

Утренние лучики

Игровое занятие

Ритмическая игра

Пальчиковая игра

Дыхательное упражнение

Массаж тела

Артикул. упражнение

58

Петушок и его семья

Игровое занятие

Потешка

Двигательное упражнение

Ритмическая игра

Стихотворение

Ритмическая игра

59

Колечко

Игровое занятие

Упражнение

Танец с цветами

Упражнение для пальцев

Пальчиковая игра

Физкультминутка

Ритмическая игра

60

Пароходик

Игровое занятие

Песня с движением

Стихотворение с движением

Артикуляционная гимнастика

Речевая игра

самомассаж

61

Насекомые.

Игровое занятие

Д.игра

Массаж су-джок

Игры с кинетическим песком

Стихотворение с движением

Ритмическая игра

62

Котята и щенок

Игровое занятие

Пальчиковая игра

Потешка

Игра

Ритмическая игра

Артикул. упражнения

63

Дуся ехала на дачу

Игровое занятие

Артикуляционная гимнастика

Игра

Пальчиковая игра

Речевая игра

Песня с движением

64

Наш весёлый язычок. Заключительное занятие. Диагностика

Игровое занятие

Диагностический инструментарий

5. Методические и оценочные материалы

5.1. Используемые практики, технологии и методы

В программе используются педагогические технологии среди них – педагогические технологии личностно ориентированного подхода, сотрудничества и сотворчества, игровые технологии, методы развития познавательной активности дошкольников, здоровье сберегающие.

Здоровье сберегающие технологии, используемые в программе:

  • физкультурно-оздоровительные технологии;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

К ним относятся:

  • организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
  • обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
  • возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • соблюдение мер по предупреждению травматизма.

С целью усиления развивающего эффекта форм и методов работы с детьми программа предусматривает методы активизации познавательной активности детей:

  • проблемные вопросы;
  • проблемные ситуации;

Требования к условиям включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

5.2. Дидактические средства

Учебно-методический комплекс

Программа «Весёлый язычок» разработана педагогом дополнительного образования.

Для реализации программы используются следующие дидактические средства:

картинный (иллюстративный) материал по лексическим темам;

библиотека методической литературы;

аудиотека;

пальчиковый театр;

разнообразные игрушки и атрибуты по лексическим темам

В распоряжении педагога должны быть разнообразные атрибуты: ленты, мячи и обручи разных размеров, гимнастические палки, флажки, султанчики, «цветы», «листочки», детские шумовые музыкальные инструменты, зеркала для артикуляционной гимнастики, наборы шпажек для пальчиковой гимнастики, массажѐры и тренажѐры для рук, трубочки, вата и ватные диски для дыхательной гимнастики.

5.3. Информационные источники

Список литературы

  1. Диагностика нарушений речи детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. ДЕТСТВО-ПРЕСС, РГПУ им. Герцена - СПб.: 2001;
  2. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.:ТЦ Сфера, 2005;
  3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  4. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 М., «ТЦ Сфера», 2010
  5. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., «Скрипторий», 2013г.
  6. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
  7. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  8. Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно–развивающей работы в детском садике», СПб, Детство-Пресс, 2014 г;
  9. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
  10. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
  11. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
  12. Новикова О. Логоритмика: Игры и упражнения: Методическое пособие: - М.,2005
  13. Оганесяс. А. К. Логоритмика: - М.С.Г.И.2000
  14. Тимофеева Е.Ю. Чернова. Е. И. Пальчиковая гимнастика: -СПб.2006
  15. Фомичева. М.Ф. Учите детей говорить правильно: Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: -м.1986
  16. Шашекина  Г.Р. Логоритмика:- м Владос2005
  17. Чижова Е. Рисуем и рассказываем/ сер. Развивающие методики: -М 2005
  18. Кисилева Т. В. Манакова Л.А. Логопедическая ритмика в системе коррекционно -развивающей работы с детьми.
  19. Воронина. А. Е. Логоритмика
  20. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», М, ВЛАДОС, 2002
  21. Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для дошкольников. С-П., Детство-пресс, 2013
  22. Логоритмика по методике Железновой Е.В. «Развиваем речь через движение»
  23. Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. — М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997. —88с
  24. Дедюхина Г.В.: Работа над ритмом в логопедической практике. Методическое пособие. –М., Айрис-Пресс, 2006
  25. И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики». С-П., Невская нота,2009 г.
  26. «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова, М, ИНКА-ПРЕСС, 2000;
  27. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».
  28. Князева О.Л. Программа «Я-Ты-Мы». М., «Мозаика -Синтез», 2003г.
  29. Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам. М., «ТЦ-Сфера», 2010г.
  30. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г.
  31. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб.,
  32. «Музыкальная палитра», 2004г.

Электронные ресурсы

  1. http://www.maam.ru
  2. http://nsportal.ru/detskii-sad/
  3. http://doshkolenok.kiev.ua
  4. https://gramoteyka.jimdofree.com/
  5. https://elenagaidar.ru/wp-content/uploads/2020/06/1234-01-1536x635.jpg
  6. https://www.maam.ru/obrazovanie/logoritmika/mladshaya-gruppa
  7. https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/logoritmika/
  8. https://proshkina.pro/sbornik/index.html
  9. https://deti-online.com/pesni/logoritmika-zheleznovy/
  10. http://logoped.kam16.caduk.ru/p67aa1.html
  11. https://vk.com/music/playlist/-192909318_1
  12. https://deti-online.com/pesni/logoritmika-zheleznovy/

5.4. Оценочные материалы

Используются следующие методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

- выполнения обучающимися творческих заданий, активности обучающихся на занятиях и т.п.;

- мониторинг.

Виды мониторинга:

начальный или входной мониторинг;

текущий

итоговый мониторинг.

Форма, порядок и периодичность текущего контроля

Спектр способов и форм выявления результатов

Спектр способов и форм фиксации результатов

Спектр способов и форм предъявления результатов

Результаты мониторинга являются основанием для корректировки программы и поощрения обучающихся.

Система педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (фиксация результатов)

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. 

Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.

Критерии: 

Слуховое внимание.

  1. Дифференциация звучащих игрушек: «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника или колокольчик?» (5 предметов). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
  2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление (5 заданий).

Ориентирование в пространстве.

  1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо (5 заданий).

По 1 баллу за правильное выполнение.

  1. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади (5 заданий).

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений:

  1. сначала по показу педагога (1 движение)
  2. затем по словесным указаниям (1 движение).

Наблюдая за детьми, определить и оценить (где, 0 – показатель отсутствует, 1 – показатель есть):

  • силу движений (0-1)
  • точность движений (0-1),
  • темп движений (0-1),
  • координацию движений (0-1),
  • переключение от одного движения к другому (0-1).

Состояние мелкой моторики.

  1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка (5 заданий). По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
  2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
  3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
  4. Переключение от одного движения к другому.
  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой) (5 заданий). По 1 баллу.
  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот (5 заданий). По 1 баллу.

Слухоречевая память – игра «Попугай»

Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.

Попугай, попугай,

Все за мною повторяй.

Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.

  • Для детей 3 – 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок) (1 балл за каждое правильно названое слово).

Двигательная память – игра «Обезьянка»

Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.

Обезьянкой быть хочу,

Что покажешь, повторю.

–  Детям 3 – 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед). (1 балл за каждое правильно выполненное движение)

Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.

Сводная таблица результатов диагностики детей (см. Приложения 2)

Баллы за задания суммируются и подводиться итог. Оценка в баллах носит условный характер и введена с целью прослеживания динамики развития, при этом основное внимание необходимо уделить углубленному качественному анализу результатов диагностики.

На основе балловых показателей определены 3 уровня освоения Программы.

Предлагаем следующую шкалу оценки уровней:

высокий уровень –  50 и более баллов;

средний уровень –  16 – 49 баллов;

низкий уровень –  до 15 баллов;

Уровни освоения программы:

  • Высокий уровень (В) – дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений.
  • Средний уровень (С) – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.
  • Низкий уровень (Н) – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки.

Форма, порядок и периодичность текущего контроля

Сводная диагностическая карта уровня овладения необходимыми навыками и умениями по ДОП

Ф.И.

ребёнка

Слуховое внимание

Слухо-речевая память

Двигательная память

Общая моторика

Мелкая моторика

Ориентировка в пространстве

О

М

О

М

О

М

О

М

О

М

О

М

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Оценка уровня развития: Д - достаточный        БД – близкий к достаточному        НД – недостаточный;

Условные сокращения: О – октябрь, М - май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

Титульный лист программы дополнительного образования "Непослушный язычок"

Титульный лист программы дополнительного образования "Непослушный язычок"...

Программа дополнительного образования "Непослушный язычок"

Оглавление   1. Пояснительная записка 2.Характеристика возрастных особенностей речевого развития детей 3.Цели и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития...

Программа дополнительного образования «Веселый язычок»

Специалисты логопеды повсеместно сталкиваются с проблемами, во – первых, большого количества детей, нуждающихся в логопедической помощи; во – вторых, широкого спектра речевых нарушений (от...

Программа дополнительного образования "Волшебный язычок"

Программа дополнительного образования кружок "Волшебный язычок" для детей 5-6 лет...

Конспект ООД по программе дополнительного образования «Веселый Язычок» учителя-логопеда в средней группе «Заюшкина сказка»

Конспект организованной образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Веселый Язычок» учителя-логопеда в средней группе «Заюшкина сказка»...