Логопедические занятия в средней группе . Тема: "Детский сад"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Подборка занятий для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме: "Детский сад". Данный материал представляет подборку из 3-х занятий по формированию фонетико-фонематического восприятия и звукопроизношения, а также по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи ( средняя группа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_sad1.docx | 19.77 КБ |
detskiy_sad2.docx | 19.16 КБ |
detskiy_sad3_organy_artikulyatsii.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДЕТСКИЙ САД, ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ САДУ» №1
Формирование лексико-грамматических категорий
и развитию связной речи
Тема: Образование множественного числа существительных
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- отрабатывать понимание и правильное употребление форм единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода с окончаниями –ы, -и;
- расширять знания о профессиях сотрудников детского сада;
- закреплять имена и отчества педагогов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление;
- активизировать речевую деятельность;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство эмпатии к детям и взрослым своей группы;
- воспитывать положительную установку на участие в совместной деятельности.
Оборудование: игрушка Машенька, лото «Один – много».
Ход:
I. Организационный момент
Логопед приветствует детей, говорит, как рада видеть всех детей, спрашивает, здоровались ли дети сегодня друг с другом, когда пришли в детский сад, предлагает еще раз поздороваться друг с другом
Интерактивная игра «Здравствуй, друг!»
– Здравствуй, друг! (Пожимают друг другу руки)
– Как ты тут? (Ласково треплют за ушко)
– Где ты был? (Разводят руки в стороны, приподнимают плечи)
– Я скучал! (Прикладывают правую руку к сердцу)
– Ты пришел? (Постукивают по плечу)
– Хорошо! (Обнимают друг друга)
II. Основной этап
1. Введение в тему
Раздается стук в дверь. Логопед вносит игрушку – Машеньку.
- Кто пришел к нам в гости?
Машенька спрашивает: «Куда я попала?» (Это детский сад).
- Машенька никогда не была в детском саду. Давайте ей покажем нашу группу.
2. Изучение нового материала
- Давайте покажем Машеньке приемную.
- Как пройти в нашу приемную? (Идем прямо, поворачиваем налево)
Приемная
- Как называется эта комната? (Это приемная). Почему она так называется?
- Что вы здесь делаете? (одеваемся, раздеваемся).
Логопед показывает на один шкаф, а Машенька спрашивает: Что это? (Это шкаф).
Машенька говорит, обводя рукой все шкафы: «Это шкаф, а все это шкафов?»
- Правильно говорит Машенька: «шкафов»? (Нет не правильно)
- А как правильно сказать? Это все что? (шкафы)
- Было слово шкаф, стало шкафЫ (выделяет голосом окончание). У слова появился хвостик. Скажите слово как я: шкафЫ (дети повторяют, выделяя голосом хвостик слова).
- Для чего нужны эти шкафы? (складывать одежду).
Аналогичная работа проводится со словами: полка – полки, скамейка – скамейки.
Спальня
- А теперь давайте покажем Машеньке нашу спальню.
- Отведет нас всех в спальню Ева. Веди нас и рассказывай, как надо идти (Идем прямо, поворачиваем налево, идем прямо, поворачиваем налево).
- Как называется эта комната? (Это спальня). Почему она так называется?
Отрабатываются слова: кровать – кровати, подушка – подушки.
Туалет
- Что здесь делают?
Отрабатываются слова: шкафчик – шкафчики, крючок – крючки.
Игровая
- Давайте покажем Машеньке игровую.
- Отведет нас в игровую Валентин. Веди нас и рассказывай, как надо идти (Идем прямо).
- Что здесь делают?
Отрабатываются слова: стол – столы, игрушка – игрушки.
- Какие комнаты (помещения) есть еще у нас в группе? (туалет, мойка).
- Что там делают?
Машенька говорит: «Мне очень понравилась ваша группа. Она большая, красивая, чистая, светлая».
- Какая наша группа?
3. Физкультминутка
- Что любят делать дети в детском саду?
- Покажите как вы умеете прыгать (ползать, топать, бегать, кружиться, хлопать).
4. Пальчиковая гимнастика
В нашей группе все друзья. (ритмично стучат кулачками друг о друга)
Самый младший – это я. (разжимают пальцы, начиная с мизинца)
Это Маша, это Саша,
Это Юра, это Даша.
5.Обобщение изученного
Беседа о сотрудниках, работающих в группе (логопед, воспитатели, няня).
— Кто работает в группе?
— Что делает логопед (воспитатель, няня)?
Акцентировать внимание детей на том, что логопед, воспитатель, няня — это профессии.
Упражнение «Как кого зовут».
— Как зовут логопеда (воспитателя, няню)?
Игра «Лото»
- Машенька предлагает поиграть в лото.
Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков.
- На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного предмета. На ту часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку с изображением нескольких предметов. Предметы нужно подобрать парами. Например, тарелка — тарелки. Выполняйте.
Дети подбирают карточки.
- А теперь расскажите, как вы подобрали карточки, голосом выделите хвостик слова (пирамидка – пирамидки, тарелка – тарелки, шар – шары и т.д.).
III.Итог
- Давайте еще раз скажем Машеньке, что мы сегодня с вами смотрели.
- Машеньке очень понравилось в нашей группе, понравились все ребята и взрослые. Она хочет подарить вам песню.
- Давайте пригласим Машеньку еще раз прийти к нам в детский сад. Скажите: «Машенька, приходи в детский сад!»
Предварительный просмотр:
«ДЕТСКИЙ САД, ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ САДУ» №2
Формирование лексико-грамматических категорий
и развитию связной речи
Тема: Образование множественного числа глаголов настоящего времени
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- отрабатывать понимание и правильное употребление форм единственного и множественного числа глаголов настоящего времени с окончаниями –ет, -ют;
- учить согласовывать глаголы настоящего времени с существительными 3 лица единственного и множественного числа; расширять знания о профессиях сотрудников детского сада;
- закреплять представления о необходимости и значении труда взрослых.
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь, упражнять в составлении предложений по демонстрации действий, преобразуя глаголы повелительного наклонения;
- развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление;
- активизировать предикативную лексику;
- развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительную установку на участие в совместной деятельности;
- воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование: игрушка Машенька, предметные и сюжетные картинки.
Ход:
I. Организационный момент
Логопед приветствует детей.
- Отгадайте загадку:
Поглядите, что за дом, сколько светлых комнат в нем!
Там паркетные полы, там кроватки и столы,
Мишки, зайчики, матрешки, чашки, ложки, поварешки,
Куклы, мячики, шары – все, что нужно для игры.
Лучше дома не найдешь. Очень этот дом хорош!
Что это? (Детский сад)
- Верно. Вы приходите утром в детский сад, встречаете и приветствуете друг друга.
Интерактивная игра «Здравствуй, друг!»
– Здравствуй, друг! (Пожимают друг другу руки)
– Как ты тут? (Ласково треплют за ушко)
– Где ты был? (Разводят руки в стороны, приподнимают плечи)
– Я скучал! (Прикладывают правую руку к сердцу)
– Ты пришел? (Постукивают по плечу)
– Хорошо! (Обнимают друг друга)
II. Основной этап
1. Введение в тему
В гости снова пришла Машенька: «Мне очень понравилось у вас вчера, я хочу еще с вами поиграть».
2. Повторение пройденного
Дидактическая игра «Один – много»
- Машенька принесла фотографии того, что есть у нее дома.
- У Машеньки есть стол, а у нас в группе что? (столЫ – голосом выделяют хвостик слова).
Аналогично проводится работа со словами: шкаф – шкафы, кровать – кровати, тарелка – тарелки, ложка – ложки.
Дидактическая игра «Чего не стало».
3. Изучение нового
- Давайте расскажем Машеньке, что мы делаем в детском саду. (играем, лепим, рисуем, спим).
Машенька говорит: «Я тоже хочу уметь все делать».
- Давайте научим Машеньку прыгать. Скажите: Маша! Прыгай! Дети (3-4) по одному выходят, дают команду (индивидуальные и хоровые команды). Кукла выполняет команду, а дети составляют предложение по демонстрации действия.
- Что делает Маша? (Маша прыгает).
Дети, дававшие команды прыгают, логопед спрашивает у оставшихся детей:
- Что делают дети? (Дети прыгают).
- Послушайте, какой хвостик в слове прыгаЕТ (выделяет голосом окончание).
- Послушайте, какой хвостик в слове прыгаЮТ (выделяет голосом окончание).
- Одинаковые хвостики в этих словах? (нет, разные).
- Если кто-то один, то он... прыгаЕТ. (сопряженно)
- Если нас много, то все… прыгаЮТ. (сопряжено)
Аналогично проводится работа со словами: топает – топают, хлопает – хлопают, ползает – ползают, поет – поют).
4. Физкультминутка
- А теперь Машенька будет говорить, что дети делают, а вы выполнять.
Дети прыгают – Паша прыгает. Ксюша хлопает – дети хлопают и т.п.
5. Пальчиковая гимнастика
В нашей группе все друзья. (ритмично стучат кулачками друг о друга)
Самый младший – это я. (разжимают пальцы, начиная с мизинца)
Это Маша, это Саша,
Это Юра, это Даша.
6. Обобщение полученных знаний
Дидактическая игра «Выбери картинку»
Логопед выставляет перед детьми картинки, произнося фразы, соответствующие изображению:
- Воспитатель читает.
- Логопед показывает картинку.
- Няня моет.
- Дворник подметает.
- Музыкальный руководитель играет (на пианино).
- Повар готовит.
- Медсестра лечит.
Вызванный логопедом ребенок, прослушав фразу, выбирает картинку и повторяет фразу.
III.Итог
- Машеньке очень понравилось у нас в группе. Вы многому ее научили. Чему вы научили Машеньку? Пригласите Машеньку к нам в гости. (Машенька, приходи!)
Предварительный просмотр:
«ДЕТСКИЙ САД. ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ САДУ» №3
Формирование звукопроизношения и фонематического слуха
Тема: Органы артикуляции
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- знакомить с органами артикуляции и их основными движениями;
- учить воспроизводить простой ритмический ряд.
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь: учить составлять предложения из 2-х слов по совершаемому действию;
- развивать слуховое внимание, восприятие, память;
- развивать артикуляторную моторику, мелкую моторику рук, общую моторику;
- развивать физиологическое дыхание.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительную установку на участие в совместной деятельности;
- воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование: зеркала, игрушка бегемотик Буба, предметные картинки (органы артикуляции), шарики Су Джок, бубен, барабан, погремушка, ширма.
Ход:
I. Организационный момент
Интерактивная игра «Здравствуй, друг!»
– Здравствуй, друг! (Пожимают друг другу руки)
– Как ты тут? (Ласково треплют за ушко)
– Где ты был? (Разводят руки в стороны, приподнимают плечи)
– Я скучал! (Прикладывают правую руку к сердцу)
– Ты пришел? (Постукивают по плечу)
– Хорошо! (Обнимают друг друга)
II. Основной этап
1. Введение в тему
- К нам сегодня в гости пришел бегемотик Буба. Поздоровайтесь с ним. Он принес подарок. Отгадайте загадку, чтобы узнать, что он принес:
Часто я в него смотрюсь
Передним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю
И костюмчик поправляю.
(Зеркало)
- Какое зеркало? (гладкое)
- Что может делать зеркало? (показывать нас, отражать, разбиться)
- Для чего нам нужно зеркало? (чтобы человек мог хорошо разглядеть себя).
- Как нужно правильно пользоваться зеркалом? (аккуратно брать, убирать на место, держать на определенном расстоянии от лица, чтобы хорошо видеть свой рот).
- Посмотрите в зеркало и скажите, что вы видите?
2. Знакомство с органами артикуляционного аппарата
- Посмотрите, ребята, у Бубы есть язык.
- Скажите, дети, у вас у всех есть язычки? Покажите их.
- Посмотрите на свой язычок в зеркало. У язычка есть кончик (показ логопеда). Покажите мне кончик языка. Посмотрите в зеркало и коснитесь кончика языка чистым пальчиком.
- У язычка есть серединка (показ логопеда). Это спинка языка. Посмотрите в зеркало и коснитесь спинки языка.
- Покажите Бубе весь язычок. Посмотрите в зеркало, какой большой язычок у каждого из вас.
- А где живет язычок? (Во рту). Правильно, рот – это домик, в котором живет наш язык. Посмотрите, какой у Бубы рот. Посмотрите в зеркало и покажите с вой рот.
- В домике у языка двойные двери: красные и белые. Красные двери – это что (показ логопеда)? (Это губы). Посмотрите, они открываются и закрываются (сначала показывает логопед, затем – дети перед зеркалами). Проведите язычком по верхней губе. Проведите язычком по нижней губе. Наши губы подвижны, они могут растягиваться в улыбке и сжиматься в хоботок. Посмотрите в зеркало и покажите как ваши губы умеют двигаться.
- Вторые двери – это зубы. Посмотрите, какие зубы у Бубы. А теперь посмотрите в зеркало на свои зубы, ровные, белые. Стоят, как заборчик. Проведите языком по верхним зубам. А теперь по нижним зубам. Зубки можно размыкать и смыкать. (Показ логопеда, затем дети размыкают и смыкают зубы).
- Во рту есть потолок. Это нёбо. Вот какое нёбо у Бубы. Найдите вы свое небо и потрогайте чистым пальчиком, а теперь потрогайте кончиком языка.
- За верхними зубами на нёбе есть бугорки. Найдите их. Коснитесь кончиком языка, потрогайте пальчиком.
3. Физкультминутка
- Буба хочет с вами поиграть. Давайте попрыгаем, побегаем, поползаем на четвереньках, похлопаем.
4. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Надуй живот»
- Посмотрите, какой у Бубы большой живот – как мяч. Давайте научимся надувать живот, как мяч.
Логопед демонстрирует: лечь на пол, руку положить на живот и делать глубокий вдох через нос, выпячивая живот (получается круглый живот, похожий на мяч), затем делать выдох через рот. Дети повторяют несколько раз.
- Буба покачается на животе у того, кто лучше всех надувает живот.
5. Пальчиковая гимнастика с колючими мячиками Су Джок
- Буба очень любит играть с мячиками. А вы любите? Давайте поиграем:
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто бы сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальчиком прижму,
И другой рукой начну.
6. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия
Упражнение «Минутка тишины»
Предложить детям закрыть глаза, посидеть тихо 30—50 сек. и послушать тишину. Затем попросить открыть глаза и спросить, какие звуки они слышали.
- Давайте отдохнем, закроем глаза и послушаем тишину.
- Какие звуки вы слышали?
Упражнение «Угадай, что звучит»
- Буба принес музыкальные игрушки. Как они называются?
Рассмотреть с детьми барабан, колокольчик, погремушку, бубен, называя их. Дать детям послушать, как они звучат.
- Давайте поиграем в игру «Что звучит?». Буба будет играть какой-то музыкальной игрушкой, а вы должны отгадать, что звучало.
Убрать игрушки за ширму — воспроизводить звучание каждой, предлагая при этом угадать, какая игрушка звучит.
Упражнение «Что делает игрушка»
Логопед гремит погремушкой и спрашивает:
- Что делает погремушка (бубен, барабан, колокольчик)? (Погремушка гремит. Бубен гремит, звенит. Барабан стучит. Колокольчик звенит.)
Упражнение «Постучи в барабан, как Буба»
Логопед предлагает воспроизвести простой ритм: постучать 1 или 2, или 3 раза. Один ребенок стучит в барабан, остальные пальчиком по столу.
III.Итог
- В какие игры понравилось играть?
- Буба сказал, что вы умные и послушные дети. Он еще хочет прийти к нам в гости. Давайте пригласим его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР (в контексте формирования универсальных учебных действий)
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подхода...
Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада. Звук и буква О.
На логопедическом занятии дети знакомятся со звуком и буквой О. Формируется понятие о «гласных звуках». Упражняются в четком произнесении звука О изолированно, в словах, в предложениях. Развиваю...
Календарный план подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с общим недоразвитием речи
Планирование логопедической работы на учебный год...
Конспект логопедического занятия в средней группе по формированию грамматических категорий
Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по развитию грамматического строя речи на тему "Профессии на транспорте". Данное занятие разработано с учетом ФГТ....
Логопедическое занятие в средней группе + презентация
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у воспитанников средней группы с ОНР. Тема: "Домашние животные и их детеныши"....
Логопедическое занятие в средней группе детского сада "Домашние животные".
Цели занятия таковы. Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные». Формирование обобщающего понятия домашн...
Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада.
Конспект логопедического занятия "Встреча с Федорой" (лексическая тема: посуда) в средней логопедической группе детского сада (4-5 лет). Цель занятия: развитие лексико-грамматического строя речи с исп...