Профилактика нарушений речи детей младшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (младшая группа)

Сусликова Лариса Станиславовна

Каждый маленький человечек-личность неповторимая. Путь к взрослению у всех одинаков, но каждый проходит его в своем темпе, все это строго индивидуально. Впрочем, родители любят сравнивать достижения своего ребенка с успехами других детей. Конечно, сравнивать необходимо, но для этого важно знать, какие умения должен обрести ваш малыш к определенному возрасту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профилактика нарушений речи детей младшего дошкольного возраста »

Каждый маленький человечек-личность неповторимая. Путь к взрослению у всех одинаков, но каждый проходит его в своем темпе, все это строго индивидуально. Впрочем, родители любят сравнивать достижения своего ребенка с успехами других детей. Конечно, сравнивать необходимо, но для этого важно знать, какие умения должен обрести ваш малыш к определенному возрасту.

У малыша все в порядке, если он:

  • В 2 года 1 месяц - может произнести твердые звуки (с, ц, з-не всем эти звуки даются сразу)
  • В 2 года 2 месяца – внимательно слушает небольшой рассказ, иногда и без зрительной опоры (без картинок), может ответить на вопросы по содержанию, задает вопросы (где? куда? почему?)
  • В 2 года 3 месяца - понимает и правильно применяет в игре названия цветов; произносит многословные предложения ( чаще всего грамматически неправильные)
  • В 2 года 4 месяца – не устает задавать вопросы, знает точно, что каждая вещь, качество имеет свое название
  • В 2 года 5 месяцев – сам планирует игру «Я возьму все кубики и построю гараж»
  • В 2 года 6 месяцев – стремительно возрастает словарный запас; по назначению употребляет местоимения «Я, ты, мне»; строит предложения из 3-4 слов, начинает использовать суффиксы
  • В 2 года 7 месяцев – очень легко запоминает стихи, песенки; может установить причину и следствие явления без посторонней помощи
  • В 2 года 9 месяцев – отлично понимает речь окружающих, в предложениях употребляет все части речи, кроме причастий и деепричастий
  • В 2 года 10 месяцев – понимает рассказ о событиях, которых не было в его личном опыте («Осторожно, не играй на кухне. Работает духовка!»)
  • В 2 года 11 месяцев -  речь становится понятной для окружающих и превращается в основное средство общения с окружающими
  • В 3 года – задает вопросы и любит отвечать на вопросы;
  • говорит предложениями из 2-3 слов;
  • вслух делится своими впечатлениями, мыслями;
  • понимает значение  простых предлогов и слов в форме множественного числа;
  • различает время суток;
  •  с удовольствием заучивает маленькие стишки, песенки, считалки;
  • Общается с незнакомыми людьми, со сверстниками
  • Правильно произносит большинство звуков
  • Проговаривает слова
  • Словарный запас-1000-1500 слов

Но, хочется напомнить, что далеко не у всех малышей одинаковый уровень речевого развития: одни к трем годам в большинстве случаев правильно произносят слова, другие говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

Что же делать в это время родителям?

  • Начните с себя: искорените из речи (своей и родственников) так называемые лепетные слова. Ваша речь должна быть четкой, понятной.
  • Продолжайте в доступной форме насыщать словарный запас ребенка во время прогулок, по дороге в ясли и обратно, при чтении новых книг (неизвестное слово подкрепляйте картинкой, а если это невозможно -давайте «пощупать»)
  • Создавайте с малышом тематические альбомы , например «Деревья», «Цветы» и т.д. ( во время прогулок собирайте цветы, листья, плоды-сушите, наклеивайте их в альбом, подписывайте названия, делайте аппликации. Комментируйте все ваши действия: так вы развиваете речь малыша, моторику, знакомите с разными видами деревьев, совершенствуете названия цветов.
  • Сравнивайте по величине, форме, цвету предметы и явления в целом (например, автобус и поезд) их составные части
  • Помните, ребенку нужно не только получать, но и возвращать информацию. Задавайте вопросы. Не дождались ответа или ответ был неверным? Ответьте за ребенка, произнесите правильный ответ, используя недлинные фразы, избегайте только слова «повтори». Со временем все наладится.
  • Во время совместных игр привлекайте малыша к движению и проговариванию всех действий.
  • Проявляйте свои эмоции: «Давай вместе позовем, покричим, спросим».
  • Познакомьте ребенка с лото: основной упор на цвет, геометрические фигуры, детенышей животных.
  • Используйте картинки для составления простых рассказов.
  • Поощряйте малыша, если он, слушая, как вы читаете, вставляет знакомые слова, заканчивает предложения, если звучание слова еще не совершенно, произносите правильно.
  • Начните играть в загадки: сначала простые с понятной отгадкой.
  • Обязательно включайте в занятия с малышом лепку, рисование, пальчиковые игры. Активная работа пальцами рук стимулирует развитие детской речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспит...

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МБДОУ.

В целях профилактики речевых нарушений, нами была разработана  программа речевого развития, предназначенная  для детей 3-4 лет. Предварительно было проведено логопедическое обследование в мл...

Консультация для родителей. "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

В статье говорится о том, как развивается речь детей 2-3 лет в норме, что является отклонением от нормы и как родители могут приблизить речь своего ребенка к этой самой норме....

Профилактика нарушений речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования пальчикового театра

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Для профилактики речевых нарушений у детей, важно развивать общие речевые навыки, развивать мелкую моторику, слуховое внимание и фонематический слух, а главное - общаться с детьми....

Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреж...

МПО воспитателей младших групп "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в детский сад с диагнозом «Задержка речевого развития в раннем возрасте». Чтобы уменьшить количество детей с отклонениями ...