Ребенок от года до трех осваивает мир предметов
консультация по логопедии

Пенчукова Ирина Ивановна

Памятка для родителей " Как помочь ребенку освоить предметную деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx163.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как учить ребенка 1-3 лет действовать с предметами

1.Пассивные движения. Этот способ обучения не особенно продуктивен за пределами полутора-двух лет, но в начале 2-го года жизни для некоторых детей, не способных действовать по подражанию, может оказаться полезным. Способ не универсален, но в сочетании с другими методами обучения очень эффективен. Как он выглядит на практике? Например, вы учите ребенка держать карандаш и проводить линии на бумаге. Показ не дает желаемых результатов. Тогда вы вкладываете карандаш в руку ребенка, правильно распределяете его пальчики и двигаете рукой малыша, держащей карандаш. Вы как бы задаете ему готовый рисунок движения, которое он сам либо не может выполнить, либо делает крайне медленно. Этот действенный образец очень непрочен, самостоятельные пробы ребенка так или иначе необходимы, но как отправная точка для обучения способ очень полезен.

2. Демонстрация образца. Вам хорошо известен этот способ. Ребенок наблюдает за вашими действиями, а потом повторяет их. Но не все действия малыш способен воспроизвести по подражанию – например, такие, отдельные элементы которых требуют большой точности исполнения. Для усвоения же простых операций с предметами подражание незаменимо. Еще не осознавая результативности действий взрослого, ребенок способен воспроизводить их внешний рисунок. Если же, показывая действие, вы еще и будете объяснять ребенку, для чего оно нужно, малыш научится повторять его не приблизительно, а точно – так, как нужно, ориентируясь на результат. Дети от 1 года до 2 лет охотнее подражают простым моторным действиям, от 2 до 3 лет – более сложным координированным действиям и социальным образцам поведения взрослых. Однако это не означает, что малышу в начале раннего возраста не следует показывать сложные действия, а в 2–3 года предлагать простые моторные действия.

Перед ребенком развернуто все их многообразие – простых и сложных, интересных и не очень, совершающихся дома и на улице. Но, как вы, наверное, заметили, малыш подражает не всем действиям подряд, а только выборочно. Одни ему повторить пока не по силам, а другие – скучно, так как он ими уже хорошо овладел. Охотнее всего ребенок подражает действиям, которые ему стали понятны и посильны, которые он только начал осваивать.

Поэтому внимательно наблюдайте за ребенком, и вы сможете уловить пробуждающийся у него интерес к какому-то вашему действию. Поощряйте этот интерес и не уставайте объяснять малышу не только, как правильно выполнять то или иное движение, но и для чего оно нужно.

3.Словесная инструкция взрослого. Родители начинают разговаривать с ребенком, когда он еще не способен понять содержание их речи. Однако вербальное общение небезразлично для него. Даже не понимая смысла просьб и объяснений мамы и папы, ребенок вслушивается в звуки речи, выделяя их из других звуков. Постепенно он начинает понимать обращенные к нему слова – сначала только частично, а к полутора годам достаточно полно. В этом возрасте малыш уже может изменять свои действия, сообразуясь с пожеланиями взрослого. В 2 года ребенка уже можно поправлять, не прибегая к показу действия. Конечно, ваши инструкции должны быть еще очень простыми и применяться лишь к некоторым действиям, но с возрастом их количество можно увеличивать. Так вы постепенно переведете свое взаимодействие с малышом из сферы предметно- практического в сферу теоретического сотрудничества.

4.Самостоятельные действия. Каким бы продуктивным ни был любой из описанных выше способов обучения, ребенок ничему бы не научился, если бы он не действовал самостоятельно. Наблюдения за детьми показывают, что нормально развивающийся малыш всегда стремится действовать с предметом самостоятельно, как только усвоит его назначение и способ использования. Однако самостоятельные действия, о которых идет речь здесь, особые действия. С их помощью ребенок начинает самостоятельно ориентироваться в качествах и свойствах предмета, сам открывает его назначение и способы действия с ним.

В сущности, это особый способ познания, в котором взрослый как источник знания либо не присутствует вовсе, либо играет второстепенную роль. Такой способ освоения предметного мира возможен только благодаря развитию речи, когда ребенок начинает обобщать, классифицировать предметные действия. И тогда однотипные, но не одинаковые действия осваиваются им без помощи взрослого.

Тесно сотрудничая с ребенком в предметной сфере деятельности, не забывайте оставлять ему небольшое жизненное пространство, где он мог бы сам поэкспериментировать с предметами, подумать, вообразить что-то свое и осуществить самый неразумный, с точки зрения взрослого, план. Это очень важно для малыша.

Нельзя заполнять собой всю его жизнь, нужно дать ему время и место для собственных проб и ошибок.

ВАЖНО! Как оценивать действия ребёнка 1-3 лет с предметом

Ученые обнаружили следующую закономерность. Если подмечать только успехи малыша, игнорируя его промахи, то такая система оценки действует на ребенка сначала благотворно. Он обретает уверенность в себе, раскованность, не боится поражений, его предметные действия получают мощный стимул к развитию. Но если отрицательную оценку исключать длительное время, малыш начинает терять четкие ориентиры в действии – не может определить, где правильно, а где неправильно. Он перестает замечать свои просчеты и требует от взрослого похвалы за любое, даже ошибочное действие.

Если же взрослый, напротив, замечает только неудачи малыша и никак не реагирует на его успехи, такая система оценок сначала резко угнетает предметную активность ребенка вплоть до ее распада и отказа от действий вообще. Однако, если практиковать ее достаточно долго, малыш преодолевает недовольство взрослых, и его предметная деятельность постепенно активизируется, хотя ее развитие несколько замедленно, а эмоциональный тонус ребенка снижен.

Но вот чего абсолютно не терпит малыш, так это вашего безразличия к тому, что и как он делает. В таком случае его предметная деятельность развивается хуже всего, а сам он может стать конфликтным и агрессивным. Ребенок идет даже на то, чтобы спровоцировать близких на отрицательную оценку своего действия, намеренно нарушает запреты, лишь бы получить их эмоциональный отклик.

Конечно же, в семьях достаточно редко прибегают только к негативной либо только к позитивной системе оценок деятельности ребенка. Обычно одни родители чаще хвалят, другие – чаще порицают малыша. И все же не забывайте о том, что ваши оценки конкретных действий ребенка влияют на его предметную активность и небезразличны для ранимой и еще очень нестабильной психики малыша         

Не пугайтесь такому объему информации, необходимому  малышу для его нормального развития, и не думайте, что у вас не хватит времени на это. Ведь все должно идти естественным путем, а когда и чем заниматься с ребенком, он сам вам будет подсказывать. Только внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное развитие ребенка от года до трех.

Консультация для родителей по вопросам развития эмоциональной сферы личности ребенка....

Конспект занятия с родителями "Ребенок двух лет: осваиваем мир предметов".

Цель занятия: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка в раннем возрасте. Обеспечить набором методических приемов, позволяющих развивать предметные действия.Задачи:1. Познакомить...

Чем занять ребенка дома, если ему от года до трех?

Несколько идей для игр с ребенком, которые увлекут его надолго!...

Консультация для родителей. Тема: «Ребенок от года до трех: осваиваем мир предметов»

Консультация для родителей. Тема: «Ребенок от года до трех: осваиваем мир предметов»...

Как развить самостоятельность ребенка от года до трех.

Что такое самостоятельность?  Какого ребенка можно назвать самостоятельным? Поговорим об этом.........