Использование загадок в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
статья по логопедии

В материале отражены особенности загадок, их роль в воспитании и развитии детей, а также выделены принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  загадок в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Загадки появились ещё в глубокой древности. Люди использовали загадки как один из приёмов тайного языка.

Загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу  в виде явного ( прямого) или предполагаемого ( скрытого) вопроса.

Загадки разнообразны не только по тематике , но и по содержанию.

Содержание загадок отражает жизнь человека, растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить  на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Загадка- это малое по форме литературное произведение.

Цель создания загадки - поставить собеседника  в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову.

Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой , тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать , сопоставлять явления, выделять нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок  развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность , привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Детям нравиться отгадывать загадки. Процесс и результат этого своеобразного умственного состязания вызывает у них радость. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует  умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Загадки полны познавательного смысла. Они содержат  сведения об окружающем мире. Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов. Они вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений.

Загадки помогают ребёнку по - иному взглянуть  на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку. Вызывают восхищение, развивают у детей поэтическое восприятие  родного края.

Наряду с песенками и потешками загадки для ребёнка - это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребёнка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, освоить синтаксис русской речи.

Загадки обладают многими ценными качествами, необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми.

Важным  требованием, предъявляемым  к загадкам для дошкольников , является их доступность.

           Загадки для детей младшего возраста

Отбирая загадки для детей младшего возраста, необходимо учитывать психологические особенности детей.

Тематика загадок для данной группы детей ограничена из-за небольшого жизненного опыта. Сюда относятся загадки о предметах, с которыми дети чаще всего сталкиваются : загадки об игрушках, о домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания.

Детям предлагаются загадки , в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида ( цвет, форма ,величина),отмечены  те качества и свойства, которые дети хорошо знают ( голос животного, чем оно питается , повадки и др.).

Например , загадки о кошке: Мохнатенькая,                        Мягкие лапки,

                                                       Усатенькая,                               А в лапках царапки.

                                                        Молочко пьёт,

                                                        Песенки поёт.  

В этих загадках названы хорошо известные детям признаки:  мягкая шёрстка, длинные усы, острые коготки, пьёт молоко, поёт песенки.

  Загадки для детей среднего дошкольного возраста

Детям предлагается более широкая тематика загадок:  о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения.

Для детей предлагаются загадки ( рассказ о предмете), загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами, например: С неба падают зимою и кружатся над землёю, лёгкие пушинки, белые...( снежинки).

Загадки для старших дошкольников

В работе с детьми  5- 6 лет используют загадки разнообразной тематики: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, о человеке, грамоте, книге.

Детям загадываются загадки и народные, и литературные, среди которых  есть и лаконичные, и подробные.

Детям 6-7 лет предлагаются загадки  с более сложными типами логических задач. Характеристика предметов в них может быть дана кратко: названы один - два признака, по которым  надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения: Всегда во рту ,а не проглотишь. ( Язык)

Учитывая достаточный жизненный опыт , развитую наблюдательность, способность к рассуждению, детям предлагаются загадки, отгадать которые можно только после длительных неоднократных  наблюдений: Молода - похожа на серп, поживёт - станет как лепёшка. ( Месяц, луна)

Познавать окружающий мир через  устное народное творчество- не только интересно, но и легко. Это всегда учение с увлечением. Загадки помогают образно воспринимать окружающий мир, учат видеть в знакомых предметах необычное, в обыденных явлениях - подмечать интересное. Знакомство с загадками значительно обогатит словарный запас ребёнка, подготовит его к восприятию серьёзной информации об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий...

Презентация на тему: "Использование фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".

   В логопедической деятельности идёт активный поиск новых вариативных форм организации помощи дошкольникам, а также происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизац...

Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заб...

Мастер класс для-педагогов "Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер- класс для педагогов "Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"...

Методическая разработка по теме: "Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Методическая разработка по теме: "Использование нейроупражнений в логопедичесакой работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 В...

Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР     За последние десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми...