Комплекс упражнений логопедического массажа при повышенном тонусе и гиперкинезах
методическая разработка по логопедии
Логомассаж — это массирование пальцами или специальными инструментами отдельных зон речевого аппарата. Цель — активировать слабые элементы или нормализовать тонус чрезмерно активных участков.
➥ Логомассажист может воздействовать на мышцы:
- лица;
- языка;
- губ;
- шейно-воротниковой зоны и плечей;
- неба и других частей речевого аппарата.
Снизить тонус помогают плавные движения, например, легкие поглаживания. Повысить — интенсивные движения вроде похлопываний и пощипываний. В зависимости от особенностей случая может понадобиться только снижение или только повышение тонуса мышц, либо смешанная работа.
Логопедический массаж используют перед началом артикуляционной, дыхательной или голосовой гимнастики. Это помогает убрать физиологические особенности, мешающие ребенку или взрослому правильно произносить звуки. В противном случае эффект гимнастики может быть снижен, ведь при недостаточном или избыточном тонусе мышц как бы клиент ни старался, у него могут возникнуть трудности с выполнением упражнений. В некоторых случаях возможно совмещение массажа и гимнастики или плавное подключение последней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.massazh_pri_povyshennom_tonuse_i_giperkinezah_1.docx | 157.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений логопедического массажа при
повышенном тонусе и гиперкинезах
Массаж должен проводиться очень осторожно, логопед должен следить за ответной реакцией в других группах мышц. Если мышцы очень напряжены, особенно в руках, следует прекратить массаж, т.к. расслабляющий массаж лица будет неэффективен. Необходимо сначала расслабить руки.
Комплекс упражнений логопедического массажа проводится 2–3 раза в день за час до еды и спустя 2,5 часа после еды. Комната, где будет проводиться массаж, должна быть хорошо проветрена. Свет должен быть неярким. Специалисты в области массажа советуют проводить массаж в сопровождении тихой классической музыки.
Перед проведением массажа ребенка необходимо посадить или уложить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающей позиции.
Массаж шеи
Упражнение № 1
Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса.
Описание: производят круговыми движениями поглаживания шеи сзади и с боков сверху вниз.
Методические рекомендации.
Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день. Массажные движения должны быть очень легкими (рисунок № 13).
Упражнение № 2
Цель: расслабление передней части шеи (гортани) и корня языка.
Описание: производятся поглаживающие движения гортани сверху вниз.
Методические рекомендации.
Поглаживающие движения выполняют первыми фалангами пальцев. Массажные движения осуществляются 6–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 14).
Массаж лба
Упражнение № 3
Цель: расслабление лобных мышц.
Описание: производят легкое прерывистое поглаживание лба от висков к центру лба.
Методические рекомендации.
Массаж выполняется указательными, средними, безымянными пальцами обеих рук. Движения осуществляются 6–10 раз 2–3 раза в день (рисунок № 15).
Упражнение № 4
Цель: расслабление лобных мышц.
Описание: выполняется точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба.
Методические рекомендации.
Вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук или вибромассажером. Вибрация должна проводиться в едином быстром ритме. При появлении неприятных ощущений и быстрой сонливости массаж приостанавливается или совсем прекращается. Движения выполняются 3–4 раза, 2–3 раза в день (рисунок № 16).
Упражнение № 5
Цель: расслабление лобных мышц и мимической мускулатуры.
Описание: выполняется поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей, через глаза по всему лицу к шее.
Методические рекомендации.
Поглаживающие движения осуществляются внутренней стороной ладони. Движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день. Поглаживающие движения должны быть очень легкими, успокаивающими (рисунок № 17).
Массаж области глазниц
Упражнение № 6
Цель: расслабление мышц окружности глаз.
Описание: выполняется поглаживание круговой мышцы глаза.
Методические рекомендации.
Поглаживание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 4–6 раз, 2–3 раза в день. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающими неприятных ощущений или повышение тонуса в других группах мышц (рисунок № 18).
Массаж щек
Упражнение № 7
Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта, щечной мышцы, мышц, поднимающих верхнюю губу.
Описание: выполняются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.
Методические рекомендации.
Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 19).
Точечный массаж щек
Упражнение № 8
Цель: расслабление мышц лица и мышц мягкого неба.
Описание: осуществляется массаж одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ.
Методические рекомендации.
В зоне точки ИН-СЯН массаж производится большими пальцами, в зоне точки СЯ-ГУАНЬ массаж производится указательными пальцами, в зоне точки ЭР-МЭНЬ массаж производится средними пальцами. Успокаивающее воздействие достигается плавными круговыми поглаживаниями точек, с постепенным переходом к стабильному растиранию точек и, затем – к непрерывному, без отрыва пальца, надавливанию, с изменяющимся усилием. Затем интенсивность воздействия уменьшается и прекращается. Вращения осуществляются по часовой стрелке. Длительность точечного массажа зависит от реакции ребенка на воздействие, но независимо от реакции массаж не должен продолжаться более 1 минуты (для взрослых более 3 минут) и 1 раза в день (рисунок № 20).
Массаж скуловой мышцы
Упражнение № 9
Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта.
Описание: легкое пощипывание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.
Методические рекомендации.
Пощипывание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами. Массажные движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день. Движения должны быть очень легкими (рисунок № 21).
Упражнение № 10
Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта.
Описание: точечная вибрация скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.
Методические рекомендации.
Точечная вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев или вибромассажером. Вибрация проводится в едином быстром ритме. Движения повторяются 3–4 раза, 1 раз в день (рисунок № 22).
Массаж губ
Упражнение № 11
Цель: расслабление круговой мышцы рта, ее периферической и внутренней части; мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз.
Описание: легкое поглаживание круговой мышцы рта.
Методические рекомендации.
Поглаживающие движения осуществляются подушечкой указательного пальца. Движения осуществляются по часовой стрелке. Массажные движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 23).
Упражнение № 12
Цель: расслабление мышц губ.
Описание: легкое поглаживание губ от краев к середине губ.
Методические рекомендации.
Поглаживающие движения выполняются одновременно подушечками указательных пальцев обеих рук. Движения должны быть едва ощутимыми. Движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 24).
Точечный массаж мимической мускулатуры при гиперкинезах
Упражнение № 13
Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре.
Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется в точке на правой носогубной складке и в точке под углом губ слева.
Методические рекомендации.
Массажные движения выполняются подушечками указательных пальцев не более 10 секунд (рисунки № 25, 26).
Упражнение № 14
Цель: снятие мышечного напряжения и подавление гиперкинезов в речевой мускулатуре.
Описание: проводится массаж в точке под углом губ слева и в точке под сосцевидным отростком за ухом справа. Эти упражнения проводятся и на противоположной стороне.
Методические рекомендации.
Массажные движения осуществляются подушечка и указательных пальцев (рисунки № 27, 28).
Массаж языка
Упражнение № 15
Цель: расслабление продольных мышц языка.
Описание: легкое похлопывание кончика языка к корню языка.
Методические рекомендации.
Похлопывание осуществляется при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 29).
Упражнение № 16
Цель: расслабление поперечных мышц языка.
Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.
Методические рекомендации.
Поглаживающие движения осуществляются при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 30).
Точечный массаж языка при гиперкинезах
Упражнение № 17
Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка.
Описание: проводится точечный массаж языка, поочередно в трех точках.
Методические рекомендации.
Массажные движения осуществляются при помощи зонда «Игла» (с тупым концом). Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 3 секунд на одной точке (рисунок № 31).
Упражнение № 18
Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка.
Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.
Методические рекомендации.
Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальцев или зонда «Грабли». Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 6–10 секунд. Движения не должны причинять ребенку дискомфорт (рисунок № 32).
Упражнение № 19
Цель: расслабление корня языка, подавление гиперкинезов.
Описание: проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки.
Методические рекомендации.
Указательным пальцем провести легкие вибрирующие движения под подбородком в области подчелюстной ямки в течение 4–5 секунд (рисунок № 33).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж.
Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся скаженно....
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ И ТОЧЕСНЫЙ МАССАЖ ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ И ТОЧЕСНЫЙ МАССАЖ ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ...
Закаливающие процедуры в дошкольном возрасте. Методика Босоножье, комплексы упражнений: закаливающие дыхание, дыхательная гимнастика, точечный массаж, массаж волшебных точек ушей.
Комплексы закаливающих процедур...
Комплекс упражнений для логопедического массажа при повышенном тонусе мышц.
Данный комплекс упражнений используется при повышенном мышечном тонусе (по Архиповой Е.Ф)Массаж должен проводиться очень осторожно, логопед должен следить за ответной реакцией в других группах м...
Комплекс упражнений по массажу и самомассажу для дошкольников.
Комплекс упражнений по массажу и самомассажу для дошкольников....
Логопедический массаж, как один из комплексов воздействия на коррекцию звукопроизношения у дошкольников
Логопедическая работа, по устранению нарушений звукопроизношения очень трудоемка, имеет определенный план и комплексный характер, требующий комплексных занятий с логопедом....
Логопедический массаж при повышенном тонусе при дизартрии
Логопедический массаж - это очень популярная в последние годылогопедическая технология. Применение логопедического массажа значительно сокращает время коррекционной работы при формировании у детей зву...