Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТНР, имеющими орофациальные дисфункции, в условиях ДОУ
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Коррекция орофациальных дисфункций предполагает комплексный подход к решению проблемы в зависимости от ее специфики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.43 КБ |
22.03.2023_vystuplenie.pdf | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ЦРР-д/с №21 «Надежда»
г.о.Ступино Московской области
Выступление на ММО
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТНР, имеющими орофациальные дисфункции, в условиях ДОУ
учитель-логопед:
ЖалинаМ.А.
Жданова Н.Н.
Слайд №1 За последние годы количество детей с различными речевыми нарушениями неуклонно растет. По этой причине крайне важна своевременная профилактика дефектов речи у детей, начиная уже с раннего возраста.
Слайд №2 Это совместная работа, в которой участвуют логопеды, педагоги, педиатры, ортодонты, стоматологи и другие специалисты.
Очень часто именно логопед является первым специалистом, к которому обращаются родители ребенка по поводу отставания в речевом развитии, причиной которого могут быть орофациальные дисфункции. При подобных нарушениях очень важно выявить имеющиеся дисфункции, и не только объяснить родителям первопричину этих расстройств как комплексную проблему, но и направить к специалистам.
Слайд №3 При орофациальных дисфункциях в работе с детьми применяют орофациальную терапию.
ТЕРАПИЯ - система мероприятий направленная на изменение костно-мышечных проблем и патологических навыков в речевом аппарате.
Эта наука сейчас оформляется в целую систему.
В последние годы значительно увеличилось количество детей с ортодонтическими, стоматологическими, дыхательными, речевыми проблемами. Это все тесно взаимосвязано. Количество вредных факторов, которые влияют на женщину и на плод во время беременности неуклонно увеличивается.
Рассмотрим Основные признаки орофациальных дисфункций
Есть определенный перечень характерных признаков, указывающих на то, что у ребенка есть орофациальные дисфункции. Вот основные из них: (слайд №4)
- у ребенка постоянно приоткрыт рот в любой ситуации: во время просмотра мультфильмов, сна и т.д.;
- неправильное расположение языка во рту в покое (проявления гипотонуса, гипертонуса, мышечной дистонии)
- он дышит через рот;
- напряжение мышц лица (особенно подбородка) в процессе глотания слюны;
- положение языка в межзубном пространстве во время разговора;
- выраженные дефекты речи и неправильное произношение звуков у ребенка старше 4 лет;
- различные окклюзии зубного ряда;
- повышенное выделение слюны (гиперсаливация);
- отсутствие промежутков между зубами;
- ребенок постоянно грызет ногти, карандаш, ручку и т.д.;
- ребенок часто болеет из-за сниженного иммунитета.
При наличии одного или нескольких признаков крайне важно своевременно обратиться к специалисту. Ранняя диагностика, грамотное взаимодействие логопеда, стоматолога и других специалистов, а также использование специальных технических средств в коррекции – все это поможет эффективно справиться с проблемой.
Слайд №5
Орофациальные расстройства могут возникать по следующим причинам:
Если ребенок дышит ртом, то в большинстве случаев это является следствием аденоидов, либо ослабленной круговой мышцы рта.
Различные вредные привычки, вроде сосания пальцев, долгого сосания бутылочки или пустышки (после 1-1,5 лет). Они приводят к деформациям челюстных костей, а также формированию открытого прикуса.
Проблемы могут возникнуть, если родители долгое время не вводят в рацион питания ребенка твердую пищу. Дело в том, что жевание протертой мягкой пищи не способствует формированию челюстной системы, в результате чего она развивается неправильно. Нарушение функций глотания также связано с этой проблемой.
Нарушение осанки, которое негативно влияет на строение лицевого скелета, бруксизм (нарушение ликвородинамики), различные травмы зубов и челюсти, нарушения внутриутробного развития. Это достаточно обширная категория, поэтому при сборе анамнеза очень важно изучать течение беременности матери, раннее развитие ребенка.
Есть определенная вероятность генетической предрасположенности к неправильному прикусу.
Слайд №6
Коррекция орофациальных дисфункций предполагает комплексный подход к решению проблемы в зависимости от ее специфики.
Одним из методов коррекции является релиз (растяжение) мягких тканей оральной области, логопедический массаж, который способствует улучшению произносительной стороны речи, речевого дыхания, а также нормализует психоэмоциональное состояние ребенка.
Проводится комплексная миофункциональная коррекция, целью которой является тренировка мышц артикуляционного аппарата при помощи пластинок и трейнеров.
Пластинки и трейнеры корректируют положение языка, способствуя нормализации мышечного баланса жевательного органа. Использование этих приспособлений имеет немалое количество плюсов:
Слайд 7
- Коррекцию можно начинать в самом раннем возрасте, когда зубы молочные и ставить брекеты рано.
- Комфорт для ребенка.
- Их использование не повреждает эмаль.
- Активизация работы всей системы артикуляционных мышц.
- Повышение эффективности упражнений на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков.
- Формирование правильного положения языка.
- Нормализация носового дыхания, а также формирование правильного прикуса.
- Ребенок постепенно избавляется от вредных привычек (сосание пальцев, соски и т.д.).
- Общее укрепление здоровья.
Эти мероприятия при необходимости можно дополнить ортодонтическим лечением и лечением у врача невролога, остеопата.
СЛАЙД № 8
Что касается видов используемых трейнеров и пластинок, то их достаточно много. В частности, это вестибулярные пластинки STOPPI, которые можно использовать с 2 лет. Они способствуют формированию правильного прикуса, отучая ребенка от вредных привычек.
Слайд №9, 10
Чтобы снизить вероятность возникновения орофациальных дисфункций, родителям ребенка мы рекомендуем выполнять следующие условие:
- Важно следить за тем, чтобы ребенок дышал носом. Если есть какие-то заболевания дыхательных путей, то обязательно нужно проводить соответствующее лечение.
- Необходимо постепенно переводить ребенка на более твердую пищу, чтобы зубочелюстная система развивалась правильно.
- После 1 года необходимо исключить пустышку. Важно следить за тем, чтобы ребенок не сосал пальцы и другие предметы.
- Следите за правильной осанкой ребенка во время еды и его положением тела во время сна.
- Укреплять общее соматическое здоровье.
- Следить за достаточной двигательной активностью ребенка, проводить закаливающие процедуры.
Слайд № 11
Задачи логопеда
1. Сформировать у ребенка правильное глотание, жевание, дыхание.
2. Нормализовать тонус мышц артикуляционной мускулатуры.
3. Разработать подвижность органов артикуляционной аппарата.
4. Нормализовать звукопроизношение; вызвать и автоматизировать звуки.
5. Провести преортодонтическую подготовку, если есть изменения прикуса с помощью аппаратов.
6. Нормализовать просодическую сторону речи.
Чем раньше начинается профилактика и коррекция имеющихся нарушений, тем снижается риск возникновения патологических орофациальных дисфункций.
Коррекция этих нарушений возможна при комплексном взаимодействии всех специалистов и родителей.
Эти задачи мы реализуем в условиях пребывания детей в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР. Применение орофациальной терапии в коррекции звукопроизносительной и просодической стороны речи у детей с ТНР повышиет эффективность логопедической работы.
Таким образом благодаря совместному междисциплинарному взаимодействию достигается высокая стабильность результатов, стабилизируется психоэмоциональное состояние у детей и укрепление соматического здоровья.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...