Использование технологии позитивной социализации в логопедической работе
статья по логопедии (подготовительная группа)
Статья показывает важность использования технологии позитивной социализации в работе с детьми с т яжелыми нарушениями речи и знакомит с практическим использованием игр из серии игр Елены Рылеевой "МЫ ВМЕСТЕ" на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii_pozitiv_sotsializatsii_v_logopedichesoky_rabote.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.
учитель-логопед: Семёхина Светлана Георгиевна
Технология позитивной социализации «МЫ ВМЕСТЕ» не только способствуют формированию навыков коммуникации и социализации детей, но при этом органично встраиваются в систему коррекционно-логопедической работы.
Социализация как нормотипичного ребенка, так и ребенка с ТНР - чрезвычайно важный этап развития личности.
Выготский Лев Семёнович в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «любой дефект, ограничивающий ребенка в общении с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой и социальным опытом человечества». У детей с ТНР в качестве такого дефекта выступает речевое недоразвитие, которое детерминирует процесс социализации, являясь фактором возникновения трудностей данного процесса.
В связи с этим возникает вопрос: как обеспечить формирование навыков коммуникации и социализации у детей с ТНР в рамках традиционного логопедического занятия?
Решить данный вопрос помогает технология позитивной социализации «МЫ ВМЕСТЕ», разработанная Еленой Владимировной Рылеевой.
Целью технологии позитивной социализации «Мы вместе» является повышение социальной компетенции воспитанников, их позитивная социализация в соответствии со Стандартом дошкольного образования.
А что такое позитивная социализация? Это накопление социального опыта с радостью и удовольствием через положительные впечатления, через создание ситуации успеха, через поощрения, через приятные эмоции.
Технология «Мы вместе» основана на десяти играх. Для решения той или иной задачи детям даются равные стартовые возможности, определенные роли и тем самым дети учатся решать поставленную перед ними задачу в команде, взаимодействуя друг с другом, гармонично проявляя себя.
Чрезвычайно важным при этом является соблюдение правил, так как это создает равные стартовые возможности для всех участников процесса.
Несмотря на то, что все игры направлены на усвоение ребенком социальных навыков и умений, не каждую игру возможно включить в чёткую структуру логопедического занятия, на котором в первую очередь должны решаться задачи по коррекции речевых недостатков. Мы попытались апробировать все игры, и выбрали для своей работы четыре игры, о которых и расскажем сегодня.
Первая игра - «Волшебная палочка». Эта игра помогает быстро включать дошкольников с ТНР в групповую работу, учит заинтересованно выслушивать всех участников игры, выражать свое мнение публично, придерживаться правил очередности.
Материалом для игры может стать любой заменитель «волшебной палочки» (карандаш, указка и т.д.)
Перед игрой детям разъясняется ход игры и правила, которые они должны безукоснительно выполнять. В технологии подробно расписано, как объяснять это детям. Например:
- Это «волшебная палочка». Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас волшебная палочка у меня. Значит, я водящий.
Если ответ будет правильным, палочка перейдет в руки к отвечающему, если нет - останется у водящего. Все остальные участники игры будут внимательно следить за ответами и помогать волшебной палочке. Но делать это надо по правилам.
Если вы согласны с ответом, нужно сообщить об этом палочке аплодисментами. (все вместе тренируются в выполнении этой инструкции.)
Если нет, вы должны сообщить об этом палочке топаньем. (Все вместе тренируются в выполнении этой инструкции)».
Согласитесь, далеко не все дети с речевыми проблемами смогут это запомнить, поэтому но в ходе работы мы выработали краткие инструкции, например:
Говорит тот, у кого «волшебная палочка».
Если ответ правильный – хлопните один раз.
Если ответ неправильный – топните один раз.
Кто хочет исправить неправильный ответ, поднимите руку.
В логопедической работе игра «Волшебная палочка» используется на занятиях по обучению грамоте («Назови первый звук в слове, последний звук в слове»), на занятиях по развитию лексико-граммматического строя речи («Назови овощ, фрукт и т.д.»).
Целесообразно использовать игру на этапе актуализации знаний, в качестве организационного момента или подведения итога.
Вторая игра, про которую я хочу рассказать, называется «Найди свою группу». Эта игра помогает создавать на логопедическом занятии условия для социального творчества детей, воспитывать культуру диалога, учит действовать в рамках границ, обозначенных правилами игры.
Елена Владимирована Рылеева также предлагает несколько вариантов использования данной игры:
- Используются «разрезные картинки» с отмеченным на оборотной стороне цветом и такие же метки на столах. Дети собираются в подгруппу согласно цвету и собирают картинки на соответствующем столе.
- Используются картинки, с помощью которых можно делать обобщения.
- Без опоры на наглядность дети делятся на группы, например, определив одинаковый звук в своих именах.
Игра используется как организационный момент на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи (разрезные картинки тематических групп, предметные картинки, которые можно классифицировать по группам в зависимости от объединяющего признака), по обучению грамоте (картинки с одинаковым звуков). Собрав картинку, дети делают определенные выводы о том, чем им предстоит сегодня заниматься.
Актуальными для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, также стали игры «Найди своё место в ряду» и «Покажите нам… », входящие в игры технологии Рылеевой «Мы вместе».
Игра «Найди свое место в ряду» учит детей составлять последовательность и развивать навык соблюдения очередности.
Используя данную игру педагог решает следующие задачи, ориентированные на социальное развитие дошкольников:
- воспитывать навык соблюдения очередности, заданной
правилами;
2) развивать способность к поиску своего места в группе;
3) стимулировать способности детей к осмыслению своих отличительных особенностей.
Данная игра имеет свои правила и ход, которые можно использовать в рамках организованной образовательной деятельности:
Детям выдаются картинки, которые изображают какой–то процесс, чаще всего это «Рост растения», «Строительство», «Изготовление блюда» и другие. Дети должны объединиться в группу – команду и выстроиться, используя наглядный материал, по порядку в последовательности, который определяет тот или иной процесс.
В логопедической работе данная игра как нельзя лучше подходит для выстраивания определенной последовательности – чаще всего это количество и последовательность звуков (букв) в слове, последовательность при раскладывании серии сюжетных картинок.
Игра «Покажите нам…» учит детей согласовывать свои действия с партнерами по команде (паре, подгруппе).
Используя данную игру, педагог решает следующие задачи, ориентированные на социальное развитие детей:
- формировать у дошкольников навык координации совместных действий в пространстве игровой комнаты;
- развивать умение взглянуть на себя со стороны;
- воспитывать чувство ответственности за конечный результат.
Правила и ход игры:
Дети самостоятельно разделяются на подгруппы в зависимости от задания и выполняют его. Например: «изобразите цифру, самое длинное животное, самое сильное животное и т.д».
В логопедической работе данную игру можно использовать для того, чтобы показать букву (дети учатся лучше ориентироваться в пространстве, координировать свои движения), а при изучении лексической темы, например «Профессии», команда (пара, подгруппа) может показать профессию – врача и пациента, водителя и пассажиров, строителей.
Вывод:
Изучив технологию позитивной социализации Елены Владимировны Рылеевой «Мы вместе» и применив ее на практике, можно прийти к выводу, что такие игры как «Волшебная палочка», «Найди свою группу», «Найди свое место в ряду», «Покажите нам…» очень гармонично встраиваются в организованную коррекционно-развивающую деятельность. Это необъемные игры, подбираются в соответствии с тематикой, что позволяет логопеду решать много коррекционных задач на занятии. Данные игры обеспечивают смену деятельности, динамичность, рациональное использование пространства группы.
Основная – коррекционно-развивающая цель занятия - формирование фонетико-фонематического строя речи, лексико-грамматических категорий, связной речи, не только не теряется в процессе работы, но и эффективно достигается, так как игры данной технологии способствуют как позитивной социализации дошкольников с ОВЗ, так и повышению у них уровня мотивации, формированию и развитию познавательного интереса, когнитивных способностей, сенсомоторной координации.
Использование технологии «Мы вместе» повышает эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими ТНР, органично дополняет дидактическую систему и расширяет рамки двигательной и коммуникативной активности дошкольников при выполнении игровых заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование технологии речедвигательной ритмики в логопедической работе
виды коррекционной работы с использованием технологии речедвигательной ритмики по преодолению общего недоразвития речи у детей по авторской методике доцента кафедры сурдопедагогики дефектологического ...
«Игровые занимательные технологии как средство позитивной социализации дошкольников» опыт работы
Сущность опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования позитивной социализации дошкольников посредством определенной системы игровой занимат...
Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики.Для решения этой проблемы мы решил...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИГРЫ «ГЕОКЕШИНГ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье раскрывается понятие «Геокешинга» как современной формы коррекционной и развивающей работы логопеда. Описывается важность развития крупной, мелкой и артикуляционной моторики на ло...
Выступление на педагогическом совете: «Технологии позитивной социализации ребенка дошкольного возраста» (Из опыта работы)
Сообщение из опыта работы....
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ И ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ (МИНИ-РЕФЕРАТ)
Коммуникативные способности - это умение и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность, а значит, коммуникативные способности можно и нужно развивать. Одним из эффективных мето...