Проект "Будущие отличники"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Комарова Марина Александровна

Подготовка к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи с целью профилактики дислексии и дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Будущие отличники"24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Будущие отличники» по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет».

Вид проекта: долгосрочный 

 Тип проекта: коррекционный, информационный, практико-ориентированный проект

Участники пректа: дети с нарушениями речи 6-7 лет.

Сроки реализации: 1 год (сентябрь-май)

 Руководители проекта: учителя-логопеды: Комарова М.А., Аверина О.Г.

                                             

Участники проекта: дети 6-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.

Цель: Подготовка к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи с целью профилактики дислексии и дисграфии.

Задачи проекта:

  1.  Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.
  2. Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.
  3. Совершенствовать пространственную ориентировку;
  4. Использовать разнообразные методы и приёмы с целью профилактики у детей дисграфии и дислексии.
  5. Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.
  6. Вовлечь родителей в совместный процесс при подготовке детей к обучению грамоте.
  7. Научить родителей применять игры и игровые упражнения, способствующие обучению грамоте детей.

Актуальность

На современном этапе развития дошкольного образования, специалисты все чаще поднимают вопрос о необходимости повышения качества подготовки детей к школе, проведения пропедевтических мероприятий с целью предупреждения возможных трудностей обучения детей в школе. Предупреждение нарушения письма и чтения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи – одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом. Ребёнок с нарушениями речи, который поступает в школу, испытывает большие трудности в обучении. При этом сохраняется негативная тенденция отсутствия преемственности в работе учителей-логопедов дошкольного учреждения и школы. Все это актуализирует вопросы необходимости профилактики дисграфии и дислексии специалистами ДО.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с нарушениями речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова. Профилактику дислексии и дисграфии целесообразно начинать в дошкольном возрасте, формируя и развивая у воспитанников зрительно-пространственный гнозис, память, внимание, мелкую моторику, аналитико-синтетическую деятельность. Существенное значение имеет деятельность логопеда, направленная на коррегирование дефектов звукопроизношения, совершенствование лексико-семантического строя речи.

Проблема проекта: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.

Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с нарушениями речи» позволяет решить основные задачи обучения это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.

Предполагаемый результат проекта:

  • Создать предпосылок к грамотному овладению письмом и чтением.
  • Обеспечить информатизацию педагогического процесса, за счёт применения информационно-коммуникативных технологий.
  • Четко дифференцировать звуки родного языка;
  • Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.                                                      
  • Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.
  • Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
  • Сотрудничество педагогов ДО с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.

 Ресурсы проекта:

  • материально-технические ресурсы: - информационно-деловое оснащение проекта; - наглядно-демонстрационный материал по теме проекта: игры, игрушки, пособия, картотека и др. литература;
  • материал для детской продуктивной деятельности;
  • кадровые ресурсы: все участники образовательного процесса;
  • интернет ресурс.

Планирование и реализация проекта

1 этап Подготовительный
Выявление проблемы и вхождение в ситуацию.

  1. Доведение до участников проекта важности данной проблемы.
    Практическая деятельность по решению проблемы: изучение передовых технологий; подготовка ресурсного обеспечения
  2. Организация работы по созданию условий для реализации проекта.
  3. Организация методической работы.: анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
  4. Составление перспективного плана мероприятий.

2 этап Основной

месяц

форма и содержание

цель

Участники

сентябрь

Диагностика уровня развития речи.

Анкетирование родителей

выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.

Логопед, воспитатели, родители

октябрь

1. Беседа с детьми на тему «Как хорошо уметь читать»

2. Чтение худ. призведения  А. Усачев «Малуся и Рогопед»

4. Д/И на дифференциацию понятий «звук – буква»

Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте

Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.

Логопед, воспитатели, родители, дети

ноябрь

1. Д/И на дифференциацию понятий «гласные – согласные», «Ловушки для звуков», «Доскажи словечко»

2. Оформление буклетов для родителей «Игралочка»

3. Подгрупповое занятие с элементами логоритмики «Весёлые звуки!»

Развивать фонематические представления и чувств ритма.

Вооружить родителей практическим игровым материалом по теме

Логопед, воспитатели, родители, дети, муз.руководитель

декабрь

1. Д/И на дифференциацию понятий: «твёрдый-мягкий, звонкий-глухой»:

 «Узнай букву на ощупь», «Дорисуй букву», «Выложи букву», «Пластилиновые дощечки», «Зеркальные буквы»

2.Памятка для родителей «Что мы знаем о звуках и буквах»

3. Посетить день открытых дверей в школе.

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Вооружить родителей практическими знаниями.

Преемственность со школой.

Все участники проекта

январь

1. Д/И на дифференциацию понятий «звук – слог»

«Подбери слоги к схеме», «Соедини одинаковые слоги», «Найди вагончик с нужным слогом»

2.Интерактивная игра

 « Слоговая азбука», «Буква потерялась», «Телесные прописи»

3. Мастер-класс для педагогов: «Использование нейропсихологических игр и приемов как способ подготовки ребенка к школе».

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Повысить интерес родителей к процессу обучения грамоте

Все участники проекта

февраль

1. Д/И на дифференциацию понятий «слог-слово»: «Подбери слово на заданный слог», Слоговое домино»

2. Совместная творческая работа детей и родителей «Послушная буква».

3. Рисунки  с пословицами и поговорками о школе и учёбе

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Закрепление знаний по теме через творческую работу.

Все участники проекта

март

11. Д/И на дифференциацию понятий «слово-предложение»: «Составь предложение по заданному слову», «Подружи слова», кроссворды, ребусы.

2. Выступление  на педсовете: «От звуковой культуры речи до обучения грамоте»

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Преемственность ДО и начальной школы

Все участники проекта

апрель

1. Выступление на семинаре по теме « Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

2. Викторина  для детей «На пороге школы»

3. Использование ИКТ для профилактики дисграфии и дислексии: игры «Мерсибо», «Игры для Тигры», презентации.

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Выявить уровень знаний у детей по теме.

Логопед, воспитатели, родители, дети, учитель начальных классов

май

Диагностика детей

Презентация проекта.

Размещение материала на сайте ДО.

Выявление уровня готовности к школе, усвоения материала по проекту.

Распространение опыта по теме.

Логопед, воспитатели, родители, дети, психолог

3 этап Заключительный
Диагностика детей

Презентация проекта.

Размещение материала на сайте ДО.

Заключение.

Таким образом, тщательно спланированная и целенаправленная деятельность учителя-логопеда (базирующаяся на основных принципах обучения) с использованием дидактических игр и упражнений по обучению грамоте детей с нарушениями речи значительно повысит эффективность работы специалиста по преодолению стойких нарушений устной и письменной речи и, следовательно, предупредит такие серьезные проблемы, как дисграфия и дислексия.

Литература

1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.

2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.

3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.

4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.

5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.

6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.

7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.

8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.

9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.

10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.

  1. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.
  2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.
  3. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.
  4. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической группы, 2015 г.
  5. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.
  7. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.
  8. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

персональная страница воспитанницы МБДОУ "Детский сад №2" с.Янтиково Ивановой Юлии в Международной почетной книге отличников учебы (руководитель Андреева О.В.)

Воспитанница МБДОУ "Детский сад №2 с.Янтиково" - Иванова Юлия (руководитель Андреева Ольга Владимировна) за свои заслуги в музыкальной деятельности удостаивается персональной записи в междун...

Картинный материал в формате презентации к занятию №9 "Зима" по пособию Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников».

В презентации подобран картинный материал к заданиям занятия №9 по теме: "Зима" из пособия Л.В. Мищенковой "36 занятий для будущих отличников"....

Рабочая программа "36 занятий для будущих отличников"

Рабочая программа и комплексно-тематическое планирование "36 занятий для будущих отличников"...

Сценарий физкультурного досуга для детей средней группы "Отличники военной подготовки"

Данная разработка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и предназначена для инструкторов по физической культуре и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Досуг приурочен  к...

Страна отличников

Игра включает в себя разные задания, направленные на:- закрепление знаний о буквах,- обучение детей счету, ориентировке в пространстве;- обучение четкому и правильному произношению;- развитие фонемати...

"умники и отличники"

                       Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение            ...

Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Станем отличниками».

занятие по подготовке к обучению грамоте дошкольников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...