Проект "Будущие отличники"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Подготовка к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи с целью профилактики дислексии и дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Будущие отличники" | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Будущие отличники» по профилактике дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи 6-7 лет».
Вид проекта: долгосрочный
Тип проекта: коррекционный, информационный, практико-ориентированный проект
Участники пректа: дети с нарушениями речи 6-7 лет.
Сроки реализации: 1 год (сентябрь-май)
Руководители проекта: учителя-логопеды: Комарова М.А., Аверина О.Г.
Участники проекта: дети 6-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.
Цель: Подготовка к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи с целью профилактики дислексии и дисграфии.
Задачи проекта:
- Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.
- Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.
- Совершенствовать пространственную ориентировку;
- Использовать разнообразные методы и приёмы с целью профилактики у детей дисграфии и дислексии.
- Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.
- Вовлечь родителей в совместный процесс при подготовке детей к обучению грамоте.
- Научить родителей применять игры и игровые упражнения, способствующие обучению грамоте детей.
Актуальность
На современном этапе развития дошкольного образования, специалисты все чаще поднимают вопрос о необходимости повышения качества подготовки детей к школе, проведения пропедевтических мероприятий с целью предупреждения возможных трудностей обучения детей в школе. Предупреждение нарушения письма и чтения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи – одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом. Ребёнок с нарушениями речи, который поступает в школу, испытывает большие трудности в обучении. При этом сохраняется негативная тенденция отсутствия преемственности в работе учителей-логопедов дошкольного учреждения и школы. Все это актуализирует вопросы необходимости профилактики дисграфии и дислексии специалистами ДО.
Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)
Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с нарушениями речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова. Профилактику дислексии и дисграфии целесообразно начинать в дошкольном возрасте, формируя и развивая у воспитанников зрительно-пространственный гнозис, память, внимание, мелкую моторику, аналитико-синтетическую деятельность. Существенное значение имеет деятельность логопеда, направленная на коррегирование дефектов звукопроизношения, совершенствование лексико-семантического строя речи.
Проблема проекта: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.
Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с нарушениями речи» позволяет решить основные задачи обучения это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.
Предполагаемый результат проекта:
- Создать предпосылок к грамотному овладению письмом и чтением.
- Обеспечить информатизацию педагогического процесса, за счёт применения информационно-коммуникативных технологий.
- Четко дифференцировать звуки родного языка;
- Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
- Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.
- Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.
- Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
- Сотрудничество педагогов ДО с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.
Ресурсы проекта:
- материально-технические ресурсы: - информационно-деловое оснащение проекта; - наглядно-демонстрационный материал по теме проекта: игры, игрушки, пособия, картотека и др. литература;
- материал для детской продуктивной деятельности;
- кадровые ресурсы: все участники образовательного процесса;
- интернет ресурс.
Планирование и реализация проекта
1 этап Подготовительный
Выявление проблемы и вхождение в ситуацию.
- Доведение до участников проекта важности данной проблемы.
Практическая деятельность по решению проблемы: изучение передовых технологий; подготовка ресурсного обеспечения - Организация работы по созданию условий для реализации проекта.
- Организация методической работы.: анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
- Составление перспективного плана мероприятий.
2 этап Основной
месяц | форма и содержание | цель | Участники |
сентябрь | Диагностика уровня развития речи. Анкетирование родителей | выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии. | Логопед, воспитатели, родители |
октябрь | 1. Беседа с детьми на тему «Как хорошо уметь читать» 2. Чтение худ. призведения А. Усачев «Малуся и Рогопед» 4. Д/И на дифференциацию понятий «звук – буква» | Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте Воспитывать у детей желание к обучению грамоте. | Логопед, воспитатели, родители, дети |
ноябрь | 1. Д/И на дифференциацию понятий «гласные – согласные», «Ловушки для звуков», «Доскажи словечко» 2. Оформление буклетов для родителей «Игралочка» 3. Подгрупповое занятие с элементами логоритмики «Весёлые звуки!» | Развивать фонематические представления и чувств ритма. Вооружить родителей практическим игровым материалом по теме | Логопед, воспитатели, родители, дети, муз.руководитель |
декабрь | 1. Д/И на дифференциацию понятий: «твёрдый-мягкий, звонкий-глухой»: «Узнай букву на ощупь», «Дорисуй букву», «Выложи букву», «Пластилиновые дощечки», «Зеркальные буквы» 2.Памятка для родителей «Что мы знаем о звуках и буквах» 3. Посетить день открытых дверей в школе. | Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве. Вооружить родителей практическими знаниями. Преемственность со школой. | Все участники проекта |
январь | 1. Д/И на дифференциацию понятий «звук – слог» «Подбери слоги к схеме», «Соедини одинаковые слоги», «Найди вагончик с нужным слогом» 2.Интерактивная игра « Слоговая азбука», «Буква потерялась», «Телесные прописи» 3. Мастер-класс для педагогов: «Использование нейропсихологических игр и приемов как способ подготовки ребенка к школе». | Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве. Повысить интерес родителей к процессу обучения грамоте | Все участники проекта |
февраль | 1. Д/И на дифференциацию понятий «слог-слово»: «Подбери слово на заданный слог», Слоговое домино» 2. Совместная творческая работа детей и родителей «Послушная буква». 3. Рисунки с пословицами и поговорками о школе и учёбе | Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве. Закрепление знаний по теме через творческую работу. | Все участники проекта |
март | 11. Д/И на дифференциацию понятий «слово-предложение»: «Составь предложение по заданному слову», «Подружи слова», кроссворды, ребусы. 2. Выступление на педсовете: «От звуковой культуры речи до обучения грамоте» | Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве. Преемственность ДО и начальной школы | Все участники проекта |
апрель | 1. Выступление на семинаре по теме « Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи» 2. Викторина для детей «На пороге школы» 3. Использование ИКТ для профилактики дисграфии и дислексии: игры «Мерсибо», «Игры для Тигры», презентации. | Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве. Выявить уровень знаний у детей по теме. | Логопед, воспитатели, родители, дети, учитель начальных классов |
май | Диагностика детей Презентация проекта. Размещение материала на сайте ДО. | Выявление уровня готовности к школе, усвоения материала по проекту. Распространение опыта по теме. | Логопед, воспитатели, родители, дети, психолог |
3 этап Заключительный
Диагностика детей
Презентация проекта.
Размещение материала на сайте ДО.
Заключение.
Таким образом, тщательно спланированная и целенаправленная деятельность учителя-логопеда (базирующаяся на основных принципах обучения) с использованием дидактических игр и упражнений по обучению грамоте детей с нарушениями речи значительно повысит эффективность работы специалиста по преодолению стойких нарушений устной и письменной речи и, следовательно, предупредит такие серьезные проблемы, как дисграфия и дислексия.
Литература
1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.
3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.
4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.
5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.
6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.
7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.
8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.
9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.
10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.
- Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.
- Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.
- Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.
- Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической группы, 2015 г.
- Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.
- Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.
- Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
персональная страница воспитанницы МБДОУ "Детский сад №2" с.Янтиково Ивановой Юлии в Международной почетной книге отличников учебы (руководитель Андреева О.В.)
Воспитанница МБДОУ "Детский сад №2 с.Янтиково" - Иванова Юлия (руководитель Андреева Ольга Владимировна) за свои заслуги в музыкальной деятельности удостаивается персональной записи в междун...
Картинный материал в формате презентации к занятию №9 "Зима" по пособию Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников».
В презентации подобран картинный материал к заданиям занятия №9 по теме: "Зима" из пособия Л.В. Мищенковой "36 занятий для будущих отличников"....
Рабочая программа "36 занятий для будущих отличников"
Рабочая программа и комплексно-тематическое планирование "36 занятий для будущих отличников"...
Сценарий физкультурного досуга для детей средней группы "Отличники военной подготовки"
Данная разработка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и предназначена для инструкторов по физической культуре и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Досуг приурочен к...
Страна отличников
Игра включает в себя разные задания, направленные на:- закрепление знаний о буквах,- обучение детей счету, ориентировке в пространстве;- обучение четкому и правильному произношению;- развитие фонемати...
"умники и отличники"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ...
Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Станем отличниками».
занятие по подготовке к обучению грамоте дошкольников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...