автоматизация звука ш
картотека по логопедии

Темник Анастасия Игоревна

автоматизация звука ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_sh._kartochki.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка №1                      

Правильное положение органов артикуляции при произношении  звука «Ш» - губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» со щелью, язык поднят вверх, воздух теплый, струя направлена вверх: Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш (длительно, выходит воздух из пробитого мяча).

Задание 1:Хлопни в ладоши , если услышишь звук «Ш»:Р, С, Ш, М, З, Ш,Л,П, Ш, С.

Задание 2: Выкладывать фигурки из палочек и произносить звук «Ш» столько раз, сколько палочек в фигурке:

Задание 3: Четко произносить прямые слоги (следить за тем, чтобы звук «ш» произносился утрированно, протяжно). Проговаривать многократно.

                             Ша-ша-ша              ши-ши-ши

                            Шо-шо-шо              ше-ше-ше

                            Шу-шу-шу              

                                                  Ша-шо-шу-ши-ше                          

                                                  Шо-шу-ши-ше-ша    

                                                  Шу-ши-ше-ша-шо

                                                  Ши-ше-ша-шо-шу

                                                  Ше-ша-шо-шу-ши

Задание 4:Четкое проговаривание слогов и слов за взрослым:

 Ша-ша-ша------шапка             ша-ша-ша-----шайба

 Ша-ша-ша-----шаль                ша-ша-ша-----шахта

 Ша-ша-ша----шах

 Ша-ша-ша----шахматы      

Задание 5: Счет слов от 1 до 10 с загибанием пальцев (по образцу)- шайба, шапка, шахта.

Образец:    одна шапка         три шапки

                   две шапки           четыре шапки и т. д. до10. Звук «Ш» произносить утрированно, с ударением.

Задание 6: Деление слов на слоги(шап-ка, шу-ба, шай-ба), в каком слоге находится звук» Ш» в первом или во втором, произнеси этот слог.

Задание 7: нарисовать в тетрадке картинки (или приклеить готовые), в названии которых слышится звук «Ш»

                                                               Карточка №2

Задание1: Длительное произношение звука «Ш» ( шипит гусь) ш ш ш ш ш ш ш…..

Задание 2:Выкладывать фигурки из палочек и произносить слоги: «ша», «шу», «ши», «ше», «шо»:

Задание 3: Проговаривание слоговых рядов за взрослым:

                                    Ша-шо-шу-ши

                                 Шо-шу-ши-ша

                                 Шу-ши-ша-шо

                                 Ши-ша-шо-шу

Задание 4: Игра «Добавь слог» «ША» : ка….,  лап…, ду…, афи…, гало…, Ма…, Да…, Па…, Ми…  

Задание 5: Четко произносить слова с ударением на слоге «Ша»: шаг, шагом, шайба, шапка, шахта, шах, мышата, большая, ушанка, мешать, дышать, душа.

«ШО» : мешок, пушок, петушок, большой, мышонок, шов, шок. 

Задание 6: Счет слов от 1 до 10 с загибанием пальцев : мышонок,  мешок, петушок.

Задание 7: нарисовать в тетрадке картинки или приклеить готовые:  петушок, мешок, мышонок.

                                         


Карточка №3

Задание1: Игра «Добавь слог «ШИ»: у…,  мы…, малы…., камы…, ков…, напи…, шала…, ланды…, детены… .      

Задание 2: четко произносить слова с ударением на слоге «ШЕ»: шел, шелк, шепот, ушел, нашел, вошел.  

«ШИ»: шик, шило, шина, шип, шить, дыши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, ковши.

Задание 3: Игра «Запомни, повтори за взрослым»:

                                          Шапка – шуба- шиповник-шепот

                                      Шуба-шиповник-шепот-шапка

                                      Шиповник-шепот-шапка-шуба

                                      Шепот-шуба-шапка-шиповник

Задание 4: Счет слов от1 до 10 с выкладыванием спичек – лошадь, машина, ковш.

                                                     


Карточка № 4                                                      

Задание №1:Четкое проговаривание слов без ударения на слоге: «ША» - шаги, шагать, ваша, наша, каша, шалфей, лошадь, вешалка, афиша.

«ШИ»- шинель, шипеть, шиповник, шипы, уши, мыши, наши, ваши, калоши, тишина, шитье, баклуши.

«ШЕ»- камешек, шелуха, тише, выше, башенка, вишенка, шептать, плюшевый, шептунья.

Задание 2: Четко, выделяя голосом звук «Ш», проговори каждое имя 3-4 раза: Миша, Маша, Даша, Наташа, Паша, Алеша, Илюша, Антоша, Глаша.

Задание 3: Игра «Я начну, а ты закончи»:

                                 Я иду, и ты……………(идешь)           Я плыву, и ты………(плывешь)

                              Я пою, и ты……………(поешь)          Я бегу, и ты………..(бежишь)                

                              Я веду, и ты……………(ведешь)        Я лечу, и ты……….(летишь)    

                              Я шагаю, и ты……….(шагаешь)         Я мою, и ты……….(моешь)

                              Я копаю, и ты ………..(копаешь)        Я знаю, и ты………(знаешь)                                 

Задание 4: Счет слов с выкладыванием пуговиц:  малыш, кувшин, шалаш. 

Задание 5: Подбери название слов (картинок) так, чтобы получилась короткая  рифмовка:

                         Вшин- вшин-вшин-----назову………..(кувшин).

                      Ошка- ошка- ошка-----называю……..(кошка).

                      Ушка- ушка- ушка------назову…………(подушка).

                      Ышка- ышка- ышка----- называю…….(мышка).

                      Ашка- ашка- ашка-------назову…………( букашка).

                      Ишня- ишня- ишня------называю………(вишня).

                      Шина- шина- шина------назову…………(машина).

Задание 6:   Четко произносить  чистоговорки : 

                        Ша-ша-ша ------шапка, шахматы, лапша      

                     Ши-ши-ши------шина, шило, камыши

                     Ша- ша- ша------я катаю малыша

                     Ша- ша- ша------купаем малыша

                                               


Карточка №5                                                                      

Задание №1: Четко произносить слоговые ряды:

Шка-шко-шку-шки                   ашк-ошк-ушк-ишк        акш-окш-укш-ышк

Шко-шку-шки-шко                   ошк-ушк-ишк-ашк        окш-укш-ыкш-акш

Шку-шки-шка-шко                    ушк-ишк-ашк-ушк        укш-ыкш-акш-окш

Шки-шка-шко-шку                    ишк-ашк-ушк-ошк        ыкш-акш-окш-укш

Задание №2:Подобрать родственные слова к слову: мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка);  лягушка - ( лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник). Знать родственные слова наизусть, при произношении четко выделять звук «Ш».

Задание №3: Четко произносить слова за взрослым:  подошва, швея, швы, шведы, шкаф, шкатулка, школьник, шланг, шлем, шлепать, шлак, шмыгать, шпалы, шпагат, шпион, шпилька, шпулька, шпаклевка  (голосом выделять звук «Ш»). 

Задание № 4: Деление слов на слоги под хлопки (см. задание №3)

Задание №5: Четкое проговаривание чистоговорок за взрослым:

Шу-шу-шу------пилотку я ношу                       ше-ше-ше-----сидит утка в камыше

Шу-шу-шу-----я значок ношу                           ше-ше-ше-----кошка в шалаше

Шу-шу-шу-----помогите малышу                    ши-ши-ши----Миша с Машей малыши

Шу-шу-шу-----Маша кушает лапшу                ши-ши-ши----глубоко дыши

Шу-шу-шу-----шубу новую ношу                     ши-ши-ши-----кашу ешьте малыши

Задание №6: Возьмите картинки мальчика и девочки, дайте им имена (Миша и Маша). Распределите между ними картинки как считаете нужным. Получившиеся сочетания слов произнесите 3-4 раза.

Например:   У Маши шапка ( шуба, кошка, шкаф)  и так далее.

                      У Миши машина (шахматы, шиповник ) и так далее.

Задание №7: Нарисовать в тетрадке около Миши и Маши их любимые картинки.

                                                              Карточка №6                                                                               

Задание № 1 : Четко произноси обратные слоги  за взрослым:

                                  Аш-ош-уш-ыш                             яш-еш-иш-юш

                                     Ош-уш-ыш-аш                                     еш-юш-иш-яш

                               Уш-ыш-аш-ош                             иш-еш-яш-юш

                                Ыш-аш-ош-уш                             юш-иш-яш-еш

Задание №2:Четко произносить слова с ударением на слоге «АШ»: ваш, наш, башня, пашня, кашка, букашка;

«ОШ»: кошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, Антошка;

«УШ»: душ, тушь, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, макушка, квакушка, болтушка;

«ЫШ»: вышка, мышка, пышка, малышка, камыш, малыш;

Задание №3: Измени предложения по образцу:

                        Образец: У Маши подушка. – Это Машина подушка.

   У Миши шашки. -------               У Даши кошка.-------          У Наташи галоши.-----

   У Паши картошка.------             У Сани машина.------          У Катюши вишня.------                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

   У Сани ракушка.--------             У Алеши катушка.----          У Маши пышка.--------      

Задание № 4: Игра «Я начну, а ты закончи»:

                             Я нашёл мышку-малышку.                              Я машу шапкой.

                          Ты нашёл мышку-малышку.                          Ты…………………..

                          Он……………………………………..             Он…………………..  

                          Мы…………………………………….             Мы………………..

                          Вы…………………………………….              Вы…………………

                          Они…………………………………..              Они…………………  

Задание №5: Нарисовать в тетрадке или приклеить готовые картинки со звуком «Ш»

                          Окошко, лягушка, малыш, башня, подушка, пушка.

Задание №6: Выучить наизусть, четко произнося звук «Ш»:

                            Кошка в окошке шапку шьет,

                         Мышка в тапках избушку метёт.

                                             


Карточка №7

Задание№1:Четко произносить слова с ударением на слоге «ЁШ»: даёшь, поёшь, лепёшка, пьёшь;

«ЕШ»:    пешка, вешний, поешь;

«ИШ»: бишка, вишня, мишка, лишний, тишь, домишко;

«ЮШ»: плюшка, клюшка, конюшня.

Задание№2: Счёт слов от 1-до 10(с загибанием пальцев):  пешка, мишка, плюшка.

Задание №3:Четко произнеси слова тройками:

Вышка-пышка-мышка

Кошка-мошка-ложка

Подушка-лягушка-квакушка

Бабушка-дедушка-донышко

Бишка-мишка-домишко

Льёшь-пьёшь-даешь

Задание №4:Игра «Назови ласково»:

 Воля-волюшка              камень--------                мать----------         пятно-------

Доля-долюшка              солнце---------               тётя-----------         окно--------

Дума------------               хлеб------------               дядя---------          дно---------

Кума------------               хозяйка-------                батя---------           поле--------            

Зима------------               штаны--------                 дед----------           вишня-------

Задание №5: Четкое проговаривание словосочетаний за взрослым с нажимом на звук «Ш»:

Наша школа                        пышная плюшка                 большой шмель

Швейная машина               шелковая шаль                    пшенная каша

Машинный шов                  наша бабушка                      шипение кошки

Машинные шины               Дашина шапка                     большой шкаф

Школьный шкаф                 шитьё шинели                     шиншилловая шуба

Шелуха шиповника            шипы шиповника               дешёвые книжки

                                                Карточка №8:                                                               

Задание№1:Четко произнести чистоговорки за взрослым:

Аш-аш-аш- шар, машина, карандаш                                ыш-ыш-ыш-у Кати камыш

Аш-аш-аш-я точу карандаш                                              ыш-ыш-ыш-упал малыш                                                                                                                                                                                                                              

Аш-аш-аш-дайте карандаш                                               ашка-ашка-летит букашка                                                          

Ош-ош-ош-у меня нож                                                      ошка-ошка- на окошке кошка

Уш-уш-уш—поломался душ                                             ушка-ушка-лягушка-квакушка

Уш-уш-уш- очень тёплый душ                                         ышка-ышка-маленькая мышка

Задание№2:  Взрослый называет один предмет, а ребёнок- множество таких же предметов:  

                                                                                                                                                                                      Шалаш - шалаши               шкаф -…….                            Башня -………          шляпа-………                                                                                                                                                      

Камыш - камыши              петушок -………                    детёныш -……           ландыш……..

Задание№3:  Послушай пары слов, составь с ними предложения. Проговори их 3-4 раза.

Шалаш - ландыши. Петушок - зёрнышки. Машина - шофёр.  Воробышек – крыша. Шахматы - шкаф. Кукушка -  гнёздышко. Ватрушка - лепёшка. Лошадь - мешки.

Задание№4: Игра « Я начну, а ты закончи»:

                         Я ношу новую шубу       Я шепчу потешки кошке на ушко

                            Ты…………                            Ты………….   

                         Он …………                            Он…………..                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                         Мы ………..                            Мы……….

                         Вы ………..                             Вы………….

                         Они ……….                            Они………..                                    

Задание№5: Выучить наизусть стихотворение «Мишутка»:      

                                    Одеваем малыша, одеваем голыша.  

                                Шапку и шубку одеваем на мишутку.      

Задание №6:  Нарисовать или приклеить в тетрадке картинку к стихотворению.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                         


Карточка№9                                                    

Задание№1: Чёткое проговаривание предложений за взрослым (выделять звук «Ш»):    

У Маши шляпа. У Алёши ландыши. Миша и Паша едут на лошадке. Малыши шагают в школу.   Миша нашёл камешек. У шиповника шипы. Паша и Наташа не шумят. Алёша кушает пшенную кашу. У Миши новые шахматы. Мышонок упал в кувшин. Илюша гоняет шайбу. Алёше купили большую машину. Наш мишутка любит шутки. Готовит Наташа пшённую кашу. У нашей машины шипы на шинах. Идёт пешком мышонок с мешком. Маша и Даша шьют шубу Наташе. Маша вышивает подушку. Миша машет дедушке шапкой. Наш Антошка глядит в окошко.

Задание№2:  Измени предложения по образцу:    

                         Образец: У Маши подушка  -- Это Машина  подушка.

У Миши шашки …………….                          У Илюши шайба………….

У Паши шапка…………………                       У Маши плюшка…………

У Наташи шуба………………                         У Даши кошка…………..

У Алёши вишни……………..                         У Катюши мишка……….

Задание№3: Исправь предложения:

Наша мышка съела кошку. Ландыши очень любят бабушку. Лягушка боится мошки. На подушке лежит диван.  Воздушный шар любит со мной играть. Кошка убегает от мышки. Каша готовит машу. Лошадка едет  на Мише. Книжки любят малышей. Клюшкой забивают шапки. Подушка отдыхает на кошке.

Задание№4: Послушай предложения. Представь. Что предметов не один , два.  Составь новые предложения и проговори их. Выделяя звук «Ш».   

Например:  Одна мышка шумит под вешалкой.— Две мышки шумят под вешалкой.  

Одна кошка отдыхает на подушке.---------       Одно пятнышко видно на шубе.---------

Одна шашка упала на кушетку.---------------     Один башмак валяется под шкафом.-----

Одна шкатулка лежит в шкафу.---------------     Один школьник бежит в школу.--------  

Один мишка шумит на опушке.--------------      Одна кукушка кукует на опушке.----------

Задание№5:Выучить наизусть стихотворение: «Шишка».

                            Шумит на опушке Мишка - Топтыжка

                         Шишка на макушке у бедного Мишки.  

( нарисовать к стихотворению картинку).                

                                               


Карточка№10                                                           

Задание№1:   Игра «Я начну, а ты закончи»:

                     Я----- штопаю кукушонку капюшон                Я-----кушаю шоколад

                   Ты-----                                                                Ты-----------

                    Он-----                                                                 Он----------                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                        Мы------                                                                                  Мы---------                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                          Вы------                                                                Вы-----------                                                                                                              

                          Они-------                                                             Они-----------

Задание№2: Четкое проговаривание предложений за взрослым:

У кошки ушки на макушке. Кошка ловит мышку. Малышка ела кашку ложкой. У Миши  шапка-ушанка. Миша и Наташа шагают в ногу .Наша Даша никогда не шалит. На шубе виден шов. Я ношу новую шубу и шапку. Петушок, петушок выгляни в окошко. Миша моет шею и уши. Наташа шьёт на машинке кукле шапку. У Катюши на подушке вышита кукушка. Мошки и букашки мешают Гоше и Паше. Мы видели кошку под нашим окошком. На кухне кошка готовит лепёшки. Любит лепёшки котёнок Тимошка.

Задание№3:Чётко, выделяя звук «Ш», произнеси каждую историю 3-5 раз. Затем повтори чистоговорки по ролям: взрослый - начало( ша-ша-ша), а ты- конец ( наша шуба хороша).    

Шуба : ша-ша-ша- наша шуба шороша,     шо-шо-шо- в нашей шубе хорошо,   шу-шу-шу- нашу шубу я ношу,  ши-ши-ши - в нашей шубе попляши, ши-ши-ши – шейте шубы от души.

Камыши: ши-ши-ши- зашумели камыши , ше-ше-ше- это утка в камыше, ша-ша-ша- выплывай из камыша, шах-шах-шах- нету утки в камышах, ши-ши-ши- что нам шепчут камыши?    

Задание№4:  Выучить наизусть стихотворение «Мышки и пышки» :

                            На столе лежали пышки, а в углу шумели мышки.

                          Если б не было здесь мышки, были б целы эти пышки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

(попросить ребёнка назвать из стихотворения слова со звуком «Ш», нарисовать к стихотворению картинку).

Задание №5:   Самостоятельное придумывание слов со звуком «Ш». (записать  в тетрадь)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....